Статья на тему: Особенности формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития
статья по математике (средняя группа) на тему

Алексеева Ирина Николаевна

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо для успешного обучения не только в саду, но и  в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  на тему: Особенности  формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития

Учителя –дефектолога Алексеевой И.Н. ГБДОУ №31 Пушкинского р-на г.Санкт - Петербург


В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем. Очень важно заботиться о формировании у детей представлений о предметах и вещах, о существовании их сенсорного опыта.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развивается познавательные способности ребенка. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Ребенок в процессе жизни сталкивается с огромным многообразием форм и красок и других свойств предметов.  Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира.

В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания, внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Многочисленные исследования особенностей и закономерностей перцептивного  развития детей, проведенные А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером,  Н. Н. Поддъяковым, В.П. Зинченко, А.А.Катаевой, выдвинули проблему сенсорно-перцептивного развития  детей на приоритетное место. Проблеме развития  сенсорного развития  детей с задержкой  психического развития было уделено меньше внимания. Поэтому данная проблема актуальна на сегодняшний  день.

Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

Традиционный подход к организации сенсорного воспитания не всегда оправдывает себя при использовании в практике работы с детьми с ЗПР, вследствие особенностей их психического развития. Педагогам, работающим с данным контингентом детей, желательно акцентировать свое внимание на личностно-ориентированной модели воспитания, т.е. определить исходный уровень развития каждого ребенка, потребности, а затем наметить программу сенсорного воспитания, учитывая коррекционную направленность процессов воспитания и обучения в целом.

В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т.е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Установлено, что у детей дошкольного возраста с ЗПР представление о сенсорных эталонах формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 30-40% детей не могут самостоятельно различать цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе ЗПР (кроме ЗПР, лежащей вследствие педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявлению некоторых особенностей зрительного восприятия таких детей – медленность, узость, недифференцированность, инактивность, нарушение цветоразличения. Следовательно, цветоанамалии у детей с ЗПР встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой. Темп зрительного восприятия у детей с ЗПР замедлен. По-видимому, большая длительность восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга. В восприятии важную роль играет отражение совокупности воспринимаемой информации. Быстрое окидывание “скользящим взором”, в одно мгновение пробегающим по нескольким объектам и задерживающимся лишь на некоторых, а также “оглядывание”, позволяющее ознакомиться с обстановкой, чтобы затем остановить свой взор на существенном, возможно только при том условии, если ребёнок будет воспринимать не более – менее неопределённые пятна, а правильно узнавать предметы. Это осуществимо благодаря чрезвычайной скорости восприятия предметов ребёнком, которой он достигает при нормальном развитии уже к 2,5-3 годам. Дети с ЗПР вследствие медленности своего восприятия не обладают такими возможностями, как их нормально развивающиеся сверстники. Так как у детей с ЗПР возникают менее разнообразные ощущения, то при обозрении окружающего эти дети не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету от тех, на которых или пред которыми они находятся. Глядя на какой-нибудь предмет, такой ребёнок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Об инактивном характере восприятия свидетельствуют и неумение детей с ЗПР всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Известно, что далеко не все дети с ЗПР могут правильно собрать обычную детскую пирамиду. Если и собирают, то очень часто допускают ошибки в процессе подбора колец, снова и снова возвращаются к началу работы. Это означает, что они не замечают «на «глаз» которое кольцо по размеру ближе данному, не знают приема сравнения наложением, не умеют находить следующее кольцо, а берут в руки часто первое попавшееся. У них отсутствует этап обдумывания, им несвойственно сомнение в правильности выбора следующего кольца. Сравнение серии предметов по их размерам имеет коррекционное значение и требует специального обучения. Только в результате специально организованного обучения, применения оценок в разнообразных ситуациях под руководством педагога ребенок с ЗПР научится замечать, оценивать такие признаки предметов как: длина, ширина, высота.

Таким образом, выделяются следующие особенности сенсорного воспитания  у детей с ЗПР:

-не знают приема сравнения наложением;

-при составлении пирамидки не умеют находить следующее кольцо, берут первое попавшееся;

-у них отсутствует этап обдумывания;

-им трудно переключиться с только что сделанного вывода на другой;

-не могут отвлекаться от размеров предметов, составляющих совокупности;

-не умеют размещать предметы удобным для себя способом;

-не умеют устанавливать среди них определенный порядок;

-не различают оттенки цветов.  

 Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности анализаторов, а также для полноценного психического развития ребенка необходима взаимная координация сенсорных и моторных компонентов деятельности, поэтому сенсомоторное развитие является одной из ведущих сторон дошкольного воспитания.

У детей с задержкой психического развития оказывается несформированной система понятий, таких как форма, цвет, размер и т.п. В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Поэтому ребенок может правильно выполнить инструкцию, содержащую словесное обозначение признака ("дай красный карандаш"), но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется. Следовательно, сенсомоторное развитие у детей с ЗПР нарушается и на вербальном, и на невербальном уровнях.

Важное значение для развития познавательной сферы ребенка имеют пространственные и пространственно-временные представления. Недостаточность сформированности этого компонента в структуре сенсорного развития ребенка в последующем проявляется в нарушениях графической деятельности, а также в трудностях овладения чтением, письмо, математической деятельностью.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов, при этом специфика восприятия при ЗПР проявляется в его ограниченности, фрагментарности и константности. У этих детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо -зрительно-моторной координации. Недостаточность межсенсорного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, пространственно-временных ориентировок. Часто наблюдаются трудности в право-лево ориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.

