К нам приехал цирк зверей
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Мухамбетова НатальяВитальевна

«Познавательное развитие»

раздел «Формирование элементарных математических представлений»

 средняя группа 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_priehal_tsirk.docx275.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тип непосредственно образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений. Итоговое.

Тема:  «К нам приехал цирк зверей».

Цель: Выявить знания и умения детей по разделу: «Формирования элементарных математических представлений».

Интеграция образовательной области: «Социально-коммуникативное» (учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений, умениям здороваться, прощаться). «Познавательное развитие» (окружающий мир, формирование элементарных математических представлений). «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе). «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) «Физическое развитие» (физическая культура).

Формы организации детей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Закрепить умения считать до 5, на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов.
  • Обогащать понятия величины «узкий – широкий», «высокий – низкий» и пространственных отношений «справа – слева».
  • Закрепить сенсорные эталоны: форма, цвет, величина; выделение предмета из группы предметов.
  • Уточнить знания детей о геометрических фигурах и формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, круг).

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  любознательность, стремление узнать что-то новое.

Словарная работа: обогащение словарного запаса детей словами «цирк», «акробат», «жонглировать», «узкий – широкий», «высокий – низкий»,  «справа – слева»; словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собачка, обезьянка, ослик, медвежонок – медвежата).

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений и рассказов о цирке.
  • Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением цирковых актеров, цирковых номеров.
  • Рисование и аппликация на тему «Цирк» с использованием геометрических фигур.
  •  Дидактические математические игры «Сосчитай и раскрась», «Найди пару», «Волшебный мешочек».

Индивидуальная работа: при задавании шуточных вопросов активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрениями.

Оборудование:

  • Куклы Клоун, собачка Бобик и Медведь Миша; обезьянка, ослик и еще  2 медведя.
  • Плоскостной макет дорог и домиков один большой, другой – маленький; дорожки: узкая, широкая.
  • Аудиозапись цирковых фанфар.

Раздаточный материал:

  • Двухполосные карточки и по 5 картинок собачек и медвежат.
  • Картина с медведем-жонглером.
  • 5 елочек разной величины (для дидактической игры «Посадим елочки в ряд»).
  • Счетные палочки
  • Смайлики с улыбающимися и огорченными рожицами (у каждого ребенка их по 2 штуки – улыбка и огорчения – для выбора в конце НОД).

Методы и приемы:

Игровые – сюрпризный момент (куклы), дидактические игры.

Словесные – вопросно-ответный метод, чтение стихотворений.

Наглядные – рассматривание математического материала, картинки.

Практические – решение задач математического содержания.

Ход непосредственно образовательной деятельности

 1.        Организационный момент: Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Скажите мне, какое время года сейчас? (Весна). Посмотрите в окошко и определите, какое сейчас время суток? (Утро). Ребята, сегодня к нам пришли необычные гости (показывает куклы Клоун, собачка Бобик и медведя). Поздоровайтесь с ними. Вы знаете, кто это?

Дети: здороваются. Это артисты из цирка.

Воспитатель: Правильно. Это цирковые артисты, которые сегодня приглашают нас на цирковое представление.

Держит в руках собачку Бобика и медведя.

Воспитатель: Справа от меня кто? А слева?

Ответы детей.

Клоун: Ребята, мы заблудились и не можем попасть в цирк. Помогите нам, пожалуйста.

Дидактическая игра «Пройти по дорожкам»

Показывает на плоскостной макет дорог и домиков один большой, другой – маленький; дорожки: узкая, широкая.

Воспитатель: По какой дорожке и к какому домику должна пойти собачка Бобик?

Дети: по узкой дорожке к маленькому домику, потому что собачка маленькая.

Воспитатель: а Медведь Миша по какой?

Дети: по широкой дорожке к большому домику, потому что медведь большой (больше собачки).

Клоун: Спасибо, ребята. Вот мы и добрались до цирка. Сегодня в цирке необычное представление. Но чтобы попасть в цирк, надо выполнить задания. Я, Бобик и Мишка будем давать вам задания.

Воспитатель: Вы готовы?

Дети: Да.

2. Основной этап.

 Дети рассаживаются на стульчики за столы.

Звучит аудиозапись цирковых фанфар.

1 задание.

Клоун: Я прочитаю вам стихотворение С. Маршака про цирк. Внимательно слушайте и считайте, сколько зверей в нашем цирке начинают представление.

Пред вами - вы знаете что?

Игрушечный цирк шапито.

Сейчас обезьянка

Забьет в барабан,

И выйдет новый артист.

Наш ослик - совсем как живой –

Умеет кивать головой.

Скажи ему: "Здравствуй,

Приятель ушастый!" –

А он и кивнет головой.

Вот два акробата-медведя,

По имени Миша и Федя.

Увидим сейчас,

Как пустятся в пляс

Мохнатые Миша и Федя.

По ходу чтения стихотворения воспитатель садит игрушки на стол.

