Календарно - тематическое планирование образовательной области "Познание" (математическое равитие) с детьми 5 - 6 лет
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Слепцова Алла Валентиновна

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie-matemat.razvitie_st.gr_._-_kopiya.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Познание» (математическое развитие) Общеразвивающая направленность (от 5 до 6 лет)

Сентябрь

Тема недели

ДОУ

Название темы

Цель

Интеграция

1

«Умники и умницы»

Знакомство с понятием точка

Знакомить с понятием «точка»; закрепление представления о количественных отношениях между числами; развитие памяти, воображения, мышления; воспитывать интерес к школе

Здоровье

Безопасность

Социализация

Коммуникация - Д/и «Чудесный мешочек», «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур», «Школа»

Физкультура

Художественное творчество. Рисование геометрическими фигурами

2

«ПДД, транспорт»

Знакомство с понятием «геометрическая фигура» и «геометрическое место точек»

Формирование представления о геометрических фигурах; развитие памяти, логического мышления, умения работать с карандашом и бумагой; воспитывать умения пользоваться знаниями по ПДД

Здоровье

Безопасность

Социализация

Коммуникация – Игра «Сколько?», «Назови фигуры», игры с палочками. Загадывание загадок.

Труд

Физкультура

3

«Как прекрасен этот мир!»

Знакомство с понятием «линия» (множество точек), с цифрой 6 с помощью счёта на слух

Формировать умения сосчитывать предметы, рисовать точки и образующее линию множество точек; развивать память и логическое мышление; воспитывать умения видеть прекрасное в окружающей действительности

Здоровье

Безопасность

Социализация

Коммуникация – игра с обручем, игры с палочками Кюизенера.

Труд

Физкультура Художественное творчество. Рисование игра «Уложи горошины в стручок»

4

«Моя семья»

Прямая и кривая линии

Упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов до 6, их условных изображений (палочек, кружков, камешков в пределах шести); развивать творческое воображение; воспитывать  интерес и уважение к семье

Здоровье

Социализация

Коммуникация – С/Д игра «Магазин», «Семья».

Труд

 Физкультура

Чтение х/ литературы

Октябрь

5

«Неделя вежливых дел (этикет, правила поведения за столом, сервировка)»

Знакомство с понятием «точка», с цифрой 7

Уметь добиваться цели и доводить начатое дело до конца; закрепление счёта до 7; развитие памяти, воображения, логического мышления; воспитывать умения пользования этикетом за столом.

Безопасность

Социализация

Коммуникация – Игра «Дома зверей»

Труд

Физкультура

Чтение х/литературы

(стихи о 7)

6

«Этот загадочный подводный мир»

Знакомство с понятием «замкнутая кривая»

Формировать понятия «замкнутая кривая»; закрепление усвоения порядка следования чисел натурального ряда; развивать память, мышление, сообразительность, умения ориентироваться по дорожным  знакам и соблюдать правила дорожного движения; воспитывать интерес к подводному миру

Социализация

Коммуникация – Игра «Считай – не ошибись», «Пары слов», «Дорожные знаки в подводном мире»

Физкультура

Чтение х/литературы

 (стихи о дороге и светофоре)

7

«Сад – огород»

Понятие «линейка», цифра 8

Познакомить с понятием «линейка»; закрепить знания о прямой и кривой линиях; закрепить навыки прямого и обратного счёта до 8 и обратно; развивать память, мышление, воображение; воспитывать интерес к овощам и фруктам

Социализация

Коммуникация – Игра «Кто больше увидит»

Физкультура

Труд

Художественное творчество. Рисование игра «Раскрась овощи»

Чтение х/литературы

8

«Разноцветная осень»

Разные виды штриховки

Познакомить с разными видами штриховки; развивать руки дошкольника, умения выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах 5-10; развивать умения использовать предметы и действовать без предметов; воспитывать интерес к осени

Социализация

Коммуникация – С/Д  игра «Почта», «Семья», «Дет.сад»

Физкультура

Труд

Безопасность

Здоровье

Ноябрь

9

«Россия – Родина моя»

Правило «точки», счёт до 9, цифра 9

Познакомить с правилом «Через одну точку можно провести бесчисленное множество прямых»;  познакомить с цифрой 9; закрепить счёт до 9 и обратно; развивать умения работать с линейкой и без линейки; развивать фантазию, память, мышление, воображение; воспитывать интерес к своей Родине

Социализация

Коммуникация –  игра «Угадай, что придумали взрослые»

Физкультура

Труд

Безопасность

Чтение х/литературы

10

«В мире птиц»

Правило «точки», цифра 10

Познакомить с правилом: «Через две точки можно провести прямую линию и только одну»; познакомить с цифрой 10; упражнять в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решений, закрепление счёта до10 и обратно; развивать память, логическое мышление, воображение, умения писать и рисовать; воспитывать интерес к животным

Социализация

Коммуникация –  игры с полосками, палочками - головоломками

Физкультура

Труд

Безопасность

Чтение х/литературы

Художественное творчество. Рисование точек, полосок

11

«Дикие животные и их детёныши»

Понятие «отрезок линии», «отрезок прямой»

Познакомить с понятием «отрезок линии» или «отрезок прямой»; учить ориентироваться в пространстве; закрепить порядковый счёт до 10, развивать память, логическое мышление, воображение; воспитывать интерес к животным

Социализация

Коммуникация –  игра «Живой счёт»

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество. Рисование яблок для ёжика

12

«Домашние питомцы»

Понятие «луч», «направление луча»

Познакомить с понятием «луч» и «направление луча»; побуждать к осознанию практической необходимости сравнения рядом стоящих чисел в пределах 10, установления связи и отношений между ними; развивать практическую смекалку, память, логическое мышление; воспитывать интерес к домашним питомцам

Социализация

Коммуникация –  игра «Закончи предложение», С/Д игра «Зоопарк»

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество. Рисование прямых линий

Декабрь

13

«Неделя милосердия и доброты»

Понятие «горизонтальная линия»

Познакомить с понятием «горизонтальная линия»; формировать умения ориентироваться в пространстве и во времени, закрепление счёта в пределах 10 прямого и обратного; развивать память, логическое мышление; воспитывать доброту к окружающим

Социализация

Коммуникация –  игра «Когда придёт мама»

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество. Рисование. Игра «Обведи и раскрась»

14

«Любимые игры и игрушки»

Понятие «вертикальная линия»

Познакомить с понятием «вертикальная линия»; закрепление счёта в пределах 10, сравнение множества способов опосредованного сравнения; развивать любознательность, интерес к познанию нового, умения логически мыслить; воспитывать интерес к играм и игрушкам

Социализация

Коммуникация –  игра «Всем ли девочкам хватит конфет?»

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество.

 Рисование вертикальных линий

15

«Труд и профессии людей»

Понятие «наклонная линия»

Познакомить с понятием «наклонная линия»; закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 10; развивать отработку умения работать карандашом в тетради; развивать сообразительность и воображение; воспитывать любознательность о профессиях

Социализация

Коммуникация –  игра «Головоломка с палочками», «Танграм»

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество.

 Рисование. Игра « Мы учимся штриховать»

16

«Новый год»

Знакомство с календарём

Познакомить с календарём; закрепить знания дней недели и счёта в пределах 10; учить решать логические задачи; закрепить навыки работы с карандашом и линейкой в диктанте; развивать память, мышление; создавать новогодний настрой

Социализация

Коммуникация –  игра «Живая неделя»

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество.

 Рисование линий

Чтение х/литературы

Январь

17

«Новый год»

Понятие «плоскость»

Познакомить с понятием «плоскость»; учить ориентироваться в окружающем; развивать умения вести счёт и выполнять правила игры; развивать память, логическое мышление; создавать новогоднее настроение

Социализация

Коммуникация –  игра «Живая неделя»

Физкультура. П/игра «Ручеёк»

Труд

Безопасность

Художественное творчество. Рисование линий

18

«Зимушка – зима»

Понятие «полуплоскость»

Познакомить с понятием «полуплоскость»; развивать умения ориентироваться; развивать мышление, сообразительность; воспитывать интерес к зиме

Социализация

Коммуникация –  Д/игра «Отгадай, кто, где стоит», игры с палочками.

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество. Рисование  игра «Найди и заполни клетку»

19

«Зимние забавы и развлечения»

Понятие «угол»

Познакомить с понятием «угол»; развивать умения ориентироваться в пространстве, вести счёт, последовательно располагать в ряд элементы разной величины, используя правило: «Выбирай каждый раз самый большой, самый длинный…»; воспитывать интерес к зимним забавам

Социализация

Коммуникация –  игра «Путешествие по комнате», «Найди, где спрятано», «Полоски в ряд».

Физкультура

Труд

Безопасность

Чтение х/литературы

Художественное творчество.

