Система работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры
методическая разработка по математике на тему

Надежда Борисовна Сиверскова

Цель:

Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система  работы по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством игры

Автор-составитель:

Сиверскова Н.Б.

Высшая кв.категория

2016г.

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество , форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий . В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить познавательный интерес в формировании элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача , которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими “бездушными” упражнениями

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение, логику мысли, рассуждений, смекалку ребёнка. Играя, он может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредствам развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Теоретическая база.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.

В XVII-XIX в в. Вопросы содержания и методов обучения детей в дошкольном возрасте арифметике в формировании представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в передовых педагогических  системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским,         И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как : Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С Выготского: «… научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»

Н.А. Виноградова отметила ,что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры , настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические , игры-инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал .

Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр, рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.

Цель:

Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием.

Задачи:

  1. Изучить литературу по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обогатить развивающую среду по данной теме
  3. Составить картотеку игр с математическим содержанием.
  4. Привлечь родителей к оформлению уголка «Юный математик»
  5. Разработать план проект по «Формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры».

Предполагаемый результат:

Использование развивающих игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют познавательную деятельность детей.

Благодаря играм удастся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых не собранных детей.

Этапы деятельности:

  1. Этап — подготовительный
  2. Основной
  3. Аналитический (май).

Этапы реализации:

  1. Этап. Выявление уровня развития. Изучение и подбор литературы
  2. Этап. Организация совместной деятельности по формированию ЭМП с использованием развивающих игр в течение  учебного года
  3. Этап. Анализируются результаты проведенной работы.

План реализации системы

Этапы работы

Содержание работы

Задачи

I. Этап

Сентябрь

  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного планирования
  • Обмен опытом с другими педагогами
  • Социальное партнерство

-

II.  Этап

Октябрь

1.     Дид. Игра «Покажи столько же»

2.     Игра с палочками

3.    «Какая фигура лишняя»

 4.     «Четвертый лишний»

Продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками

Продолжать учить и различать и называть геометрические фигуры

Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах

Продолжать упражнять классификации предметов по признакам

Ноябрь

1.     «Кто назовёт больше»

2.     «Сложи узор»

3.     «Сложи квадрат»

 4.     Консультация для родителей «Роль дид. игры в процессе формирования ФЭМП у детей дошкольного возраста

Продолжать учить узнавать геометрические фигуры в окружающем

Выявить умение составлять узор из геометрических фигур на плоскости в соответствии с их расположением на образце

Закреплять умение составлять целую из частей. Развивать мышление комбинаторные способности

Познакомить родителей с дидактическими играми

Декабрь

1.     «Найди пару»

2.     «Найди фигуру»

3.     «Пифагор»

4.     Игра со счетными палочками

Продолжать учить соотносить цифру с числом

Продолжать учить различать геометрические фигуры

Упражнять в сравнении треугольников и квадратов по размеру, составлении из них новых геометрических фигур

Закрепить умение детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения

Январь

1.     «Монгольская игра»

2.     Логика «Ассоциации»

3.     «Формы»

4.     «Сложи узор»

 

Развитие сенсорных способностей, пространственных представлений образного и логического мышления , смекалки.

Учить рассуждать, делать свои умозаключения.

Закрепить геометрические фигуры, учить находить похожие на них предметы.

Развивать пространственные представления.

Февраль

1.     «Назови скорей»

2.     «Игра с палочками»

3.     «Цифры»

4.     «Отсчитай столько же»

Учить называть последовательно дни недели.

Упражнять в умении составлять геометрические фигуры из счетных палочек, развивать воображение.

Учить сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке.

Продолжать учить отсчитывать на одну больше (меньше) чем показывает цифра.

Март

1.     «Не ошибись»

2.     «Сделай фигуру»

3.     «Что изменилось»

4.     «Сколько и где»

Упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу.

Упражнять в различении геометрических фигур, упражнять в ориентировке на плоскости.

Развитие внимания, речи, закрепление изученных детьми пространственных отношений.

Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, использовать слова: сколько , наверху, внизу, слева, справа, под ,над.

Апрель

1.     Игра «Танграм»

2.     «Кто больше назовет»

3.     «Геометрическое домино»

4.     Консультация для родителей «Зачем детям математика»

Учить складывать силуэт по образцу( и без). Развивать воображение

Упражнять в классификации предметов по разным признакам

Закрепление знаний о геометрических фигурах и их свойствах

Познакомить со значением игр с математических содержанием

III.Этап

Май

1.     Загадки

2.     Консультация для родителей «Математические игры»

3.     Познавательное занятие «Путешествие в мир математики»

Закрепление знаний о цифрах, умение соотносить цифру с количеством

Познакомить с разнообразием игр

Закрепить знания на основе выполнения игровых упражнений

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивационные возможности ИКТ в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений

В последнее время в связи введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования изменилась форма и структура образовате...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...

Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр и ИКТ

В современной жизни компьютеры уже давно стали привычной и даже неотъемлемой частью. Постепенно они вошли и в повседневность и в образовательном процессе. И если в вузах и школах педагоги их уже хорош...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Формирование элементарных математическиих представлений посредством игры

Формирование элементарных математическиих представлений посредством игры...

Презентация Использование дидактических игр при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений

Цель:формировать у детей интерес к математике с помощью интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности....