Опыт работы по теме: "Роль современных технологий в развитии творческого мышления и воображения детей младшего дошкольного возраста"
статья по математике (младшая группа) на тему

Моисеенко Ирина Михайловна

Опыт работы с маленькими детьми по использованию технологий Х. Кюизенера и Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon опыт работы104 КБ

Предварительный просмотр:

Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Как много способных и талантливых детей.

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Ребёнок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорождённого до пятилетнего страшное расстояние».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, основных познавательных процессов: восприятия, речи, внимания, памяти, воображения и мышления, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Один мудрец говорил: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».

Перед педагогами в настоящее время стоит непростая задача: обеспечить непрерывное развитие ребенка с использованием разнообразных форм и методов, адекватных возрасту воспитанников, с учетом того, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. «Игра – это прекрасный метод развивающего обучения» - писал Л. Выготский.

Одними из таких средств является технология развивающих игр. Известно, что для использования в практике работы с детьми дошкольного возраста имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для интеллектуального развития мыслительные умения, развивать познавательные психические процессы - память, воображение и творческое мышление  на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие.

Мышление является высшим познавательным процессом. У детей трех лет преобладают наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом. 

До 3-4-х лет мышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать,  рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка - изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.

Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать. Маленькие дети думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги.

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется  развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Ребёнка  необходимо обучить навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, нужно учить малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть.

Ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление. Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении, т.е. творчески мыслить.

 Что же такое творческое мышление?  Прежде всего, это оригинальность, необычность, способность видеть предмет под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. Творчество – сложный психический процесс, связанный с интересами, способностями ребёнка. Воображение является его фокусом, центром.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. Фантазия и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. Неспособных к творчеству детей – нет.

Всем известно, что воображение это основа любой творческой деятельности. Развивать творческое воображение необходимо не только на занятиях, кружковой работе, но и в повседневной жизни, используя игровую деятельность.

Развивая умения детей выделять свойства предметов (их размер, цвет, форму), отметила, что при усвоении данных сенсорных представлений, а так же при упражнении на выделение свойств предметов, операций сравнения, обобщения, дети испытывают затруднения.

При поиске наиболее эффективного средства для развития логического и творческого мышления, памяти, воображения, творческих способностей и  сенсорного воспитания свой выбор я остановила на логических блоках Дьенеша и цветных палочках Х. Кюизенера, т.к. считаю, что этот материал даёт возможность доступно, на наглядной основе познакомить маленьких детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов.  

Что же   из себя представляют логические блоки Дьенеша и  цветные палочки Кюизенера.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. 

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет. 

Для реализации своей деятельности в этом направлении поставила следующие задачи:

  • Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  • Формирование умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, толщине, количестве).
  • Развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
  • Воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с логическими блоками.

Определила направления работы:

  • Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
  • Обучение способам обследования предметов
  • Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина, толщина)

Выделила следующие принципы организации работы:

  • Доступность:

- учет возрастных особенностей;

- адаптированность материала к возрасту детей.

  • Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенного.

  • Наглядность.
  • Личностно-дифференцированный подход:

- учет возрастных особенностей;

- создание благоприятной среды для усвоения материала каждым ребенком.

Определила для использования следующие методы и приемы в работе с детьми: наглядный, практический, словесный, показ и объяснение, привлечение внимания, метод наложения, наблюдение за действиями взрослого и сверстников.  

На первом этапе своей работы  я изучила методическую литературу, составила перспективный план, приобрела красочные пособия и альбомы, разработала консультации для родителей и воспитателей.

С детьми проводились игры согласно перспективному плану. Начинала я работу с блоками  и палочками с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. Дети играли с ними, как с обыкновенными блоками и палочками, создавали различные конфигурации. Их привлекали конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры, например с палочками, дети стали замечать одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. Всему этому способствовали такие игры как: «Заборчик», «Зоопарк», «Жмурки», «Построим мост», т.е. выкладывание красных дорожек, поезда с голубыми вагончиками, постройка одинаковых по высоте заборов, высоких – низких домов.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными. По – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. А так же повторяют усвоенный материал. 

Для формирования у детей умений различать цвет и величину, сооружать простые постройки проводила игровые упражнения: «Покажите палочку такого цвета, как у меня», «Сложи дорожку», «Построй заборчик», «Покажи большую (маленькую) палочку».

Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предлагала ребенку одно упражнение. Начинала обучение с самых простых заданий. Закрепление материала было  так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение становилось той ступенькой, с которой ребенок начинал движение вперед.

Проверив, таким образом, каждого ребенка, я получила достаточно ясную картину уровня мыслительных умений, творческого мышления, воображения  детей. А в свою очередь дало возможность организовать игры с учетом уровня развития каждого ребенка.

Если ребенок легко и безошибочно справлялся с заданиями определенной ступени  - предлагала игры и упражнения следующей группы сложности. Хочу отметить то, что переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он "вырос" из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. 