У детей с ЗПР оказываются нарушенными не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Им свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее “отделаться”. Указанная особенность проявляется в ограниченном объеме анализа, преобладании анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков, преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов, редком использовании обобщенных терминов, понятий.

Целенаправленность, произвольность и планомерность перцептивных действий у детей с ЗПР также оказывается несформированной. Процесс обследования объекта характеризуются хаотичностью, импульсивностью. Дети длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы. У таких детей часто наблюдается неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия.

Тактильно-двигательному восприятию, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина, также присущи указанные недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности оказывается замедлен. Кроме того, одной из основных особенностей таких детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Таким образом, с учетом указанных особенностей необходима реализация следующих задач по коррекции сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития:
– совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность;
– формировать точные и координированные движения, учитывая форму и величину предметов, при их захвате;
– знакомить с разными способами обследования предметов и объектов (примеривание, прикладывание, наложение;
– формировать эталонные представления о цвете, форме, величине;
– учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы
 (большой – маленький), форме (круглый – квадратный), цвету (красный – желтый – зеленый – синий);
– учить классифицировать предметы согласно заданному признаку;
– стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.

У детей с проблемами развития ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, так как данные представления без особой коррекционной помощи у них не формируются. Эти занятия основаны на прямом обучающем воздействии педагога-дефектолога и построены в соответствии перспективным планированием.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей с ЗПР 3–4 лет (фрагмент).

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Детский сад (экскурсия по саду) Ориентировка в пространстве.

Октябрь

1. “Листья”

2. Понятия о величине.

1. “Засолка капусты”

2. Обведение по контуру

1. “Варим компот”.

2. Работа с шаблонами.

1. Кулачки – ладошки”.

2. Обведение по контуру.

Ноябрь

1. “Сидит белка на тележке”.

2. Работа с трафаретом.

1. “Топ – топ – топотушки”.

2. Работа с трафаретом.

1. “Шла уточка”

2. Понятие о величине.

1. “Куклы”

2. Ориентировка в схеме собственного тела.

Декабрь

1. “Лепим снежок”.

2. Разрезные картинки.

1. Сколько птиц в нашей кормушке.

2. Знакомство с величиной.

1. “Кукла”

2.Ориентировка в схеме тела..

1. “Мы во двор пошли гулять”.

2. Знакомство с формой.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей с ЗПР 4–5 лет (фрагмент).

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Детский сад.

.Ориентировка в пространстве

Октябрь

1.“Листья”.

2.Цвет: красный, зеленый, желтый.

1. Мы капусту рубим.

2. Величина: большой, поменьше, маленький.

1. Мы делили апельсин.

2. Форма: круг, квадрат.

1.Грибы.

2. Цвет: кр., син, желт.

 

Ноябрь

1. “Встреча”. (Метельская.)

2. Ориентировка во времени (утро). Колесникова 4–5 л.

1. “Петушок”.
(Метельская.)

2. Ориентировка в пространстве: слева – справа – посередине.
(Колесникова 4–5 л.)

1. “У кого что есть”.
(Метельская.)

2. Форма: треугольник.
(Колесникова 4–5 л.)

1. “Осенняя прогулка”.
(Метельская с.26)

2. Ориентировка во времени. (Части суток – ночь, вечер.)

Декабрь

1.Зима

.Метельская стр.40

2. Цвет крас,жел,зел,син.

1. «Игры зимой»

2.Форма соотнесение геом.фигур с окружающими .предметами

1. «Это глазки вот,вот..»

2.Величина: длинный-короткий.

1. “Дед Мороз”.
(Метельская с. 40)

2. Части суток.
Колесникова.

Перспективное планирование по сенсорному развитию детей с ЗПР 5–6 лет (фрагмент).

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Детский сад.

Ориентировка в пространстве.

Октябрь

Составление целого из частей

Различение геометрических фигур: круг, овал, полуовал, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Выделение простой формы в предметах.

Анализ простейшей схемы – изображение

Ноябрь

Проверка и уточнение представлений о схеме тела.

Определение направлений в пространстве

Уточнение пространственных взаимоотношений

Закрепление понятий

слева – справа; спереди – сзади

Формирование понятий: верх – низ, вправо – влево, середина.

Декабрь

Употребление слов, обозначающих пространственные отношения между объектами.

Знакомство со схемой человека, стоящего напротив.

Закрепление ориентировки в схеме тела человека, стоящего напротив.

Употребление слов: правый, левый, верхний, нижний (углы), вверх, вниз, вправо, влево

Список литературы:

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б.Филичевой. – М.: “Гном-Пресс”, 1999.
  2. Гришвина А.В. и др. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: Кн. для логопеда. Из опыта работы / А.В.Гришвина, Е.А.Пузыревская, Е.В.Сочеванова. – М.:Просвещение, 1988.
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
  4. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2007.
  5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2008.
  6. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. – Смоленск: Изд-во “Ассоциация XXI век”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р   В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

В данной работе представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития. Разработана система игр и игровых упражнений, направленная на формирован...

Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития

В материале представлен конспект ООД для детей  с задержкой психического развития подготовительной группы по разделу развития элементарных математических представлений...

Особенности сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития

В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания, внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение ...

Формирование и развитие фонематических представлений у детей с задержкой психического развития

В данной статье подобраны игры и упражнения для формирования и  развития фонематических процессов у дошкольников с задержкой психического развития....

Особенности сенсорного воспитания у детей с задержкой психического развития

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...