Формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием наглядности.
учебно-методическое пособие по математике по теме

Белова Ирина Васильевна

Использование наглядности в обучении учащихся с ОВЗ имеет особое место для успешного формирования математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx551.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием наглядности.

1) «Фигурные бусы».

Педагог использует сюжет, сопровождая рассказ изображением любого сказочного персонажа. Например: Сегодня я познакомлю вас со своим другом Ежиком. Он очень любит собирать грибы и ягоды, а потом развешивает их на веточках сушиться. Получается похоже на бусы (образец на доске):

8

– С какой фигуры начинаются бусы? Какой заканчиваются?

Это упражнение удобно и для формирования навыка счета: сколько кругов, сколько квадратов, какая фигура стоит первой, третьей, шестой и т. д.

– Чем похожи все круги? (Они одинакового размера, все зеленые).

– Чем похожи все квадраты? (Одинакового размера, все красные).

– Выложите у себя на парте такие же бусы.

Дети используют фигурки из дидактического набора.

Педагог следит за единством цвета и чередованием фигур.

2) Игровое упражнение «Ежи и грибы».

Детям демонстрируется пейзаж леса с кукольными ежами и грибами.

Педагог:

- Ребята, кого вы увидели в этом лесу? (Ежей)

- Сколько ежей в лесу? (Шесть).

- А что растет в лесу? (Грибы).

- Сколько грибов? (Шесть).

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, ежей больше или меньше, чем грибочков? (Поровну).

- Значит каждому ежу достался один гриб.

- А вот пришел еще один еж. Он без гриба. А теперь ежей больше или меньше? (Больше).

- Значит, ежей больше, а грибов меньше. А один ежик без гриба. Смотрите, вырос еще один гриб, дадим его ежику. Сейчас ежей и грибов поровну? (Да).

Занятие 2.

1) «Гусеница».

Педагог: однажды Ежик встретился в лесу с Гусеницей (образец на доске и на отдельных листах у детей – см. Приложение 2) .

– Гусеница, ты похожа на мои бусы, – сказал Ежик.

– Чем же я похожа? – спросила Гусеница.

– Ребята, кто ей ответит?

Рассматривается сходство и различие конструкций (одинаковая и разная форма фигур, цвет, размер, возможно, и количество; предлагает сосчитать фигуры).

– Расскажите, из каких фигур составлена Гусеница.

2) Подвижная игра «Осьминог».

Игровая зона (комната, игровая площадка) делится на две части. Одна часть будет представлять морское царство осьминога. Ее можно соответственно оформить, но так, чтобы оформление не мешало движению участников игры. Другая часть – берег. Можно отметить эту границу мелом или договориться, что «море» заканчивается возле шкафа. Выбирается «осьминог» (на него надевается костюм с восемью щупальцами – все остальные участники должны подойти и посчитать их количество), который не может выходить на «берег». Зато остальные участники бегают, где хотят, «купаются в море», стараясь не попасть в «щупальца» осьминога. Если «осьминог» смог прикоснуться к участнику, тот считается пойманным и превращается в «ракушку». «Ракушка» падает на колени и группируется. «Ракушку» можно освободить, если обежать вокруг нее 3 раза – считая в слух.

«Купающиеся в море» участники могут дразнить осьминога песенкой:

Осьминог – восемь ног!

Нас поймать никак не мог!

Если «осьминог» поймал пять «ракушек», то он отдает свою роль другому участнику.

Педагог должен руководить игрок, следит за правильностью счета.

Занятие 3.

1) «Мозаика».

Дети выполняют ряд заданий:

1. Из деталей мозаики нужно сложить четыре квадрата одинакового размера, но разного цвета.

79

2. Из деталей красного квадрата нужно сложить треугольник.

3. Из деталей желтого квадрата нужно сложить прямоугольник.

4. Из четырех деталей голубого квадрата нужно сложить прямоугольник и из остальных четырех деталей – треугольник.

5) Сложить фигуры «Рыбка», «Елочка», «Ракета», «Робот».

80

2) Игровое упражнение «Строим вместе».

Детям предлагается вместе построить башню из разноцветных кубиков.

Взрослый объясняет: «Миша строит из синих кубиков, Витя – из красных, Таня – из зеленых. Чтобы башня получилась нарядная, строить надо вместе, а кубики класть по очереди. Сначала синий кубик (ставит кубик Миша), потом красный кубик (ставит Витя), затем зеленый кубик (ставит Таня)». Взрослый жестом подсказывает детям, кто следующим должен поставить кубик.

