Непосредственно образовательная деятельность "Поможем доктору Айболиту"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Найденова Ольга Дмитриевна

Данное занятие было разработано для профессионального конкурса педагогчисекого мастрества "Воспитатель года - 2012", раздел програмы ФЭМП, средняя группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект конкурсного педагогического мероприятия участника конкурса                «Воспитатель года-2012»  Найденовой Ольги Дмитриевны, воспитателя муниципального детского сада № 45

Организованная образовательная деятельность - сюжетное комплексное занятие на тему сказки К.И.Чуковского « Доктор Айболит» (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, развитие устной речи, развитие свободного общения со взрослым)  с участием детей пятого года жизни  «Поможем Айболиту»

Программные задачи:

- продолжать учить считать в переделах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число,  закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько?;

- упражнять в умении  сравнивать предметы по  размеру, длине, ширине, высоте, обозначать соответствующие признаки противоположными по смыслу словами: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, большой – маленький;

- совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

 - закреплять представления о частях суток (день-ночь);

- закреплять умение называть  цвета предметов (красный, желтый, синий, зеленый);

- развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа.

- развивать свободное общение со взрослым и компоненты устной речи в процессе расширения представлений детей о мире и предметах, в пределах и  за рамками привычного им ближайшего окружения

-упражнять в употреблении слов-антонимов

-развивать умение удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие при первоначальном ознакомлении с простыми схемами

- продолжать работу по формированию образа Я каждого ребенка

Предварительная работа: чтение сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит»; беседа о растительном и животном мире Африки; беседа о профессии почтальона

Оборудование:  посылка, шапочка, халат, сумка  Айболита;  шапочки  зайца, лисы, медведя, тигренка, божьей коровки, предметные картинки: бегемотики – 3 шт., градусники (термометры) – 3 шт., «чудо-дерево», «мяч-кокос»,экран, оборудование для мультимедийной презентации

Методы и приемы: игровые (повышения эмоциональной активности, мотивации), словесные (речь педагога в процессе всего занятия, беседа, напоминание, поощрение), наглядные, практические (показ), обучения и развития творчества (проблемные вопросы), убеждения

Ход занятия:

Сюрпризный момент

(Воспитатель приходит с посылкой в руках.)

Воспитатель: - Ребята,  смотрите, что  же у меня в руках? (коробка)

- Да, но это не простая коробка, она называется посылка. (несколько детей повторяют новое слово посылка).

- А вы знаете, кто приносит людям посылки?(в случае затруднения воспитатель задает следующий вопрос)

- А кто приносит нам газеты, журналы, письма? (почтальон)

- Сегодня утром, когда я вышла из дома, возле подъезда меня встретил почтальон и вручил  эту посылку. Я сразу догадалась,- это ответ на письмо, которое мы с Вами вчера отправили в Африку. Я не стала  открывать посылку. Поспешила к вам посмотреть, чтобы вместе посмотреть, что там лежит. Откроем? Узнаем?

Воспитатель: - Сядем рядышком друг с другом, словно месяц полукругом.

(Дети с воспитателем садятся на мягкие модули (подушки).)

- Ой, ребята, тут замок. Как же нам его открыть? (подобрать нужный ключик)

(Дети находят подходящий «ключик»- геометрическую фигуру)

- Отлично! (Похвалить каждого выполнявшего задания ребенка). Теперь можно открыть нашу посылку.

- Вот шапочка лисы. Настя будет лисичкой.

- А это кто? (медведь). Петя будет медведем.

- Маша будет божьей коровкой.

- Саша – тигренком.

- Максим- зайчиком.

- Ой, что это? (халат и шапочка доктора Айболита).

- Какого размера эти вещи? (большого) Они подойдут детям? (нет, дети маленькие).

- Значит  доктором Айболитом буду я (воспитатель надевает халат и шапочку).

- Так посмотрим, что же еще лежит в посылке? (достает сумку доктора и назначает помощника, который будет нести эту вещь).

- Ой-ой-ой, а это еще что? (достает письмо, открывает и видит,  что некоторые слова письма размыты).

- Ребята, почтальон попал под дождь, и некоторые слова письма размыло. Помогите мне его прочитать. (Айболит читает письмо, а дети ему помогают).

«Здравствуй добрый Ай …(болит). Умоляю, доктор помогите, вылечите меня скорей. Я живу в Аф…(рике), возле  самой высокой пальме. Сюда очень долго добираться, сначала лететь на … (орлах, птицах), потом идти пешком и плыть на (корабле, лодке, плоте). Будьте осторожны! По Африке бродит злой Бар…(малей). С уважением …».

Воспитатель: - От кого же письмо?.. Неизвестно. Но с вашей помощью я узнал, что больной живет в Африке, а путь  туда не близок. Сначала надо лететь на орлах, потом идти пешком, плыть по воде и опасаться злого Бармалея. А кого искать  точно,  мы не знаем. Ребята, помогите мне  найти  больного.

Что мы знаем о больном?_живет в Африке.