 Рисование  лучей

20

«Многообразие рукотворного мира» (одежда, обувь, посуда, инструмент)

Строительство детского сада

Развитие гуманных чувств (доброты, отзывчивости, заботы), уяснение значимости труда работников детского сада, формировать представление о независимости числа предметов от их величины (число предметов не зависит от их размера и расстояния между ними); воспитывать умением пользоваться строительными инструментами

Социализация

Коммуникация –  Сюжетно дидактическая игра «Подготовка к открытию детского сада».

Физкультура

Труд

Февраль

21

«Человек по имени «Я»

Понятие «прямой угол»

Познакомить с понятием «прямой угол»; учить навыку последовательно располагать в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию) элементы на глаз; развивать умения классифицировать множества и называть цвет, форму, толщину; воспитывать уважение к себе

Социализация

Коммуникация –  игра «Сложи дощечки», игра с двумя обручами.

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество. Рисование  точек и прямых

22

«Наши добрые дела»

Понятие «острый угол». Сравнение чисел

Познакомить с понятием «острый угол»; закрепить счёт в пределах 10, определять числа больше, меньше на 1 (n  - +);  развивать память, воображение, умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину; воспитывать трудолюбие

Социализация

Коммуникация –  игра «Найди клад», игра в цветные полоски.

Физкультура

Труд

Безопасность

Чтение х/литературы

Художественное творчество.

Рисование точек и прямых

23

«Защитники Отечества»

Понятие «тупой угол»

Познакомить с понятием «тупой угол»; учить работать с кодовыми карточками; развивать аналитическую деятельность, умения классифицировать; воспитывать интерес  к защитникам Отечества

Социализация

Коммуникация –  игра «Какого котёнка подарили Кате?», «Вьетнамская игра».

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество. Рисование точки и луча

24

«Масленица широкая»

Сюжетно – ролевая игра «Цирк».

Строительство цирка по чертежу

Учить самостоятельно решать математические задачи в новых условиях; развивать память, логическое мышление, воспитывать интерес к праздникам

Социализация

Коммуникация – сюжетно – ролевая игра «Цирк», игры.

Физкультура

Труд

Художественное творчество  - строительство цирка по чертежу

Март

25

«Мамина неделя»

Понятие «развёрнутые углы». Сравнение чисел

Познакомить с понятием «развёрнутые углы»; закрепить знание счёта в пределах 10; закрепить знание чисел больше, меньше на 1 (n  - +); развивать умения проводить опосредованное упорядочивание и счёт пар; развивать логическое мышление, память; воспитывать уважение к мамам

Социализация

Коммуникация –  игра «Сколько пар ботинок?», словесная игра «Бывает – не бывает?».

Физкультура

Труд

Безопасность

Художественное творчество.

 Рисование. Игра «Нарисуй и заштрихуй»

26

«Весна красная»

Закрепление понятий «острый угол», «прямой угол», «тупой угол». Сравнение чисел 7 и 9. Решение логических задач

Закрепить понятия «острый угол», «прямой угол», «тупой угол»; закрепить счёт до 10; развивать творческое воображение, умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать интерес к природному явлению весна

Социализация

Коммуникация

Физкультура

Музыка. Игра «Посчитай и назови».

Безопасность

Художественное творчество.

Рисование. Игра «Раскрась штрихами домик»

27

«Неделя творчества и фантазии»

Понятие «треугольник» и их разнообразие. Сравнение чисел 8 и 9

Познакомить с понятием «треугольник» и разнообразием треугольников; развивать память, воображение, конструктивные способности, умения преобразовывать одни математические объекты в другие

Социализация

Коммуникация

Физкультура - игра «Сделай так же»

Чтение х/литературы

Художественное творчество.

 Рисование. Ира «Нарисуй и сравни»

28

«Театральная неделя»

Сюжетно – дидактическая игра «Бензозаправочная станция». Строительство бензозаправочной станции по  рисунку

Учить определять связи и отношения между числами, осознавать категории «до» и «после»; упражнять в устном, с опорой на знание цифр, сравнение чисел; развивать пространственное воображение, конструктивные способности; воспитывать умению перевоплощаться в разные роли

Социализация

Коммуникация -  С/Д игра «Бензозаправочная станция».

Физкультура

Художественное творчество.

