Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр и ИКТ
статья по математике (старшая группа) на тему

Галимова Рима Николаевна

В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорошо освоили, то в дошкольных учреждениях воспитатели тоже привыкают к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_femp_i_ikt.docx377.66 КБ

Предварительный просмотр:

Актанышский муниципальный район

Формирование у детей дошкольного возраста

элементарных математических представлений

посредством развивающих игр и ИКТ

Воспитатель : Галимова Рима Николаевна

2015 г.

Огромные научно-технические сдвиги, которые произошли в жизни человеческого общества за последние десятилетия, диктуют необходимость умственного развития человека, формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» в пункте 2.1 говорится: «Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта, среди которых - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

 Поиск привел к предположению, что формирование логического мышления у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если систематически применять развивающие игры как средство обучения в процессе математического развития.

 Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих компьютерных игр при развитии математических представлений у детей дошкольников возраста

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

 2. Разработать систему мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих и компьютерных игр.

 3. Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

средства позволяют включить в процесс воспитания и звук, и действия, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Вот почему взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием.

            В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорошо освоили, то в дошкольных учреждениях воспитатели тоже привыкают к использованию компьютерных технологий в образовательном процессе. Большинство воспитателей привыкло проводить традиционные занятия с детьми, тогда как использование компьютера позволяет сделать занятия более современными, нетрадиционными. Однако ДОУ не может оставаться в стороне, являясь носителем знаний и культуры. Воспитатели должны стремиться повышать эффективность образовательного процесса воспитанников.  Именно развитие этой образовательной области является одним из приоритетов, государственных документов об образовании. Рассмотрим возможности проведения современных занятий с использованием ИКТ в ДОУ подробнее.

 Использование в процессе обучения дошкольников ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из способов сделать занятие современным и нетрадиционным и позволяет существенно повысить качество предлагаемой детям информации. Информатизация системы образования постепенно предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности

Современный воспитатель должен не только сам уметь хорошо владеть компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и уметь разнообразить с их помощью занятия детей, активно использовать их в своей педагогической деятельности. Только педагог, который с радостью познает сам что-то новое и привносит это в свою работу, умело сочетает традиционные и современные методы обучения, может стать по-настоящему интересным детям и проводить занятия не только познавательно, но и с увлечением. Именно такой педагог сможет воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ребенка.

Призвание воспитателя стать для ребенка проводником в мир новых технологий, познакомить со всеми образовательными технологиями.

Целью работы при использовании ИКТ в дошкольных учреждениях, является, повышение качества образования через активное использование традиционных и современных методов обучения в воспитательно-образовательном процессе.

Задачами воспитателя при разработке современного занятия с использованием информационно-компьютерных технологий являются:

 • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

 • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

 • расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

 • подготовка банка дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

• создание комплексной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которая гармонично сочетает традиционные и современные занятия с детьми.

 Использование ИКТ на занятиях выводит усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.

 Проведение нетрадиционных занятий в ДОУ с использованием ИКТ имеет множество преимуществ:

 • дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

 • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

 • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

 • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

 • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

 • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;

 • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет:

 • расширить возможности педагога;

 • повысить качество образования детей;

 • повысить качество демонстрационных материалов-иллюстраций;

 • использовать показ видеофрагментов;

• экономить время на занятиях за счет высокой скорости обновления дидактического материала;

• развивать творческие способности детей;

 • компактно хранить большие объемы информации;

• легко проводить интегрированные занятия и занятия в игровой форме;

• представлять детям информацию сразу в нескольких видах (звуковую, визуализированную) .

 Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером на занятиях с дошкольниками является проведение медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций. При проведении ОД с детьми я стремлюсь максимально использовать возможности презентаций, поскольку они позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

 Проведение традиционных занятий и современных с использованием ИКТ позволило мне сделать вывод, что на занятиях современного типа у детей существенно повышается интерес к представленной информации, лучше развивается память, словесно-логическое мышление. Кроме того, за отведенное для занятий время, дети получают больший объем информации в более наглядном виде.

 Однако, несмотря на множество преимуществ, которые дает использование ИКТ на занятиях с детьми, необходимо учитывать множество факторов:

 - «общение» ребенка дошкольного возраста с компьютером должно быть строго ограничено по времени и происходить только под контролем воспитателя;

- для проведения фронтальных занятий необходимо использовать мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2-, 5 метра;

 - не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

 Таким образом, в процессе работы, я смогла сделать вывод, что проведение нетрадиционных занятий в ДОУ и в частности занятий с использованием ИКТ и развивающих игр ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя. Однако следует помнить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Приложение 1

План игры «Игра – логика»

Задачи:

Образовательные:

1.Учить решать задачи на сложение и вычитание.

2.Уметь самостоятельно находить закономерность по признакам, найти нарушение закономерности.

3.Учить анализировать.

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки у детей: умение работать группой.

2.Воспитывать усидчивость.

Развивающие:

1.Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность.

2.Развивать внимание.

Материал: кружки, набор игры «Учимся считать».

Ход игры:

  1. Игра «Башни»
  1. Какая башня лишняя? Почему?
  2. В какой башне сумма цифр меньше?
  3. В какой башне сумма цифр больше?
  4. В какой башне сумма цифр четное?
  5. В какой башне сумма цифр нечетное?

  1. Игра «Фигуры»
  1. Сколько фигур?
  2. По какому признаку можно сгруппировать фигуры?
  3. По цвету сколько групп?
  4. По фигурам сколько групп?
  5. По размеру сколько групп?
  6. Придумайте задачу.

  1. Игра «Числа»
  1. Сколько чисел?
  2. Какое число стоит между 6 и 8, 5 и 7, т.д.?
  3. Из каких двух меньших чисел можно составить число 6, 8 и т.д.

  1. Игра «Фигуры»
  1. Сколько фигур?
  2. По каким признакам можно группировать фигуры?
  3. Придумайте задачи.

  1. Игра «Дуги»
  1. Каких чисел нет?
  2. Из каких 2-х чисел составить число 4, 6, 8, 5, 7, 9?
  3. Придумайте задачи.

Список литературы

 1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2007.

 2. Богат В. Развивать творческое мышление/ В. Богат, В. Николаев // Дошкольное воспитание – 2005.

 3. Волошина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / В. Г. Горецского. – М. - Белгород, 2005.

 4. Волчкова В. Занимательный счет //Дошкольное воспитание. - 2008.

 5. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Парамоновой. О. С. Ушаковой. М., 2009.

 6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 2009.

 7. Гудкович И. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками/ И. Гудкович. - Ульяновск 2006.

 8. Давыдов В. В. Проблема развивающегося обучения/ В. В. Давывов. – М. : Просвещение, 2000.

 9. Столяр А. А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет /. – М., 2009.

 10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника/ О. М. Дьяченко. - М., 2006.

 11. Ерофеева Т. И., Павлова Л. И., Новикова В. П. Математика для дошкольников. - М., 2007.

 12. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Просвещение, 2007. 13. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. - М. : Гном-Пресс, 2011.

 13. Е. А. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л., Логика и математика для дошкольников. - СПб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивационные возможности ИКТ в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений

В последнее время в связи введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменилась форма и структура образовате...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Система работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры

Цель:Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием....

Презентация Использование дидактических игр при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений

Цель:формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих игр В.В. Воскобовича для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка в Фиолетовый лес"

Данный конспект НОД является итоговым годовым занятием по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста, которые в своем обучении применяют технологию развивающих игр В.В. Воскобовича....