В последующем это задание обогащается элементами соревнования. Дети делятся на две команды. Каждая команда строит свою башню, при этом кубики должны совпадать по цвету у обеих команд. Кто более согласованно работает, тот быстрее построит башню и станет победителем.

Это задание можно модифицировать следующим образом. Педагог выбирает пару детей. Находясь рядом друг с другом, они строят каждый свою башню, но кубики ставят одновременно. Сначала синий, потом красный, затем зеленый; если партнер еще не нашел нужный кубик, другой участник игры должен подождать его.

Занятие 4.

1) «Раскрашивание фигур».

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

r2

Педагог: «Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами».

2) Игра-путешествие «Найди клад».

Игра проводиться в классном помещении. Педагог предварительно рисует план, на котором изображает несколько находящихся в комнате предметов такими, как они видны сверху. Например, столы – прямоугольники. Для того, чтобы их изобразить, нужно измерить длину и ширину столов и уменьшить их в определенное число раз (например, в 10 раз). Таким образом, находящийся в группе стол учителя и парты на плане будут даны в масштабе 1:10. Не следует перегружать план большим количеством изображений (не более 10-12). Располагать изображения предметов на плане нужно в соответствии с их реальным расположением в помещении, передавая расстояния между ними в том же масштабе. Кроме того, на плане стрелками рисуется путь к месту, где спрятан «клад», количество шагов от тех или иных предметов. Место обозначается каким-нибудь знаком (крестиком, флажком).

Педагог распечатывает конверт и показывает детям план, по которому можно найти клад. Анализирует вместе с детьми все обозначения и путь, по которому следует двигаться, чтобы подойти к указанному месту.

Занятие 5.

1) «Сложи круг».

Детям предлагается из разных деталей складывать круг. Полезнее проводить работу индивидуально на партах.

Для этого учителю надо иметь 15-20 наборов с вариантами сборки (в конвертах). Детали должны различаться по цвету и быть пронумерованы с обратной стороны (во избежание путаницы).

114

Дети, справившиеся с заданием, меняются конвертами.

2) Подвижная игра «Прищепки».

Игру рекомендуется проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая - «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» прикрепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

Эту игру хорошо использовать для тренировки навыка счета. Например, считать баллы, распределив их по цвету прищепок. Например, за красные прищепки начислять три балла, а за желтые отнимать один. Пускай способ оценки дети выберут сами, как им подскажет фантазия.

Занятие 6.

1) «Узнавание отдельных фигур в частях целого».

Детям раздаются листы с нарисованными картинками, состоящими из геометрических фигур (см. Приложение 3). Перед каждым ребенком лежат цветные карандаши.

Педагог дает задание: раскрась большие треугольники – зеленым цветом, маленькие – синим цветом; большие квадраты – красным цветом, маленькие – желтым цветом.

2) «Нарисованная математика».

Задание 1. Посчитай жеребят, телят и поросят.

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунок (см. Приложение 4) и посчитать количество жеребят, телят и поросят.

Далее педагог спрашивает у детей, какие еще задания можно придумать для этого рисунка. Например: Каких животных больше? Насколько жеребят меньше, чем поросят?

Задание 2. Сложи фрукты.

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунок (см. Приложение 4) и посчитать количество винограда, груш и арбузов, а также найти их сумму.

Далее педагог спрашивает у детей, какие еще задания можно придумать для этого рисунка. Например: Каких фруктов меньше? Насколько винограда, больше, чем груш?

Задание 3. Сюрприз.

Педагог предлагает детям рассмотреть рисунок (см. Приложение 4) и решить пример (записать ответ в клетку). Кроме того, дает задание: 1) раскрасить маленькие коробки с сюрпризом – синим цветом, а ленточки с бантиками у них – желтым цветом; 2) раскрасить большие коробки с сюрпризом – зеленым цветом, а ленточки с бантиками у них – красным цветом.

Далее педагог спрашивает у детей, какие еще задания можно придумать для этого рисунка. Например: Каких коробок с сюрпризом меньше? Насколько больше маленьких коробок с сюрпризом, чем больших?


Приложение 2

Наглядный материал к упражнению «Гусеница»

9

Приложение 3

Наглядный материал к упражнению
«Узнавание отдельных фигур в частях целого»

E7115D5F

Приложение 4

Наглядный материал к упражнению
«Нарисованная математика»

Задание 1

Задание 2

Задание 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....

«Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа, человеку прожить не возможно. Поэтому, чем раньше ребёнок поймёт и усвоит азы мате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и  основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей...

Проект. «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

Аннотация. Дети младшего дошкольного возраста уже способны обучаться, различению количества предметов (один, много, ни одного), сравнению, чего больше, чего меньше, различению предметов по величи...