Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП с детьми шести лет на тему "Измерение длины" образовательная область "Познание"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Фасхутдинова Рамиля Кирамовна

Конспект открытого занятия по ФЭМП во время моей аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_po_matematike_dlya_attestatsii.docx68.29 КБ

Предварительный просмотр:

             МАДОУ «Детский сад №5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ

                                        Конспект

      непосредственно образовательной деятельности

                     по ФЭМП с детьми шести лет

                     по теме: «Измерение длины»

                 образовательная область «Познание»

                                                                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                                                         воспитатель первой

                                                                                                                  квалификационной категории

                                                                                                                              Фасхутдинова

                                                                                                                            Рамиля Кирамовна

2013 год

Тема: «Измерение длины»

Программное содержание:

  1. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
  2. Закреплять представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Словарная работа:сантиметр, метр, пядь, локоть, сажень, шаг.

Индивидуальная работа: формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков (Чулпан Ф., Амир А.).

Методы и приемы: сюрпризный момент, объяснение и показ способов действия, показ иллюстраций, работа с раздаточным материалом, выполнение заданий в учебных пособиях, решение заданной проблемы, практические упражнения, вопросы к детям.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «38 попугаев. Как измерить удава»; измерение с помощью заданной мерки предметов в группе.

Материал и оборудование:

демонстрационныйбелая полоска бумаги длиной

40 см, полоски-мерки: красная – 10 см, синяя – 8 см; иллюстрации к мультфильму

«38 попугаев»; метр ( портняжный, складной, рулетка, деревянный и т.д.); модель сантиметра; линейка; ноутбук.

раздаточный – белая полоска бумаги длиной 20 см, полоски-мерки: красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; карандаши – красного и синего цвета, простой карандаш на каждого ребенка.

Размещение оборудования и посадка детей:

Ход занятия:

1. Знакомство с метром и сантиметром

а) - Ребята, а вы хотели бы, иногда, оказаться в каком-нибудь мультфильме? (ответы детей)

А сегодня  я вам предлагаю отправиться в путешествие. Но сначала мы посмотрим на картинки и отгадаем мультфильм.

                   Воспитатель показывает на ноутбуке картинки из мультфильма «38 попугаев».

- Как называется этот мультфильм? (ответы детей)

-Что делает попугай?(попугай измеряет удава)

-Как попугай измеряет удава? (измеряет шагами)

А сейчас все закрыли глазки, чтобы оказаться в сказке.(дети закрывают глаза)

                                    Мульти-пульти, ширли-мырли,

                                     Хочу, чтобы мы оказались в мультфильме!

                В это время воспитатель достаёт из-под стола игрушку удава и попугая

                                       (включить звук «шипение удава»)

- Ребята, посмотрите, у кого в гостях мы оказались? (у удава и попугая)

-А вы хотели бы, как и попугай, измерить удава шагами?(да, конечно)

Так давайте же измерим!

Воспитатель вызывает самого высокого мальчика и самую низкую девочку, просит измерить шагами одно и то же расстояние (удава).Сначала идет девочка. Все хором считают ее шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.

- Что вы заметили? (расстояние не менялось (длина удава), а число шагов разное).

- Почему так получилось? (шаги были разными: чем больше шаги, тем меньше число шагов)

- Ребятки, посмотрите, что вы видите на своих столах? (это полоски бумаги)

- Давайте сравним красную и синюю полоску. Что мы видим?(они разной длины)

На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см, красная – 5 см, синяя – 4 см. Воспитатель предлагает им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно, а затем «прошагать» ими белую полоску. Все действия дублируются на доске с помощью демонстрационных полосок. В итоге дети вновь приходят к выводу о том, что чем больше мерка, тем меньше результат измерения.

б) № 1, стр.12 (задание в учебных пособиях)

- Ребята, давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (пядями, локтями, саженями и т.д.)

     Показать детям иллюстрации измерения длины пядями, локтями, саженями  и предложить детям измерить (индивидуально) удава этими мерками.

- Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? (нет, у всех разные шаги, локти, пяди и т.д.)

- И поэтому, чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела – они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метромисантиметром.

                   Воспитатель демонстрирует модель метра и модель сантиметра, дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.

