«О детях с синдромом Дауна» (ранний дошкольный возраст)
консультация на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_detyah_s_sindromom_dauna.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «О детях с синдромом Дауна»

(ранний дошкольный возраст)

Учитель-дефектолог 1 кв. категории Шабаршина О. А.

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Развитие ребенка с синдромом Дауна резко отличается от развития обычного, нормально развивающегося ребенка. Дети, рожденные с этим синдромом, даже внешне легко отличимые от обычных детей.

Причиной такой аномалии является нарушение в хромосомном наборе ребенка, у этих детей всего на одну хромосому больше, чем у нас. Один маленький сбой приводит к таким колоссальным последствиям.

 Внешне такие дети кажутся очень улыбчивыми, их ещё иначе называют «солнечными детьми», но на самом деле такая улыбка может не быть оправдана ситуацией, это может быть просто сокращение лицевых мышц и не более.

Эти дети не имеют «страха перед другими мирами». То есть, иначе говоря, у них отсутствует инстинкт самосохранения, они открыты всему миру.

Внешне дети с синдромом Дауна отличаются следующим:

1)    они имеют монголоидный тип лица, глаза узкие;

2)    часто физически плохо развиты и не выглядят на свой возраст, взрослые с синдромом Дауна часто страдают ожирением;

3)    эти дети щупленькие, невысокого роста, голова маленькая;

4)    губы ярко выражены, припухлые.

Физическое развитие детей с синдромом Дауна

Как говорилось ранее, дети с синдромом Дауна физически плохо развиты, они выглядят младше своих лет и достаточно худенькие. Такое неблагоприятное физическое развитие ребенка с синдромом Дауна является следствием того, что иммунная система этих детей очень слаба, и такие детки чрезмерно часто болеют, что влияет не только на физическое, но и в свою очередь на их умственное развитие.

Если нормально развивающийся ребенок к двум годам уже точно  уверенно бегает и прыгает, то ребенок с синдромом Дауна, к сожалению, если и будет бегать, то только к концу дошкольного возраста. С тем, чтобы начать прыгать, дела обстоят ещё хуже.

При этом движения при ходьбе у этого ребенка резкие, обрывистые, при беге движения разноплановые, нескоординированные, руки и ноги двигаются несогласованно. Это обусловлено тем, что у таких детей плоскостопие, стопа к тому же очень широкая, отсюда походка ребенка «шаркающая», медленная.

Психическое и умственное развитие ребенка с синдромом Дауна

У нормально развивающегося малыша к трем месяцам жизни формируется «комплекс оживления», то есть ребенок реагирует на голос матери, например, поворачивает головку, улыбается, различает интонацию (ласковую речь или ругань), реагирует на игрушки и так далее. У ребенка же с синдромом Дауна этот «комплекс оживления» отсутствует, он одинаково спокойно будет сидеть на руках, если его возьмет мать или если возьмет какой-либо другой, совершенно посторонний ему человек, в то время как обычный ребенок уже бы раскричался во весь голос.

Умственное развитие ребенка с синдромом Дауна останавливается максимум на уровне семилетнего ребенка. Запас слов ребенка с синдромом Дауна в каждый из периодов дошкольного возраста не превышает половины активного словаря нормально развивающегося ребенка.

У них ослаблена память, объем ее очень мал, внимание детей с этим синдромом очень рассеянное. Ребенок может часами плакать абсолютно беспричинно, его не будет беспокоить ничего, он накормлен, сух, в тепле, но вследствие того, что процессы торможения абсолютно сходят в какой-то момент «на нет», а процессы возбуждения, напротив – разгораются достаточно сильно, и проявляется такое поведение. 

Ребенок с синдромом Дауна вряд ли сможет стать полноценным членом общества, но при правильной коррекционной помощи его можно будет обучить санитарно-гигиеническим нормам, приучить к самообслуживанию, в некоторых случаях можно добиться и немного большего результата.

Именно поэтому так важно, чтобы своевременно была оказана правильная и хорошая коррекционная помощь такому ребенку.

До года деятельность ребёнка носит предметно-ознакомительный характер.

