Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей
статья по математике на тему

Ломова Елена Анатольевна

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей»

Одна из важнейших задач воспитания ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. 

Вся мыслительная деятельность человека состоит из логических операций. Однако практика показывает, что усвоение знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Трудности абстрагирования, обобщения, выделения существенного и отбрасывания несущественного проявляются на всех этапах школьного обучения. Недостаточное развитие ведущих мыслительных операций приводит к различным трудностям в анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением; синтезе – построении целого из частей; сравнении – выделении общих и различных признаков в ряде предметов; систематизации и классификации – построении предметов или объектов по какой-либо схеме и упорядочивании их по какому-либо признаку; обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков. Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: "логические фигуры" (Фидлер М., "логические кубики" (Копылов Г., "логические блоки" (Столяр А.) . Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления.

В современной практике работы с детьми в детском саду находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.

Цель: развитие у детей (сенсорных способностей) познавательных интересов и творческих способностей

Задачи:

1. Формировать у детей умение систематизировать и классифицировать блоки:

  • по одному признаку (цвет, размер, форма, толщина);
  • по двум признакам (цвет и форма, форма и размер, размер и цвет, толщина и цвет и т. д.);
  • по трем признакам (форма, цвет, размер; форма, цвет, толщина);
  • по четырем признакам (форма, цвет, размер, толщина).

2. Формировать представления о математических понятиях:

  • алгоритм;
  • кодирование;
  • развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).

3. Развивать логическое мышление, познавательные процессы, творческие способности, воображение, сообразительность.

4. Воспитывать в детях дружелюбие, взаимопомощь, самостоятельность, инициативу, преодоление трудностей.

Детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже - по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствует:

  • Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;
  • Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
  • Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
  • Развитию познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • Развитию творческих способностей;
  • Использование блоков Дьенеша позволяет детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально-развивающие ресурсы и самостоятельно создавать авторские оригинальные дидактические игры. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.

Использованная литература:

1. Аксенова Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни — М.: «Буки-Веди», 2012.

2. Михайлова З.А., Носова Е.А.  Логико- математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками  ФГОС.  «Детство- Пресс», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста

Галимова Алсу Авхадеевна представила свой обобщенный опыт работы по данной теме...

Использование блоков Дьёнеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста.

Это пособие поможет детям запомнить цифры, научит считать, составлять математические истории, придумывать сказки и рассказы.  Поможет  ребенку не только разобраться в мире чисел, но и с...

"Использование логических блоков Дьенеша с целью развития логико - математических представлений у детей"

Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны б...

Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста

В данной презентации представлен материал по использованию блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представленийу детей дошкольного возраста...

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей у детей дошкольного возраста...