Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
статья по математике на тему

ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров участниками образовательных отношений выдвигает учёт возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Индивидуальный подход является одним из важных принципов гармоничного развития личности ребёнка, в том числе его системы интеллектуальных свойств, формирующих качество ума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О. Ю. Жолобова

Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста.

 Индивидуальность – это то, чем одно существо отличается от всех других, то, что свойственно только данному существу одному и делает его тем, чем оно есть. При этом именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании и обучении детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского [4] четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в работах А.В. Усовой [7] – в процессе обучения и умственного развития детей. Она утверждала, что учение, есть индивидуальная деятельность детей, где каждый ребенок проделывает определенную умственную работу индивидуально.

Я.И. Ковальчук [3] считает, что индивидуальный подход в обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных особенностей. Индивидуальные особенности ребенка связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным. Свои выводы она делает, опираясь на труды И.П. Павлова, который определил четыре типа высшей нервной деятельности:

- сильный, неуравновешенный, холерик;

- сильный, уравновешенный, сангвиник;

- сильный, уравновешенный, инертный, флегматик;

- слабый, с повышенной тормозимостью, меланхолик.

Немаловажное значение в индивидуальном подходе имеет и физическое состояние ребенка, поэтому индивидуальный подход необходимо осуществлять в определенной системе: изучать проявления ребенка, устанавливать причины формирования особенностей его характера и поведения, определять средства и методы, соответствующие осуществлению подхода к каждому ребенку, так как только изучив ребенка, можно найти пути воздействия на него.

 Индивидуальный подход является одним из важных принципов гармоничного развития личности ребенка, в том числе его системы интеллектуальных свойств, формирующих качества ума.

В своей работе Л.Н. Вахрушева [1] выделила следующую структуру интеллектуальных свойств личности:

- обобщенность мыслительной деятельности;

- осознанность мышления;

- гибкость мыслительной деятельности;

- устойчивость мыслительной деятельности;

- самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

С.И. Ожегов [5] толкует слово «интеллект», как мыслительная способность, умственное начало у человека.

Уже в дошкольном возрасте возможно развитие умственных способностей при соответствующих условиях.

Если целью математического образования ребенка в системе дошкольного образования сделать не накопление математических знаний и умений, а интеллектуальное развитие ребенка через индивидуальный подход, под которым понимается целенаправленная методическая работа над формированием и развитием свойств и качеств мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня, то это приведет к повышению качества математической подготовки ребенка дошкольного возраста.

При индивидуальном подходе необходимо умелое диагностирование и знание реального уровня интеллектуального развития детей. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы, нужно действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы и формы обучения придут в противоречие с уровнем развития детей. Однако, повышая требования, необходимо взвешивать силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованию или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Диагностические карты целесообразно вводить на каждого ребенка во всех образовательных областях.

С учетом индивидуальных особенностей детей работа по развитию мышления включает все основные структуры педагогического процесса. Большую помощь в работе с детьми оказывает четкое планирование, оно позволяет постепенно вести работу с каждым ребенком, вести ее в разных видах деятельности.

С детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, работа начинается с азов, с самого элементарного, подбираются такие методы, которые для них привлекательны, например игровые «Подберем животных для зоопарка», «Чудо-дерево», «Реклама магазина «Одежда», где дети «помогают» различным героям, «спасают» и «выручают» их из беды. Эффективность развития мышления таких детей возрастет, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели. Большой интерес вызывают у детей упражнения, связанные с практическими действиями, например, помочь вороне Каркуше определить количество запаса зерна на зиму, измерить длину удава. Для проведения индивидуальной работы используются все возможные ситуации, какие только складываться при игре в куклы, в процессе конструирования, во время дежурства. В работе с детьми применяются проблемные ситуации, например: войдет ли елка в комнату? Игровые приемы используются в качестве ведущих.

Дети не активные, неуверенные в своих силах поощряются за любые успехи, к ним чаще нужно обращаться за «помощью», например в упражнении «Помоги Незнайке построить ракету». Особенно детям нравиться игра «Трибуна», где они доказывают, почему стрекоза не самолет и т. д., предлагается роль контролера при выполнении какого-либо задания.

Для детей, у которых более высокий уровень интеллектуального развития, составляются более сложные вопросы, задания, упражнения, можно предложить задачи Ж. Пиаже на сохранение количества. Эти задачи требуют понимания определенных связей. Отношений, свойств, которые не поддаются поверхностному наблюдению. Дети сами ищут и находят варианты ответов, не остаются без внимания не одно детское высказывание, не даются негативные оценки, используется прием ситуации «ловушки»: искусственно создаваемые ошибки дети находят и исправляют, доказывают правильность ответа.

К организации самостоятельной познавательной деятельности детей нужно подходить, учитывая следующие факторы, влияющие на их активность:

а) условия окружающей среды:

- потребность в тишине;

- потребность в структурированности среды.

б) эмоционально-мотивационные особенности:

- наличие (отсутствие) собственной мотивации;

- настойчивость (ее отсутствие);

- ответственность (ее отсутствие);

- потребность в структурированности условий (ее отсутствие) – наличие определенных правил.

в) социологические предпочтения:

- предпочтение работать одному;

- предпочтение работать  с ребенком-партнером;

- предпочтение работать с несколькими детьми-партнерами;

- предпочтение работать со взрослыми;

- разными способами.

г) физические характеристики и потребности:

- лучшее функционирование ранним утром, днем или вечером;

- предпочитаемый анализатор (слуховой, зрительный, тактильный);

- потребность в движении (или ее отсутствие).

Таким образом,  индивидуальная работа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста строится на принципах педагогической поддержки, умелом диагностировании и знании реального уровня развития детей, при этом создавая следующие условия, соблюдение которых повлияет на успешность деятельности:

- приобщение каждого ребенка к посильным для него видам деятельности в процессе интеллектуального развития;

- своевременное выявление и устранение причин, которые могут помешать достижению задач, оперативное изменение методов осуществления индивидуального подхода к детям в процессе интеллектуального развития в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств.

 

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Индивидуальный подход в певческой деятельности к детям старшего дошкольного возраста через проектирование"

Певческая деятельность, как самая активная исполнительская музыкальная деятельность в дошкольном возрасте, способствует доступно постигать мир музыкальных звуков. Благодаря развитию музыкально-сенсорн...

Практикум для родителей с детьми старшей группы Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

В этой работе представлен материал, который поможет сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на ...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

   Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...

Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.Настроить на совместную работу.Укрепить детско-родительские отношения.Созда...

Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Оз...