- Какой из этих мерок удобнее измерить расстояния в комнате? (метром)

- А удава можно измерить метром? (1-2 ребенка меряют удава метром)

- Еще, какие расстояния можно измерить метром? (высоту шкафа, стол и т.д.; дети измеряют метром два-три расстояния)

- А какой меркой удобно измерить дорожку, по которой ползла улитка? (сантиметром). Сколько маленьких отрезочков по 1 см уложилось в этой дорожке? (4 см)

- На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа – 1, 2, 3 и т.д. показывают, сколько сантиметров отложено. Рассмотрите картинку и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок.

(Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нем сантиметром.)

- Отметьте начало отсчета на ваших линейках красным штрихом. Улитка из этой точки доползла до точки 5. Сколько сантиметров она проползла?(5 см.) Молодцы!

2. Физкультминутка «Измерение удава»

Дети выполняют движения по тексту.

                                                   Мы удава измеряли,

                                                   И немножечко устали.

                                                   Раз, два, три, четыре, пять,

                                                   Снова будем измерять:

                                                   И пядями, и локтями,

                                                   Саженями и шагами.

                                                   А теперь все потянулись,

                                                   И друг другу улыбнулись.

                                                   Дружно сели за столы –

                                                   Заниматься мы должны.

3. Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки.

а) № 2, стр. 12

 - Как вы думаете, какой отрезок самый длинный, а какой – самый короткий? Как доказать?

Выясняется, что способ наложения здесь использовать невозможно. На помощь приходит линейка. Дети измеряют линейкой длину данных отрезков, проговаривая вслух, как ее надо приложить:

- Один конец приложу к красному штриху линейки, другой конец – оказался в точке 6. Значит, длина отрезка – 6 сантиметров. Число 6 вписывается в пустое окошко под отрезком. Воспитатель обращает внимание детей на краткое обозначение сантиметра рядом с окошком. Аналогично измеряют длины остальных отрезков.

б)№ 3, стр. 12

На доске многоугольник, составленный из полосочек. Воспитатель ставит проблему:

- Являются ли стороны многоугольника отрезками? (мнения детей делятся на тех, кто отвечает утвердительно, и тех, кто не согласен с этим)

        Тогда модель многоугольника на доске «рассыпается», и все дети убеждаются в том, что правы были те, кто считал стороны многоугольника отрезками. А значит, как и любые отрезки, их можно измерить. В завершении дети измеряют линейкой длины сторон многоугольников в учебном пособии.

в) Если позволит время, выполнить задание №5, стр. 13

В задании закрепляется умение соотнести количество предметов с подходящей цифрой и сравнение чисел с помощью составления пар.

- Ребята, рассмотрите рисунки. Как вы думаете, что надо сделать в этом задании?(Здесь нарисованы мешки с предметами и стоят знаки >,<,=. Значит, надо сравнить по количеству маленькие и большие мячи, попугаев и обезьянок, фонарики и свечи.)

- Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа.

Дети рисуют «волшебные ниточки», выделяют красной линией предметы, которым хватило пары, и выбирают знак. Внимание детей следует обратить на то, что предметы, оставшиеся без пары, дают ответ на вопросы: « На сколько больше?», «На сколько меньше?»

4. Итог занятия.

- Чем мы сегодня занимались?(измеряли удава)

- Что нового узнали, что было интересного?(ответы детей)

- Что было трудного?(ответы детей)

- Как измерить длину отрезка?(выбрать мерку и уложить в отрезке)

- Какие новые мерки (единицы измерения ) вы узнали?(метр, сантиметр)

- Чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше?(они всегда одинаковые)

- О чем вы сможете рассказать дома маме, папе?(ответы детей)

- Чему сможете научить своего брата (сестру)?(ответы детей)

Какие вы сегодня молодцы! Всем спасибо! Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ

При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...

Конспект непосредственно образовательной совместной деятельности с детьми второй младшей группы «Грач на горе - весна на дворе»

Младший дошкольный возраст - важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит активное овладение механизмами социализации, усвоение норм социального поведения. Проблема социализации лично...

Конструкт непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми шестого года жизни

Конструкт непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми шестого года жизни Тема: «В поисках сокровищ капитана Флинта»...

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...