Конструирование «Строительство» бензозаправочной станции по  рисунку

Апрель

29

«Ребёнок и его права»

Понятия «квадрат» и «прямоугольник». Сравнение чисел. Решение проблемных ситуаций. Преобразование одной фигуры в другую

Познакомить с понятием «квадрат» и «прямоугольник»; закрепить счёт до 10; закрепить умения пользоваться во время измерения условной меркой; дать понятие права ребёнка на самостоятельность, не навязывания чужого мнения; развивать сообразительность, воображение

Социализация

Коммуникация. Решение проблемной ситуации: «Можно ли поместить стол между шкафами».  Игра с палочками.

Физкультура

Чтение х/литературы

Художественное творчество.

 Рисование «Нарисуй 10 квадратов и прямоугольников»

30

«Наш дом – Земля. Космос»

Понятия «круг», «овал»

Закрепить понятия «круг», «овал», сравнение земли с этими понятиями; учить пользоваться блоками Дьениша и кодовыми карточками; развивать логическое мышление, память, воображение, воспитывать интерес к нашей планете

Социализация

Коммуникация.  Игра «Кто, где живёт?», головоломка «Волшебный овал» или «Птицы и яйца» («Колумбово яйцо»)

Физкультура

Художественное творчество. Рисование. Игра «Укрась зонтик», «Укрась землю»

31

«Город, в котором я живу»

Понятие «четырёхугольник», «ромб», «параллелограмм»

Познакомить с понятиями о четырёхугольниках (ромб, параллелограмм);  закрепить счёт в пределах 10; развивать конструктивные способности, умения преобразовывать одни математические объекты в другие; развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность; воспитывать интерес к городским постройкам

Социализация

Коммуникация.  Игра «Какой цифры не стало?», «Что плавает, что тонет?», «Где чей домик?».

Физкультура

Труд

Чтение х/литературы

Художественное творчество.

 Рисование ромбов и параллелограмм

32

«Праздник весны и труда»

Понятия «прямоугольник», «многоугольник»

Познакомить с понятиями «прямоугольник», «многоугольник»; развивать умения выделять свойство предметов, абстрагировать их, следовать определённым правилам при решении практических задач; самостоятельно  составлять алгоритм простейших действий; воспитывать интерес к весенним праздникам

Социализация

Коммуникация.  Игра «Назови соседей», «Сварим гороховый суп», «Автотрасса».

Физкультура

Безопасность

Май

33

«Праздник весны и труда»

Игра «Секреты», «Кто следует за тобой»

Развивать умения определять прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду; умения ориентироваться в пространстве; развивать память, мышление; воспитывать уважение к героям

Социализация

Коммуникация.  Игра  «Кто следует за тобой», «Секреты».

Физкультура

34

«Азбука здоровья»

 «Помогите доктору Айболиту».

 Игра «Поезд»

Закрепить умения измерять объём жидких тел с помощью условной мерки; упражнять  в количественном и порядковом счёте, пространственной ориентировке, упорядочении палочек по длине, освоении состава числа, различении цифр, цвета; развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать, самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на них; воспитывать здоровый образ жизни

Социализация

Коммуникация.  Игра  «Поезд».

 Упражнение на преодоление проблемной ситуации «Помогите доктору Айболиту».

Физкультура

Художественное творчество

Конструирование домика из полосок или палочек

35

«Неделя безопасности»

Игра «История про трамвай»

Учить выполнять правила игры; закреплять знания смежных чисел (каждое следующее число больше предыдущего); развивать умения сравнивать количества, умения ставить знаки (<, >, - ); развивать логическое мышление; воспитывать умения пользоваться правилами безопасности

Социализация

Коммуникация.  Игра  «История про трамвай», «Сосчитай и поставь знаки».

 Логическая игра «Четвёртый лишний». Физкультура

36

«Здравствуй, лето!»

Строительство морского корабля из строителя с использованием деталей: шаров, цилиндров, конусов

Развивать умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвлённый алгоритм «выращивание дерева»); развивать способности к анализу, абстрагированию; воспитывать интерес к лету

Социализация

Коммуникация.  Игра  «Вставь пропущенные числа», «Необычные фигуры».

Физкультура

Труд

Художественное творчество

Конструирование морского корабля

Методическое обеспечение:

  1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Планирование-это "изучение будущего и набросок плана действия", центральное звено любой деятельности. Оно помогает равномерно распределить программный материал в течение учебного года, заранее обдумат...

Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)

Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года      Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...

Календарно- тематическое планирование образовательная область "Здоровье" с детьми старшего дошкольного возраста

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования, имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраст...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми средней группы - сентябрь

В КТП подобраны разнообразные виды детской деятельности согласно теме недели, задачам программы по данному возрасту (4-5 лет)....