Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Фоменок Тамара Николаевна

Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».

Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развитие творческого и логического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fomenok_matem.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне и гармонично развит. Каждый ребенок хочет, в свою очередь, хочет играть. Учёные и педагоги разных стран (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Н.К. Крупская, М.Монтессори и др.) рассматривают игру как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Многие развивающие методики совмещают в себе обучение и игру. Через игру действует и известная каждому педагогу система Золтана Дьенеша.

Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть за партой, внимательно вслушиваясь в слова педагогов, а свободно играть и развиваться в игре. Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы.

 Главное в заданиях с блоками -  это вовсе не условия задач и не их решения, а тот процесс, тот путь, который ведёт от одного к другому: путь от задачи к решению. Интеллект ребёнка  не спит, он бурлит, он кипит, он «носится, как угорелый»  вокруг всего, что попадает в поле его внимания.  

Основное умение, которое нужно для решения логических задач - умение выявлять в объектах различные качества, уметь их называть, замечать их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или более свойств, обобщать объекты по одному, двум или трем признакам с учетом наличия или отсутствия этих признаков.

Весь процесс развития мышления, все движения интеллекта, в игре с блоками, гораздо виднее.  

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений.  Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.  Все виды логического мышления неразрывно связанны с речью, в логическом мышлении речь является единственной формой, в которой происходит мышление, так как оно состоит в установлении связи между значениями слов.

Итак, Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в  ФГОС и ООП.


Конспект НОД по математике в старшей группе с использованием развивающих блоков Дьенеша.

Воспитатели:  Фоменок Т.Н.

Страна «Математика».

Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развитие творческого и логического мышления.

Задачи:

- развивать умение кодировать и  декодировать информацию;

- закрепить знания о  порядковом счете;

- развивать  зрительно-моторную координацию;

- формировать навыки самоконтроля;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Ожидаемый результат:

Дети разделяют блоки по свойствам, запоминают и обобщают их.  Умеют кодировать информацию, знают структуру и алгоритмы выполнения действий.

Используют более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

Материалы и оборудование:

Логические блоки Дьенеша, схемы «Соедини по точкам», «Маршрут», «Билеты», «Магазин» (на каждого ребёнка).

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально – коммуникативное развитие.


Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Я назвала нашу сегодняшнюю встречу «Математика - царица наук».

Как вы объясняете эту пословицу. Для чего нам математика?

(ответы детей).

Математика есть гимнастика ума. Мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом «Математика».  

  1. Основная часть.

В:  На чем же нам отправиться в путь?

Игра «Соедини по точкам». Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры (приложение 1).

Что же у нас получилось?

Д: Автобус

В: Вот на этом автобусе,  мы и отправимся в путешествие.

B: Возникла проблема. У нас нет ключей от автобуса.

1.Игра «Клад».  На доске  геометрические фигуры, под одним из них ключ. Дети задают вопросы, на которые воспитатель может отвечать только «да» или «нет».

Д: «Ключ под желтым блоком?»

В: «Нет».

«Под красным?»

В:  «Нет».

Дети делают вывод, что клад под синим блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму.

2. На доске выложены геометрические фигуры. Под фигурами «Таблица отрицания».  Дети называют и обосновывают свой ответ с помощью таблиц отрицания.

(приложение 2)

Д: Ключ под синим прямоугольником

В: Почему, ты так решил? Опросить несколько детей. Ты согласен? Ты тоже так думаешь?

В: Молодцы, теперь у нас есть ключ от нашего автобуса.

В: Опять мы не можем отправиться в путь, нам не хватает проложенного маршрута.

У каждого на парте есть карточки, с какими – то непонятными, странными значками. Посмотрите на них внимательно, приступаем к расшифровке  (приложение 3).

В: (Имя ребёнка) скажи,  какой у тебя первый блок. Объяснить свой выбор (опросить несколько детей).

В: Чтоб сесть в автобус надо купить билеты. И занять места согласно приобретённым билетам .

Карточки: геометрические фигуры, разного цвета  на них написаны цифры от одного до десяти (приложение 4).

Проверка.  Почему ты села на это место? Какая у тебя цифра на билете? (Опросить несколько детей).

В: Ребята мы с вами приехали  в «Необычный магазин игрушек». Чтобы рассчитаться, не нужны деньги, а надо расшифровать карточку пропуск и найти соответствующий блок.  Купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка.  Получить игрушку (приложение 5).

Кто приобрёл игрушку проходит  на своё место.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

В: Понравилось вам путешествие? А что больше всего запомнилось? (Выслушать ответы детей).


Литература:

  1. Михайлова З. А. «Логика и математика для дошкольников». - СПб. Издательский дом «Литера», 2000.- 97с.
  2. Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ».- Воронеж. ТЦ «Учитель», 2006.-79с.
  3. Звонкин А.К. «Малыши и математика». - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  4. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург. «Давайте вместе поиграем».
  5. Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация : Использование логических блоков Дьенеша в процессе развития математических представлений дошкольников

Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму)...

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Система игр с логическими блоками Дьенеша как средство развития мыслительных операций дошкольников"

В презентации отображён опыт работы с детьми по развитию мыслительных операций посредством использования логических блоков Дьенеша на занятиях и в свободной деятельности детей. Материал расположен на ...

Логические блоки Дьенеша как средство формирования математических представлений в дошкольном возрасте.

Блоки Дьенеша можно использовать в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное по...

Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Программа профессионального самообразования педагога  " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"...