Больной человек ?- это животное, доктор Айболит –ветеринар, лечил зверей

( на экране воспитатель открывает схемы-подсказки: картинку с изображением  Африки, картинку с условным изображением животного)

Ну что ж, отправляемся в нелегкий путь, будем искать другие подсказки, которые помогут найти автора письма.

(Под музыку все «летят» на орлах, «плывут» по воде. Затем приземляются на поляне перед Чудо-деревом)

Воспитатель: 

Как у наших у ворот

                        Чудо-дерево растет.

                        Чудо, чудо, чудо, чудо!

                        Расчудесное!

                        Не листочки на нем,

                        Не цветочки на нем,

                        А чулки, да башмаки,

                        Словно яблоки!

Воспитатель: - Дорогие, ребята, чувствую, что где-то здесь, среди листочков чуда-дерева, скрывается подсказка. Будем ее искать.

(Дети садятся на стульчики перед доской с наборным полотном).

- Ваня, подойти к чудо-дереву и сорви верхний  листочек слева. Спасибо.

Воспитатель: - На этом листочке не подсказка, а задание. (Вылечить больных бегемотиков).

(На наборном полотне выставляются фигурки бегемотиков)

- Как узнать, сколько всего бегемотиков? (надо посчитать, несколько детей считают бегемотиков, следует напомнить правило счета «считаем слева направо»).

Воспитатель: - И бежит Айболит к бегемотикам…

                          И ставит, и ставит им градусники.

- Давайте поможем Айболиту поставит градусники бегемотикам. (ребенок кладет под каждым  бегемотиком градусник (одного не хватает).

Воспитатель: - Сколько градусников? Сколько бегемотиков? Три бегемотика и два градусника – сравните, что  больше? (три бегемота больше, чем два градусника). Два градусника и три бегемота – сравните, что меньше? (два градусника меньше, чем три бегемота). Какое число больше: три или два? Какое число меньше: два или три?

Дети устанавливают равенство между бегемотами и градусниками, любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя: «По сколько теперь бегемотов и градусников? Как получилось три градусника? (Как получилось два бегемотика?)»

Воспитатель помогает детям сделать вывод: «К двум градусникам добавили еще один градусник и градусников  стало три». Или «От трех бегемотиков убрали одного  и бегемотиков стало два».

Воспитатель дает дифференцированную оценку каждому ребенку.

Воспитатель: - Вы сделали доброе дело. Всем бегемотикам стало весело. Их настроение улучшилось.

- Анечка, сними, пожалуйста, листик, который находится в верху справа. Спасибо (на листике задание « Игра не ошибись»)

- А теперь нам, детвора, подвигаться пришла пора.

Игра «Не ошибись»(на внимание)

(Воспитатель показывает детям геометрические фигуры и объясняет правила игры).

- Как называется эта фигура? (круг, несколько детей повторяют название фигуры). Если я вам покажу круг, вы должны будете прыгать .

- А как называется эта фигура? ( квадрат) Какого он цвета? Правильно. Если я покажу  квадрат, то вы  должны хлопать в ладоши.

- Как называется эта фигура? (треугольник). Молодец. Если я покажу треугольник, то вы должны приседать.

(Воспитатель дает дифференцированную оценку детям.)

Воспитатель: - Маша, сними, пожалуйста, самый нижний листок с дерева.

(Ребенок снимает с дерева нижний листочек. На нём подсказка – изображение круга коричневого цвета. Воспитатель с детьми анализирует схему-подсказку.)

Воспитатель: - Какая фигура на листике? (круг) Какого цвета это животное (коричневого)? (На экране воспитатель добавляет схему-подсказку-коричневый круг) Вы можете сразу сказать, что это за животное (нет)?

Поспешим на помощь, и снова будем искать подсказки.

 (Дети под музыку идут в Африку, на своём пути преодолевая препятствия.)

Воспитатель: - Вот мы и в Африке. Что-то никого не видно. Тишина. Наверное, все звери легли спать.

- Скажите, ребята, в какое время суток все спят? (ночью)

- А что же делают днем? (ответы детей, в  том числе «играют»)

-Вот и мы с вами сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот».

Игра «Скажи наоборот» ( с использованием мультимедиа).

 (Воспитатель проецирует на экран картинки с изображеними разных по размеру, длине, ширине, высоте предметов, по  очереди передает детям «мяч-кокос» и называет слова, характеризующие предметы. Ребенок называет противоположное  по смыслу слово).

Длинная дорога - ... короткая дорога

Широкая река - … узкая река

Высокий дом – …низкий дом

Большой мяч -.. маленький мяч

Низкий стул - …высокий стул

Толстая книга  -…тонкая книга

Короткое платье - … длинное платье

Узкая лента - … широкая лента

(По окончании игры дети находят подсказку- карточку с изображением банана).

Воспитатель (проецирует на экран схему- подсказку): - Посмотрите и скажите, чем питается животное, которому мы должны помочь, которого мы ищем? (бананом) Какое же животное нам нужно найти (африканское, коричневого цвета, питается бананами)? Можно теперь сказать, кого мы ищем  (обезьянку).

- Где же нам ее найти? Кто помнит, возле какой пальмы  живет больная обезьянка? (возле  самой высокой).

(Дети с воспитателем находят самую высокую пальму и видят на ней обезьянку. Доктор Айболит   дает ей  витамины, дети обнимают обезьянку. Обезьянка выздоравливает.)

Воспитатель: - Спасибо вам, друзья, за помощь!  (Подводит итоги, привлекает детей, дает дифференцированную оценку деятельности на занятии  каждому). Я желаю вам не болеть, чаще гулять на свежем воздухе. А мне пора, меня ждут больные животные. До свидания!

Этапы занятия

Что делает воспитатель

Дети

Предварительный

Во время первой встречи с детьми  воспитатель - конкурсант читает детям  сказку  К.И.Чуковского             « Доктор Айболит», беседует об Африке, о работе почтальона., вместе с детьми «пишет» письмо жителям Африке, Педагог, работающий на группе, дифференцирует детей, выделяет подгруппу для участия в занятии.

Организационный

1-2 мин.

Обеспечивает мотивацию на совместную деятельность

Эмоционально настраиваются  на совместную деятельность

Основная часть

до 15 минут.

Дидактическое упражнение                  « Подбери ключик к замочку»

Совершенствует  умение  детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Выделяют особые признаки геометрических фигур с помощью зрительных и осязательно-двигательных анализаторов

Что в посылке?

использует методы и приемы повышения эмоциональной активности

Разбирают  « присланные « маски-шапочки, настраиваются на совместную игру

«Размытое письмо»

В игровой форме активизирует лексическую и грамматическую стороны речи, развивает воображение и любознательность..

Выслушивает детей, уточняет их ответы, подсказывает слова, более точно отражающие особенности предметов и явлений.

Организовывает диалог, соблюдает логическую последовательность в изложении, выделяет главное, сочетает фронтальный подход с индивидуальным, следит за реакцией детей, поддерживает интерес  к беседе, создает зону « речевого успеха» каждому ребенку

Знакомит с простыми схематическими изображениями

Помогают Айболиту читать письмо и узнать ,кто его написал (образное предвосхищение)

Индивидуально и подгруппово  воспроизводят речевые умения и навыки, вступают в диалог

Динамическая

пауза

Решает здоровьесберегающие задачи, не прерывая  хода занятия, оптимизирует работоспособность, подготавливает переход к математической деятельности

Летят на орлах, плывут по воде» и т.д.,

«Чудо-дерево»

Дает образец чтения стихотворного текста, развивает художественное восприятие

Развивает  умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа.

Усиливает интерес к математической деятельности созданием игрового побудительного мотива

Слушают стихотворение, ищут среди листочков «чудо-дерева» подсказки, снимая листочки по словесной инструкции (слева-сверху, снизу и т.д.)

Работа с наборным полоном

Формирует умение уравнивать неравные группы двумя способами

Дети «лечат больных бегемотиков»:устанавливают равенство между бегемотами и градусниками, любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя: «По сколько теперь бегемотов и градусников? Как получилось три градусника? (Как получилось два бегемотика?)

Игра «Не ошибись» (на внимание)

Решает задачи здоровьесбережения без прерывания хода занятия,

совершенствует умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), развивает внимание

Выполняют движения в соответствии с правилами игры

 Подсказка

Развивает представления детей о геометрических фигурах(круг).цвете(коричневый), продолжает знакомство с простыми схематическими изображениями, способствует проявлению образного предвосхищения

Пробуют узнать , какое животное заболело

Вот мы и в Африке

Решает задачи здоровьесбережения без прерывания хода занятия, закрепляет представления о частях суток (день-ночь), упражняет в умении  сравнивать предметы по  размеру, длине, ширине, высоте, обозначать соответствующие признаки противоположными по смыслу словами: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий, большой – маленький; продолжает знакомство с простыми схематическими изображениями, способствует проявлению образного предвосхищения

 Рассказывают о частях суток, называют их характерные особенности, играют в игру «Наоборот», с опорой на схему подсказку , ищут  и находят больное животное

Заключение  2- 3-мин.

Закрепляет впечатления от занятия, воспитывает чувство удовлетворения от совместной деятельности ребенка и взрослого, подводит итоги, дает развивающую оценку деятельности каждого ребенка.

Привлекает детей к оценке результатов совместной деятельности своей и других детей.

Самоконтроль, самооценка, взаимоконтроль, взаимооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Непосредственная образовательная деятельность в ДОУ ПУТЕШЕСТВИЕ К ДОКТОРУ АЙБОЛИТУ

Материал по освоению образовательной области " Физическая культура" для подготовительной группы общеразвивающей направленности....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Доктор Айболит» во второй младшей группе .

Интеграция:Коммуникация, социализация, познание, здоровье.Цели:·         Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Доктор Айболит» во второй младшей группе .

Интеграция:Коммуникация, социализация, познание, здоровье.Цели:·         Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький, длинный - короткий), ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Помощники Айболита»в старшей группе.

Конспект непосредственно образовательной   деятельности«Помощники Айболита»в старшей группе....