Данная работа проводилась по подгруппам 1 раз в неделю  индивидуально в совместной и самостоятельной деятельности с детьми в кружковой работе. В работе с детьми 1 младшей группы использовала альбомы: «Волшебные дорожки», «Давайте вместе поиграем», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики». Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбомах, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы, радуются ярким, забавным картинкам, у ребят развивается творческое мышление, речевая активность.

В процессе различных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем дети пробовали анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.).

 Данный дидактический материал обладает, на мой взгляд, большим потенциалом, так как его использование  можно подстраивать под себя, под умения детей. Игры с блоками и палочками направлены на распознавание и достраивание образов, на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития способностей ребёнка.

Игры и упражнения с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, подбираю с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач, учитывала их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в упражнения ввожу в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее). 

При организации любых видов детской деятельности придерживаюсь следующих принципов: 

  • Принцип дифференцированного подхода

- Я помню о том, что ребенок — уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. После диагностирования знаний, умений и навыков вновь прибывшего ребенка, подбираю задания в соответствии с его умениями и навыками.

  • Принцип сотрудничества

- Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: “ Давай, я тебе помогу”, “Давай попробуем вместе”, “У нас с тобой все получится”, “Ты конечно, же справишься”. 

  • Принцип психологического комфорта каждого ребенка 

- Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью — это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. В этом возрасте очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: “Какой ты молодец!”, “Здорово у тебя получилось!”, “Замечательно!”, “Я очень горжусь тобой!”, “Великолепно!”, “Я знаю, ты сможешь!”, “Большое тебе спасибо!” и др.

  • Принцип вариативности

- Работу вне НОД или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными заданиями.

Развитие  творческих способностей детей невозможно представить без активной роли родителей.  Для родителей проводила специальные беседы, лекции, всеобучи, на которых рассказывала им о важности и необходимости развития творческих способностей в детей с раннего детства, о создании  условий в семье для их успешного развития, о методах и приемах, а также  предлагала игры для развития творческих способностей в семье и методическую литературу.

 В марте прошло родительское собрание, на котором дети вместе с родителями работали с блоками и палочками. Родители увидели, как много нового, интересного умеют их дети. Играя  вместе с ребёнком, они  старались поддерживать интерес у детей, развивали творческие способности и воображение, выполняя занимательные задания. Многие родители так заинтересовались данными технологиями, что приобрели блоки и палочки для игр в домашних условиях.

Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс  развития  творческого мышления и воображения у своего ребёнка с помощью  развивающих игр. Можно отметить тот факт, что большая часть родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают участие в совместной работе. 

Для своих коллег мною были проведены консультации, выступления на педагогическом совете,  на семинаре-практикуме,  представлена презентация по самообразованию, что познакомило их с развивающими играми, значением развивающих игр в жизни ребёнка. Был проведен мастер – класс, где было продемонстрировано, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности, воображение у  детей с использованием развивающих игр. Коллеги были приглашены на открытые занятия с использованием технологий Кюизенера, Дьенеша.  В феврале приняла активное участие в городском семинаре для дошкольных  образовательных учреждений, где представила открытое занятие  «Колобок в гостях у ребят». Итогом выше сказанного стало пополнение знаний у педагогов в данной сфере, что вызвало большой интерес, заинтересованность и желание применения данных технологий в дальнейшей, но уже своей работе. 

Опыт проводимой работы показал, что применение технологии развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста позволяет детям быстро выучить геометрические фигуры, цвета и формы, научиться отличать их друг от друга, сравнивать и анализировать и, несомненно, позволяет добиться положительных результатов. Игры с палочками и блоками активно развивают творческое  мышление, воображение, логику -  столь необходимые в современном обществе. Дети учатся ставить перед собой задачу и находить эффективные способы ее решения, разбивать это решение на ряд простых шагов и составлять план своих действий. Усвоив это ценное качество еще в детстве,  ребенок будет более уверенно чувствовать себя в школе и во взрослой жизни, когда ему придется решать «логические задачки» совсем другого уровня. Палочки и  блоки учат ребенка не только считать, сравнивать, анализировать,  но и думать.  

В своей деятельности я планирую продолжать работу в данном направлении, считаю, что применяемые технологии дают возможность формировать необходимые интегративные качества детей на протяжении всего дошкольного детства.

Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Без игры нет и не может полноценного умственного  развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                         Список литературы

1. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.

2. Альбом заданий «Блоки Дьенеша для самых маленьких».

3. Альбом заданий «Маленькие логики»

4. Альбом – игра «Волшебные дорожки» (игровой материал к цветным палочкам Кюизенера.

5. Пособие «Удивляйка».

6. Интернет ресурсы.

7. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» - методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез,2007.

8. С.Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» - игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Опыт работы Моисеенко Ирины Михайловны – воспитателя МБДОУ № 8

                                                            «Аленький цветочек»        

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2015-2016 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»Важным направлением физического воспита...

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Развитие пространственного мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста средствами магнитного конструктора Magformers

СЛАЙД 2 ФГОС определяет один из принципов  дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.  В области ...

Отчёт по самообразованию на тему: "Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья детей младшего дошкольного возраста»

В 2019-2020 учебном году я работала по теме самообразования: «Роль двигательного режима для здоровья дошкольников»Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного д...