После года ребёнок начинает ходить, увеличивается объём его перемещений в пространстве и, как следствие, расширяется поле его деятельности. Теперь ребёнок не только задаётся вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Особую значимость приобретает совместная деятельность со взрослыми. Из наблюдений за действиями взрослого ребёнок узнаёт, что и как делать, пытается повторить действия. Одновременно малыша волнует и реакция взрослого на его собственные действия. В этот период ребёнок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. Если ребёнка привлекать к совместным играм с другими детьми, то к концу данного этапа можно развить способность самостоятельной игры со сверстниками.

При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

• обязательно назвать предмет;

• охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;

• показать, как этим предметом можно действовать.

Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. В процессе совместной деятельности развивается диалог взрослого и ребёнка. Взрослый сопровождает свою речь облегчёнными словами и жестами, ребёнок использует любые доступные ему сигналы. Пример такого диалога:

Мама варит кашу.

— Посмотри, Алёша, мы с тобой будем варить сейчас кашу, гречневую, из кру-

пы гречка. Вот она какая, маленькая. Потрогай её. Возьмём кастрюлю. А крышка где?

Алёша, дай крышку. (примерить две, выбрать подходящую) Спасибо, Алёша! (кивок головы, выражающий «спасибо») Помог маме. Насыпай гречку. А теперь я. (соблюдение очерёдности) Вот так, пусть варится каша наша. Пыхтит, пых-пых, вкусная!

Рассыпчатая! Всех накормим. Алёша скажет: «Ам, ам!»

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает, и отвечает сам (пример выше).

Нужно называть окружающие предметы, действия, явления, пользоваться жестами; использовать в играх звукоподражания. Также дети любят играть  на музыкальных инструментах, слушать музыку. Необходимо использовать яркие игрушки для привлечения внимания (ветерки, юла и т.д.)

На этом этапе, от 1 года до 3 лет, у ребёнка начинает проявляться большая самостоятельность в исследовании окружающего мира — в какой-то мере он может и не нуждаться в помощи взрослых. Вдруг отказывается выполнять их просьбы, становится капризным, агрессивным, или наоборот, выражает пассивность к происходящему вокруг, становится вялым и медлительным. Родителям следует учитывать эти наклонности, что поможет правильно организовать и жизнь ребёнка в целом, и различные занятия с ним.

Легковозбудимых детей следует приучать к соблюдению режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно увеличивая число поручений. Вырабатывать в них аккуратность и привычку доводить дело до конца. Стараться говорить спокойно, доверительно, иногда шёпотом, «на ушко». Развивать внимание посредством заданий на длительность выполнения. Например: «Поищем куклу. Тут нет. Может под диваном? Может за стулом? Ищи. Ходи тихо. А то она услышит и убежит от нас». Для таких детей не следует во время занятий использовать слишком подвижные игры. При подготовке и по окончанию занятия соблюдать очерёдность раскладывания и собирания необходимых принадлежностей. Заторможенных, вялых детей следует выводить из пассивного состояния, но без нажима, осторожно. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности. Старайтесь привлечь внимание малыша красочными предметами и картинками, сами будьте более эмоциональными, пойте во время занятия, играйте в подвижные игры, шутите, смейтесь с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

Статья ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ДОМЕ РЕБЁНКА

У большинства детей с синдромом Дауна наблюдается отставание в развитии психических процессов, и речи в том числе. Такие дети имеют недостатки развития речи, как в произношении звуков, так и в п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ «НУМИКОН» ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В статье  представлен инновационный метод программы «Нумикон» для обучения математическим навыкам детей с синдромом Дауна, в которой используется мультисенсорный подход и применяются специальные ...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....

Реализация проекта «ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ» коррекционно-образовательной направленности по превентивной профилактике речевых нарушений у детей “группы риска” в раннем дошкольном возрасте

Аннотация к проектуПроект направлен на выявление предпосылок речевых нарушений и их профилактику у детей раннего возраста в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ “Детский сад № 2 “Ал...

Критерии выявления детей «группы риска» в раннем дошкольном возрасте в условиях ДОУ

Всем известно, что ранний возраст, младший дошкольный возраст в жизни каждого ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятел...