ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья по математике (старшая группа) на тему

Петрова Елена Витальевна

В статье  представлен инновационный метод программы «Нумикон» для обучения математическим навыкам детей с синдромом Дауна, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_numikon.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Е.В. ПЕТРОВА, учитель-дефектолог

МБДОУ «Детского сада №23»  г. Чебоксары

Аннотация: в статье  представлен инновационный метод программы «Нумикон» для обучения математическим навыкам детей с синдромом Дауна, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные наборы наглядно-практического материала.

Abstract: the paper presents an innovative method program "Nomicon" for teaching mathematical skills of children with down syndrome, which uses multi-sensory approach and apply special sets clearly and practical material.

Не секрет, что обучение детей, особенно с синдромом Дауна требует особого подхода. Наиболее сложным для них представляется освоение знаний из области математики, им трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни.

Большинство воспитанников МБДОУ «Детский сад №23» г.Чебоксары дети дошкольного возраста, с нарушением интеллекта, а также с синдромом Дауна. Это сложный, своеобразный контингент, результаты их воспитания и обучения педагоги ждут достаточно долго, с детьми не установить «обратной связи», как с их нормально развивающимися сверстниками. И для того, чтобы «почувствовать результат», учителю – дефектологу приходиться комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и нетрадиционные.

На протяжении последних двух лет мы успешно используем пособие «Нумикон» – это программа для обучения детей дошкольного и школьного возраста математическим навыкам, испытывающих трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход и набор наглядного материала, разработанные в Великобритании, где он является частью стандартной программы обучения математике общеобразовательной школы и используется в 5000 школ по всей стране. Эффективность использования программы по обучению детей с синдромом Дауна математическим навыкам была доказана в ходе исследований, проводившихся на базе Портсмутского университета и ряде школ город в начале 2000-х годов [3].

 Пособие создана таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей, а именно, способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны при следующих предъявлениях [3].

На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях.

Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам. В системе «Нумикон» каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диаметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект «Нумикон», можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой и количеством. «Нумикон» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, поразрядное представление чисел, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, в дальнейшем деление, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа. Воспитанникам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам «Нумикон», будь то индивидуально или в группах. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, подходят для разнообразных форм обучения воспитанников, они составляют из шаблонов разнообразные сооружения и конструкции, играют в игры с использованием специального «волшебного» мешочка, в котором фигурки можно распознать только на ощупь. При этом как глаза, так и руки помогают понять, как разные числа соотносятся друг с другом. Кроме того, в процессе таких занятий формируются яркие образы, которые могут стать подспорьем для ребенка, имеющего трудности в освоении программы по математике. При этом возраст ребенка не имеет значения. Адаптация к российской практике мультисенсорной методики «Нумикон» ведется фондом «Даунсайд Ап» с 2009 г. в рамках проекта «Совершенствование подготовки детей с синдромом Дауна к школе в условиях специального и инклюзивного образования» [6].

За время использования пособия с детьми в нашем дошкольном учреждении видны определенные положительные результаты, благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам:

 воспитанникам нравится производить арифметические действия;

 воспитанники составляют из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) [1].

- развивается конструктивная деятельность. Используя наборы «Нумикон», в работе с детьми могут быть использованы такие виды конструирования: по схеме, образцу, по замыслу, плоскостное, объемное [4].

Важно, что мышление детей в процессе манипуляторных действий имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. В процессе деятельности дети составляют описательные рассказы о своей постройке. Речь детей обогащается новыми терминами и понятиями, активизируется словарный запас [2].

Таким образом, у воспитанников происходит развитие мыслительной деятельности и речевой активности, развиваются творческие способности детей. Набор наглядного материала «Нумикон» возможно использовать в любой детской деятельности. С формами «Нумикон» можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах. Говоря о результатах, можно сказать, что программа «Нумикон» способствует хорошим дополнением в работе по формированию математических представлений и может стать удачным дополнением в работе.

 Список литературы

1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой, М. Л. Шихиревой. – 2010.

2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. – 2009. – № 2. – С. 25–28.

3. Стальгорова Е.И. Система «Нумикон» // Там же. 2010. № 1 (4). С. 46-50.

4. Сладкова Е.А., Терентьева К.Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. – 2011. – № 3 (44). – С. 5-9. 5. Every child counts.

5. https://everychildcounts.edgehill.ac.uk/ 6. Электронный ресурс.

6. www.numicon.com ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Использование нетрадиционных методов работы с бумагой для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

В статье описана работа по нетрадиционным техникам работы с бумагой в детском саду. С помощью разнообразия техник происходит  развитие творческих способностей детей, оказывающее влияние на непрер...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...

Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»

В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми  на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...

Инновационный опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности» 2020-2021 уч.г.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобрет...