Программа профессионального самообразования педагога " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
материал (старшая группа)

Баскова Юлия Александровна

Программа профессионального самообразования педагога  " Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад "124"

Программа профессионального самообразования педагога

Сроки реализации программы:2022-2023 уч.год.

«Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошкольного возраста 5-6 лет»

2022-2023г

Подготовила :Воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Баскова Юлия Александровна 

г.Дзержинск

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы:

В настоящее время, с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, наиболее остро встает проблема логико-математического развития дошкольников. Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных функций (т. е. высших мозговых функций: памяти, внимания, мышления) Поэтому важным является совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности детей, формирование у них логического мышления.

Воспитатель не всегда умеет обеспечить развитие мотивации логико-математического развития детей. Для  этого необходимо искать новые способы развития. Логико-математическое развитие – выделение связей, зависимостей, закономерностей между математическими понятиями. Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.

Для логико-математического развития детей используются логические блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Логические блоки Дьенеша - абстрактно-дидактическое средство.

В методике Дьенеша огромное значение уделяется логическим играм, способствующим развитию комбинаторных, логических, аналитических способностей у детей при решении тех или иных математических задач, когда ребенок учится, используя логическое мышление структурировать, разделять свойства объекта, идентифицировать их, запоминать и обобщать.

Таким образом, использование логических блоков Дьенеша для логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если воспитатель: вводит игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша в деятельность детей вне занятий; предлагает игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша  на занятиях по математике; усложняет игры и упражнения по мере усвоения их ребенком.

 

Цель:

-Повышение личного теоретического, практического уровня, профессионального мастерства , компетентности и создание условий для развития математических представлений в процессе использования блоков Дьенеша с детьми группы компенсирующей направленности.

Задачи:

Работа педагога:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и технологий по теме.

-Изучить способы, методы и приёмы работы с блоками Дьенеша как средства развития математических представлений у детей с ТНР

- Разработать перспективный план  по развитию метематических представлений у детей с ТНР , с использованием логических блоков Дьенеша  в свободной деятельности.

- Разработать картотеку схем и дидактических игр с блоками Дьенеша .

-Разработать план работы с родителями по данной теме .

Работа с детьми :

-Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию ; познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения по средствам использования логических блоков Дьенеша.

-Сформировать умение следовать устным инструкциям, читать схемы.

-Способствовать развитию познавательной активности у детей с ТНР при использование блоков Дьенеша в образовательной (в свободной) деятельности

Работа с родителями:

-Осуществлять взаимодействие с родителями с целью развития математических представлений у детей с ТНР через логические блоки Дьенеша

-Привлечь родителей к изготовлению игровых и наглядных материалов .

Источники самообразования:

- Изучение опыта работы по теме, статей в интернете.

-Изучение  программы  Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

- Изучение книги Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников  с ОНР (с 4-5 и с 5-6 лет). ФГОС

Ожидаемый результат:

-Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- Обогощение РППС: наглядные пособия и дидактические материалы

-Обобщение опыта по исследуемой теме в рамках выступления на ГМО, педсоветах, интернет сообществах

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г

Дата окончания работы :май 2023

2022-2023 уч.год

Месяц

Цель

Результат

Продукт

Сентябрь 1-2 неделя

Диагностика

Сентябрь

3-4 неделя

Развитие познавательной активности и формирование математических представлений у детей старшей группы ТНР по средствам логических блоков Дьенеша

Познакомится с интернет-ресурсами. Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника).

Разработка перспективного плана на учебный год по развитию метематических представлений у детей с ТНР , через логические блоки Дьенеша

Октябрь

Создать условия для развития познавательного интереса  в процессе использования блоков Дьенеша в образовательной/ в свободной деятельности

Провести вводную беседу и ознакомление детей с "Логическими блоками Дьенеша".

-Пополнение РППС

Изготовление логических карточек с обозначениями блоков.

-выступление  на родительском собрание «Инновационные технологии применяемые в работе с детьми по формированию математических преставлений  в ДОУ для детей группы компенсирующей направленности».

Ноябрь

Знакомство с понятием пересекающихся множеств

Д.И. « Разложи правильно»

-Пополнение РППС

Д.И. «Разложи правильно»- карточки с обозначением блоков , 2-3 шнура

Привлечь родителей к изготовлению альбома  «Схемы –блоки Дьенеша»

Декабрь

 Способствовать развитию мыслительных умений: (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию).

 Д.И. « Подбери фигуру»

-Пополнение РППС

Изготовление кубиков с обозночением блоков Дьенеша.

Изготовление картотеки «Игры с блоками Дьенеша»

Январь

развивать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения.

Д.И. « Продолжи ряд»  

-Пополнение РППС

Изготовление полей для дидактической игры

Консультации для родителей:

- Что такое "Логические блоки Дьенеша"?

Февраль

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.  Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Д.И. «Рассели жильцов»

Д.И. «Этажи»

-Пополнение РППС

 Изготовление пособий для  Д.И. «Рассели жильцов»

Консультация для родителей «Играем дома вместе с блоками Дьенеша».

 Март

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать

 Д.И. « На свою веточку»

-Пополнение РППС

Изготовление блоков Дьенеша

 Изготовление дерева с обозначениями блоков на ветках

Консультация для родителей «Играем дома вместе с блоками Дьенеша.»

Апрель

Совершенствование навыков конструирования с использованием блоков Дьенеша . Развитии творческого воображения.

ФЭМП Тема: Рыбы  (Игра «Рыбки в ручейке»)

-Пополнение РППС

Изготовление схем «Рыбы»

Май

Закреплять  и совершенствовать познавательные процессы: восприятия, памяти, внимания, воображения, логическое мышление у детей группы компенсирующей направленности.

Д.И. «Расставь блоки по местам»

-Пополнение РППС

Изготовление поля для д.и. «Расставь блоки по местам»

-Выступление с докладом на педсовете по теме: «Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений у детей с ТНР старшего дошколього возраста 5-6 лет»

Список использованной литературы :

  • Методическое разъяснение "Логические блоки Дьенеша" к комплекту
  • Дидактические игры-занятия в ДОУ. (Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ). Панова Е.Н.
  • Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша)
  • Статья Ильясовой К.К. "Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста" в научном журнале "Молодой ученый" № 22.4 (102.4) / 2015
  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников
  • Гордеева Т.И., Дудорова В.Д. и др. Современный детский сад: работа в режиме развития
  • Материалы Интернет сайтов maam.ru, infourok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников.

Конспект проведения НОД с использованием логических фигур на тему: «Путешествие в страну Математики».Цель: Активизация  у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классифи...

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников

Логические блоки Дьенеша, как средство развития математических представлений дошкольников...

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей c ЗПР старшего дошкольного возраста на тему "Морское путешествие"....

ДидакДидактические игры по развитию элементические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются дидактические игры по развитию элементарных математических представлений у детей с ЗПР старшего дошк.возраста...

отчет по самообразованию "Развитие математических способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и...