Творческая группа "Формирование математической готовности к шуоле у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактисеких игр"
статья по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Найденова Ольга Дмитриевна

Из опыта работы творческой группы по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_basova_naydenova_dou_45.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая группа «Формирование математической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» в дошкольной образовательной организации

О. Н. Басова, воспитатель,

О. Д. Найденова, воспитатель

МБДОУ - детский сад №45, г. Орёл

Одна из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования),формирование у детей предпосылок учебной деятельности.

На базе нашей дошкольной образовательной организации уже второй год функционирует творческая группа «Формирование математической готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр». Группа возникла в результате поиска новых, более эффективных форм методической работы. Её функционирование обусловлено необходимостью освоения передового опыта коллег с большим стажем работы, новых методик и разработки перспективных идей. Творческая группа – добровольное объединение нескольких педагогов с учётом психологической совместимости и творческих интересов [1].

В рамках работы творческой группы подробно рассматриваем вопросы, касаемые современных подходов к математической готовности дошкольников. Выбор темы обусловлен рядом причин. К сожалению, в настоящее время наметилась негативная тенденция в предъявлении достаточно жёстких требований к первоклассникам по освоению системы знаний в логике школьного обучения. Это предполагает сформированность не только компонентов психологической, но и специальной готовности, в том числе математической. Следствием несоответствия учебных требований и уровня психологической и специальной готовности детей к школе могут выступать: утрата учебной мотивации, разнообразные эмоциональные дисгармонии, школьная неуспеваемость и другие негативные проявления. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения, всё более актуализируется проблема разработки концептуальных подходов к построению системы непрерывного математического образования дошкольников, а также определения его целей и оптимального образовательного содержания.Сложившаяся ситуация определяет, таким

образом, необходимость поиска эффективных методов, средств и технологий, способствующих формированию у детей математической готовности к обучению в школе. Особую значимость при этом приобретают дидактические игры, позволяющие формировать и закреплять математические знания и умения. Дидактические игры - многоплановое, сложное педагогическое явление. Они являются игровым методом и формой обучения дошкольников, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка.

Мы разделяем подход исследователей о том, что математическая готовность - это многокомпонентное новообразование целостного развития ребенка, необходимое для успешного усвоения школьной программы по математике. В структуре математической готовности Е.Р. Гурбатова выделяет мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты. Мотивационный компонент включает положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом; интерес к математической стороне действительности; желание изучать математику. Содержательный компонент - это, прежде всего, знания детей в соответствии с программой детского сада: объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, возможность усвоения их в самостоятельной деятельности; усвоение математической терминологии; уровень познавательной активности в целом. К содержанию процессуального компонента математической готовности относятся: специальные математические умения (считать, измерять, вычислять и др.); умения и навыки учебной деятельности (планировать, самостоятельно выполнять деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку)[2].

В соответствии с этими компонентами организована и поэтапная работа творческой группы.

Охарактеризуем деятельность педагогов группы более подробно. Каждый член группы самостоятельно изучает закрепленный за ним вопрос, готовит краткую информацию. Например, на одном из заседаний  рассматривали тему «Как сформировать интерес к математике средствами дидактических игр», обменивались мнениями, предлагали варианты, разработали рекомендации и предложили коллегам внедрить их в практику работы с детьми. В рамках реализации этого направления проводили совместное изучение дополнительной литературы, особое внимание обратили на создание развивающей предметно – пространственной среды для математического развития детей. Все педагоги отметили, что в детском саду создана такая среда – это так называемые «математические уголки», где дети могут самостоятельно выбирать игры и игровые материалы, исходя из своих потребностей. Большая заслуга в этом воспитателей – они периодически пополняют уголки математики дидактическими играми, как сделанными своими руками, так и фабричного производства, размещают занимательный материал. В качестве примера можно представить настольно-печатные игры(«Поиграем, посчитаем», «Юный математик», «Математические часы», «Зарядка для УМА»), игры для развития логического мышления(«Логика», «Математическое лото», «Найди фигуру»), подводящие детей к освоению шашек и шахмат: «Лиса и гуси», «Мельница», «Волки и овцы»; головоломки (на палочках и механические); логические задачи и кубики, лабиринты («Поможем мышке добраться до сыра», «Найди  правильный путь от дома до детского сада», «Помоги зайцу спрятаться от лисы»); игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересны и занимательны. Большие возможности для придумывания новых вариантов игр имеются в играх «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Кубики для всех» и др.Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников в уголках имеются магнитные доски, фланелеграф с набором фигур, счётные палочки, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. По мере освоения детьми игр, педагоги стараются разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

В оформлении уголков математики используются фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детская литература. Для оформления уголка воспитатели привлекают всех детей группы, что, на наш взгляд, создает у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть.

Реализация содержательного и процессуального компонентов математической готовности детей к школе требуют от педагогов новых интересных форм работы. В ходе планирования работы над совершенствованием этих компонентов организуются взаимопосещения занятий, обсуждение применения лучших приёмов, способов, технологий. Неоднократно на обсуждение педагогам предлагался вопрос об использовании компьютерных дидактических математических игр. Несмотря на некоторые негативные последствия (снижение двигательной активности детей, возможные нарушения осанки и зрения и др.) применения компьютера в работе с дошкольниками, при соблюдении всех психогигиенических и психофизиологических требований, компьютер и использование средств информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) – один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование ИКТ позволяет сделать обучение для детей более привлекательным и захватывающим. В связи с этим, педагогами творческой группы были подобраны, систематизированы и разработаны дидактические игры математического содержания с использованием мультимедиа-презентаций («Веселая математика», «На что похоже?», «Веселое путешествие с Винни- Пухом», «Подбери предмет»).

Работу по математической готовности к школе следует вести в тесном контакте с семьями воспитанников, рекомендовать родителям играть в игры с математическим содержанием, использовать занимательный математический материал. Только тогда работа педагогов с детьми будет эффективной. Для этого творческая группа рекомендует коллегам детского сада широко использовать такие формы работы с родителями, как: семинары – практикумы («Играем дома в математику», «Занимательная математика»,«Развитие логического мышления у старших дошкольников»), рекомендации по математическому развитию дошкольников на сайте дошкольной организации, фотостенды, буклеты («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Развивающие игры по ФЭМП для детей», «Играем вместе с мамой», «Математика в природе»).

Работа в группе привела нас к выводу о том, что совместное творческое освоение нового происходит в 3-4 раза быстрее, чем другими путями. С результатами деятельности группы знакомится не только коллектив детского сада. Свой опыт педагоги творческой группы детского сада неоднократно представляли в рамках Дней педагога-новатора для дошкольных организаций города,для слушателей курсов БОУ ООДПО «Института развития образования».

Коллектив педагогов творческой группы не хочет останавливаться на достигнутом. Впереди много интересных задумок – разработка и создание Лэпбуков по ознакомлению детей с миром математики, внедрение в работу с детьми ковролинографа, продолжение работы по созданию мультимедийных дидактических пособий и игр, разработка методических рекомендаций для коллег по использованию этих направлений. Ну, и, конечно же, работа по формированию познавательного интереса к математике в тесном сотрудничестве с родителями через новые, интересные и доступные формы работы.

Список литературы:

1.Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной образовательной организации.- М.: ТЦ Сфера, 2016.- 128 с.

2.Гурбатова Е.Р. Программа предшкольного математического образования. Учебно-методическое пособие. – Иваново, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Творческий проект эстетического содержания «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства» (гжельская, хохломская росписи)

Творческий проект эстетического содержания с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие художественного творчества средствами ДПИ. Цель данного проекта: формирование у детей ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Как через кружковую деятельность формировать мтематические представления у детей....

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"

Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр"...

Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и...

Коммуникативная игра как средство развития готовности к совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как ...