консультация для родителей" Обучение малышей математике посредством сказок"
консультация по математике (младшая группа) на тему

Белоусова Галина Владимировна

консультация и советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_matematika.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 Обучение математике младших дошкольников с использованием сказок.

Математика- основа множества специальностей, средство развития мышления и ,по меньшей мере, положительная оценка по окончанию школы необходима. Не у всех есть возможность оказывать помощь лично, но быть в курсе и , если надо. Приглашать частных учителей приходится. Гораздо легче и лучше изучать то, что любишь. Сказка написана так, что дает возможность родителям проявить к ребенку индивидуальный подход, с учетом его личных возможностей, а родителям они хорошо известны.

Итак, самый маленький возраст, это когда ребенку начинают читать сказки, опять таки, все зависит от конкретного ребенка!

           Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.
Эстетическая роль математики (эстетика - наука о прекрасном) состоит , в частности, в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.).
Воспитательная роль математики состоит в том , что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна .
           В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.
          Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

           Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. 

            При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
            На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам . Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач - загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников - детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи( загадки). Сказка всегда была прекрасным средством обучения, поскольку игра дает возможность заинтересовать ребенка, а это самое главное!

           Мой опыт основан на работе с детьми и на некоторых важных принципах родителей . для которых образование детей является в жизни особо важной целью. Такие родители начинают читать ребенку книги задолго до того. Как он научился говорить, как можно раньше начинают учить буквам, чтению и счету. Умение читать и любовь к чтению- основа и залог любого образования.

            Есть много причин, чтобы учить ребенка математике до того, как он пойдет в школу:

  • Не везде преподавание математики ведется по программе , позволяющей ее успешное изучение;
  • Не всегда преподают хорошие учителя, не всякий, даже хороший учитель, может привить любовь к своему предмету, а некоторые даже способны вызвать к нему отвращение. У ребенка из-за трудностей и неудач может пропасть желание учиться уже в начале учебы, а как после этого он может изучать математику дальше?

          Книг по играм, занимательным задачам и опытам достаточно много на разных языках. Нужно только побольше  играть с ребенком, особенно в детском саду и начальных классах школы, а в процессе игры осторожно и понемногу его учить, так чтобы ребенок думал, что игра продолжается.

           Начинаем со сказки "Теремок. Она" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка.

            А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. "Колобок" и "Репка" особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?  

          "Три медведя" - это вообще математическая  супер -сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками.

           Чтение "Красной Шапочки" даст возможность поговорить о понятиях "длинный" и "короткий". Особенно , если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.
         Еще одна очень полезная сказка для освоения счета - "Про козленка, который умел считать до десяти". Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.
          Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, "Котята" С. Михалкова или "Веселый счет" С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Вот одна из них, "Считалка для ворон":
• Я решил ворон считать: 
• Раз, два, три, четыре, пять. 
• Шесть ворона - на столбе, 
• Семь ворона - на трубе, 
• Восемь - села на плакат, 
• Девять - кормит воронят... 
• Ну а десять - это галка. 
• Вот и кончилась считалка.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером.

                               

                             Советы родителям

 Как научить малыша считать и в чем преимущества раннего счета?

        Начинать обучение счету следует со знакомства с понятием « количество», а не с заучивания  численного порядка и запоминания названия цифр. Ребенок должен наглядно видеть , что значат количества 2, 5, 10 – видеть лучше в разнобой, а не по порядку. Для этого покажите ему 2, 5, 10 одинаковых предметов. Это могут быть счетные палочки, кубики , апельсины ил что-  нибудь еще. В комплекте по обучению счету « Математика с пеленок» используются карточки с крупными красными точками в количестве от одного до ста. Такую методику можно применять для занятий с малышом уже с самого его рождения. Чем раньше вы займетесь с крохой математикой, тем выше будут результаты!

        Не забывайте о постоянной практике- определяйте количество всего, что Вам встречается. Ребенок с удовольствием может посчитать ступеньки, дома, съеденное количество ложек каши и многое другое. Главное – такие занятия будут веселыми, увлекательными и непринужденными.

       От количественного счета периодически переходите к порядковому. Например, Вы можете подниматься по лесенке и приговаривать: это первая ступенька, это вторая. Это третья. Чтобы малыш понимал смысл счета, а не запоминал порядковый ряд, нарушайте последовательность. Расставьте игрушки в ряд и скажите: « Этот мишка сидит пятым, кукла- восьмая, а зайчик- первый».

        Также можно знакомить кроху с понятием: больше, меньше, столько же,  поровну. Например:» У меня 5 карандашей, у тебя -10. Посмотри, у тебя карандашей больше, а у меня меньше. Теперь возьми 3 карандаша, и я возьму 3 – у нас равное количество карандашей, у тебя их столько же, сколько и у меня .У нас поровну. А теперь дай мне 3 карандаша! Сколько у тебя их осталось? Нисколько! Ноль!» Эти сравнения – первый шаг к решению примеров и задач.

          На следующем этапе Вы можете научить ребенка осознанно выполнять различные арифметические действия, решать равенства и неравенства. При этом пока можно не отдохнуть от количественного отображения чисел. Используйте все те же счетные палочки, кубики , точки. Не торопитесь знакомить кроху с цифрами. Хорошо зная количества, запомнить их символическое написание, он сможет очень быстро.

        Зачем все это надо, спросите Вы? Разве недостаточно научить малыша считать , например, до 100 в прямом и обратном порядке? Разве не научат его решать примеры на занятиях в школе? Дело в том, что неосознанный счет не даст элементарных математических понятий, навыков оперирования количествами, основ логического мышления. Обучая счету через понятие « количества», Вы сформируете у малыша умение понимать и отслеживать причинно- следственные связи, выстраивать элементарные заключения, продуктивно и логически мыслить. Такие навыки позволят ребенку быть успешным в школе не только на уроках математики, но и в изучении различных наук- геометрии, физики. Химии.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС»

Обобщенный педагогический опыт «Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста  посредством сказок в соответствии с ФГОС»...

Развитие внимания дошкольников посредством сказок - шумелок

Сказки - шумелки, рассказанные дома или в детском саду помогут малышу  развить слуховое восприятие, память, мелкую моторику рук; познакомит с шумовыми музыкальными инструментами....

Нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста посредством сказок в соответствии с ФГОС.

Воспитание интереса к книге, стремления общения с ней, умения слушать и понимать художественные произведения....

«Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок». Проект: "Тайны сказок"

Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости,...

Консультация по теме «Формирование лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР посредством сказок»

  При ОНР формирование грамматического строя речи осуществляется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система я...

Консультация для родителей "Обучение детей основам математики посредством дидактически игр"

Обучение детей основам математики посредством дидактически игр...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством сказок"

laquo;Сказка – ложь, но в ней есть намек – добрым молодцам урок» - русская пословица.Каждый человек, независимо от возраста, испытывает притяжение к сказкам. Сказки проникают в наши...