Клоун: Сколько зверей в цирке начинают представление? Назовите их.

Дети:. 4 (обезьянка, ослик и 2 медведя – Миша и Федя).

Клоун: Как вы узнали? (сосчитали).

2 задание. Работа на двухполосной карточке.

Воспитатель: В цирке выступают собачки и медвежата.

- Выложите на верхней полоске 5 собачек.

- Выложите на нижней полоске 4 медвежонка.

- Что можно сказать о количестве собачек и медвежат?

Дети: собачек больше, чем медвежат.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Дети: нужно добавить еще 1 медведя.

Воспитатель: Добавьте 1 медведя. Что теперь можно сказать о количестве собачек и медвежат?

Дети: собачек и медвежат стало поровну.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо умеете считать.

3 задание. Шары и мячи.

Медведь Миша:

Читает стихотворение:

Взгляните в цирке Дурова

На медвежонка бурого.

Он косолап и мешковат,

Но превосходный акробат.

Он жонглирует мячами и воздушными шарами.

Воспитатель: Вот картинка его выступления.

- Сколько шариков у медведя?

-Сколько мячей у девочки?

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: Чем похожи мячи и шары?

Дети: они круглой формы, это шары. 

Воспитатель: А какие еще фигуры вы знаете?

Дети: Треугольник, квадрат, прямоугольник.

Физкультминутка «Цирк»

Раз, два, три, четыре — 

Буду всех сильнее в мире,

Руки в стороны и с силой к плечам.

Буду в цирке выступать

Бегемота поднимать.

Руки вверх и к плечам.

Воспитатель: Перед вами выступит медведь с барабаном. Он известный математик.

- Сколько раз медведь ударит в барабан – сделайте столько же хлопков.

Медведь бьёт в барабан 2 раза, потом 3 раза. Дети считают на слух, хлопают.

4 задание.

Воспитатель: Мы попали в лес густой. Какие деревья растут в этом лесу? А какие, ещё знаете?

- Посмотрите на эти ёлочки. (на доске 5 разных по величине ёлочек).

- Сколько их? (5).

- А что вы скажете про ёлочки? Посмотрите на них внимательно.

Дети: высокие, низкие.

- Покажите самую высокую, самую низкую.

- Как вы узнали? (наложением).

Дидактическая игра «Посадим елочки в ряд»

- Расположите ёлочки от самой большой до самой маленькой. (Самая высокая, поменьше, ещё меньше, маленькая, самая маленькая).

5 задание. Отгадай загадки.

Воспитатель: В цирке используют предметы разной формы. Отгадайте загадки.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

- Ну, пожалуй, и довольно!

- Что ты видишь? -… .(треугольник)

- Выложите из счетных палочек треугольник. Сколько вам понадобиться палочек?

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня … (квадрат).

- Сколько возьмем палочек, чтобы выложить квадрат? выложите его.

- Сколько сторон у квадрата?

- Сколько у него углов?

- Чем квадрат отличается от прямоугольника?

- Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиям. Давайте похлопаем себе и нашим игрушкам-артистам.

3. Заключительный этап

Воспитатель: Ребята, наши гости интересуются, вам было интересно в цирке? Раздает каждому ребенку по 2 смайлика. Посмотрите на смайлики, которые я вам раздала. Если вам понравилось в цирке, то поднимите улыбающийся смайлик, а если не очень – грустный смайлик.

Воспитатель спрашивает отдельных детей, которые подняли улыбающийся смайлик: Что особенно понравилось? Что особенно запомнилось?

Если есть дети, которые подняли огорченный смайлик, то воспитатель обращается к ним с вопросом: Что тебя огорчило? Что не понравилось?

Воспитатель: Главное, что вы все очень хорошо умеете считать. Это очень понравилось нашим гостям. Давайте скажем им «До свиданье!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 марта "ПРИЕХАЛ ЦИРК"

Программа позволяет поддерживатьт интерес к театрально-игровой деятельности на протяжении всего времени подготовки. Программа позволяет показать выступление каждого! Раскрытие талантов! Поле для импро...

Новогоднее представление "К нам приехал цирк"

Новый год наверное самый любимый праздник не только у детей, но и у взрослых! Приглашаю всех на новогоднее цирковое представление!...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «К нам приехал цирк!»

Конспект непосредственно образовательной   деятельности Тема: «К нам приехал цирк!» Направление деятельности: «Физическое развитие» Образовательная область: «Физичес...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «К нам приехал цирк»

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений + презентация  «К нам приехал цирк»...

"К нам приехал цирк зверей"

Самоанализ по познавательному развитию "ФЭМП...

Конспект комплексного занятия по развитию двигательных навыков с элементами психогимнастики для детей раннего возраста «К нам приехал цирк!» (в рамках консультативного пункта)

Цель: Психологическое и физическое развитие детей раннего возраста.Задачи:·        Развитие мелкой и крупной моторики рук, координации движений, ориентировки в прост...