Методический справочник для воспитателя "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
картотека по математике на тему

Методический справочник для воспитателя «Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений», который включает в себя стихи, пословицы, поговорки, загадки, математические шуточные задачи и т.д., которые помогут воспитателям при  формировании математически х представлений у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический справочник для воспитателя

«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений»

Физкультминутки

1. Стойкий оловянный солдатик

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую- к груди,

Да смотри- не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

2. Косари.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда.

Делай "раз" иделай "два".

3.Зайцы скачут:

  Скок-скок-скок!

   Да на беленький снежок.

  Приседают, слушают,

  Не идет ли волк.

  Раз-согнуться, разогнуться.

  Два-нагнуться, потянуться.

  Три- в ладоши три кивка.

4.Самолет

   Руки в стороны-в полет

   Отправляем самолет.

  Правое крыло вперед,

  Левое крыло вперед.

  Раз, два, три, четыре-

  Полетел наш самолет.

5. Раз, два, три, четыре, пять!

  Все умеем мы считать,

  Отдыхать умеем тоже-

  Руки за спину положим,

  Голову поднимем выше

  И легко-легко- подышим.

Пословицы, крылатые слова и поговорки.

1.* Одно дерево срубишь- десять посади.

* Один пашет, а семеро руками машут.

* Один в море- не рыбак.

* Одна голова на плечах.

* Одна нога тут, другая там.

2.* Два сапога- пара.

* Как две капли воды.

* Одна голова- хорошо, а две- лучше.

* От горшка два вершка

* Уплетать за обе щеки.

3.* Не узнавай друга в три дня- узнавай в три года.

* Заблудиться в трех соснах.

* От горшка три вершка.

* Обещанного три года ждут.

* Плакать в три ручья.

4.* Без четырех углов изба не рубится.

* На все четыре стороны.

*  Жить в четырех стенах.

5.* Как свои пять пальцев.

* Пятое колесо в телеге.

ЗАГАДКИ.

1. Танцует крошка,

    А всего одна ножке.

                                   (юла, волчок)

* Стоит Антошка на одной ножке,

   Его ищут, а он не  откликается.

                                 ( гриб)

* Много рук, а нога одна ( дерево).

* Одноглазая старушка узоры вышивает ( игла).

* У кого днём один глаз, а ночью много? ( у неба).

2.* Два братца в воду глядятся - век не сойдутся (берега).

* Две плетёнки, две сестрёнки из овечьей пряжи тонкой.

    Как гулять - так надевать, чтоб не мёрзли пять да пять. ( варежки).

* У него два колеса и седло на раме,

   Две педали есть внизу, крутят их ногами. ( велосипед).

3.*  Треугольная доска, а на ней три волоска.

    Волосок  - тонкий, голосок - звонкий. ( балалайка).

*  У него глаза цветные, не глаза, а три огня.

    Он по очереди ими, сверху смотрит на меня ( светофор).                          

4.*   Шевелились у цветка все четыре лепестка

     Я сорвать его хотел он вспорхнул и улетел ( бабочка).

*   Четыре ноги, а ходить не может ( стол).

*    Кто в году четыре раза переодевается? ( земля)

5.*    Пять братьев - всем одно имя, годами равные, ростом разные. ( пальцы)

*    Чтоб не мёрзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят ( пальцы в варежке)

*     Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты)

*     Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?

       На ногах его копытца, ест и пьёт он из корытца. (поросёнок).  

Стихи математического содержания

- Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.  

                                     (С.Маршак)

- Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.  

                                      (Г.Виеру)

- На длинной ножке

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры.  

                             (Ф.Дагларджа)

- Начнем считать:

Один, одна –

Моя страна.

Здесь наш родной,

Любимый дом.

Отчизна, Родина –

Одна

У каждого из нас

ОДНА.

                              (Г.Кайтуков)

–А вот это – цифра два

Полюбуйтесь какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

                              (С.Маршак)

-Два - похожа на гусенка

С длинной шеей,

Шеей тонкой  

                              (Г.Виеру)

 -Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнет –

Прямо лебедем плывет.

                             (С.Маршак)

–А вот это посмотри,

Выступает цифра три,

Тройка – третий из значков –

Состоит из трех крючков

                           (С.Маршак)

–Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь –

Посмотри

Получилась цифра три!

                          (Бакалдин)

–Три цвета у светофора,

 Они понятные для шофера:

Красный свет –

Поезда нет.

Желтый –

Будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!

                                  (С.Маршак)

- За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

                                 (С.Маршак)

- Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

                                (Г.Виеру)

- Делал Егорка

С мамой уборку

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он

На четыре.

- А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.

- А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо потянула,

Ножку круто изогнула.

                               (С.Маршак)

Занимательные задачи в стихах по математике.

Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение!

Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое — маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке — Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

В.Кудрявцева

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа…

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

Жили-были

у жилета

Три петли

и два манжета.

Если вместе их считать

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь,

в чём секрет?

У жилета нет манжет!

Г.Новицкая

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки — три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой.

Сколько их?

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек,

«Приходите все на чай!»

Сколько чаек, отвечай!

По тропинке вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, всем привет!

Н.Разговоров

Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей —

Сколько всего в воде малышей?

На базаре добрый ёжик

Накупил семье сапожек.

Сапожки по ножке — себе,

Поменьше немного — жене.

С пряжками — сыну,

С застёжками — дочке.

И всё уложил в мешочке.

Сколько в семье у ёжика ножек?

И сколько купили сапожек?

Вдоль овражка

Шла фуражка,

Две косынки,

Три корзинки,

А за ними шла упрямо

Белоснежная панама.

Сколько всего шло детей?

Отвечай поскорей!

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел — Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей — Посчитай-ка всех зверей.

Б.Заходер

Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?

Пять цветочков у Наташи,

И ещё два дал ей Саша.

>Кто тут сможет посчитать,

Сколько будет два и пять?

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

Мама вышила ковёр.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки

В каждой по три веточки

Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может

Кто же ей поможет?

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

 Сколько всех, пересчитайте!»

Считалки математического содержания

- Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали:

Ку – ку – мак!

Убирай один кулак!

- Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

И тебе водить велели.

- Мы собрались поиграть.

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три –

Начинаешь ты.

- Вышли мыши как-то раз.

Посмотреть который час.

- Раз, два, три, четыре!

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

- Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы -

Ты, пойди-ка, поводи!

Скороговорки математического содержания

- В один клин,

Клим колотил.

- Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

- Сидели на лавочке две Клавочки,

Делили булавочки.

- В пруду у Поликарпа

Три карася три карпа.

- Вышел кот из ворот,

Кот рябой, хвост – трубой!

А ну, попробуй повтори,

Да не раз, а целых три!

- У четырех черепах по четыре черепашонка

- Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами

Четыре чертежа чрезвычайно чисто.

- Опять пять ребят

Нашли у пенька пять опят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...

«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....