Программа кружка по ФЭМП через игры с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) на тему

Организованная образовательная деятельность включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно- практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с опорой на палочки Кюизенера помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_femp.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка по формированию элементарных математических представлений через игры с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста  «Цветные цифры».

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра. Образовательная деятельность построена с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей. Организованная образовательная деятельность включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно- практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений с опорой на палочки Кюизенера помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Сюжет и игровые ситуации с элементами соревнования ,  мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение , самоконтроль. Размышление , догадки, выводы обобщения , абстрагирование, освоение  математической терминологией – это далеко не весь перечень качеств, необходимых будущему школьнику для освоения новых знаний.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится  1 раз в неделю в вечернее время длительностью 25 мин.

Основные задачи

Количество и счет:

Знакомство с образованием чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение считать в пределах 10.

Закрепить понимание порядкового счета.

Закрепить умение выкладывать числовой ряд до 10.

Формировать понимание отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10)

Закрепить умение составлять число из единиц в пределах 5.

Закрепить умение делать делить целое на равные части.

Учить использовать условную мерку для измерении величин.

Величина

Совершенствовать умение сравнивать до 9 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Развивать глазомер.

Форма

Формирование в умение видеть в окружающих предметах форму знакомых  геометрических фигур.

Ориентировка в пространстве

Упражнения в умении двигаться в заданном направлении.

Учит ориентироваться на листе бумаги.

Закрепить умение обозначать словами месторасположение предметов в пространстве.

Ориентировка во времени

Расширить представления о частях суток и уточнении понятия «сутки».

Формировать представления о последовательности дней недели.

Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к обучению.

Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательный процесс, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.

Привить любовь к конкретному предмету – математике.

Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить соответствующие способности детей.

Совместная игровая деятельность проводится один раз в неделю.

Список детей:

  1. Арутюнян Диана
  2. Веремеева Карина
  3. Донец Ева
  4. Клименко Дниил
  5. Матвиевская Кира
  6. Полеванов Рома
  7. Савеноко Кристина
  8. Торопова Анна
  9. Шепелева Жанна
  10. Шаповалов Гордей

Методическое обеспечение:

- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.

- Цветные счётные палочки Кюизенера.

- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.

- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Б. Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

Задачи кружка:

- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Календарно - тематический план.

Дата

Дидактическая игра

Цель игры

мониторинг знаний

 «Цветные коврики - 2»

Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание.                                

«Играем с цветом»           

Закрепить понятие цвета. Развивать умение комбинировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами.                                

«Измерение с помощь палочки - мерки»                                                                                

Учить детей измерять объекты. Знакомить с условными мерками. Закреплять состав числа, умение считать.        

 «Дополни»  

Цель: Упражнять в счёте в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа. Закреплять знания о составе числа. Развивать внимание, мышление.

 «Запомни»                                                                                

Развивать внимание, память, наблюдательность. Закреплять знания детей о свойствах палочек Кюизенера.

 «Подбери цифру»  

Цель: Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Упражнять в счёте. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 «Цветные числа»  

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 «По порядку становись»

Закрепить счёт в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счёте. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственные представления. Совершенствовать двигательные навыки.

 «Магазин игрушек»  

Упражнять в счёте в пределах 10. Закреплять знание состава числа в пределах 10. Развивать внимание, память, мышление. Развивать умение общаться со сверстниками. Совершенствовать контакты в совместной игре. Расширить знания детей о профессии продавца.

 «Кто где живёт»  

Закреплять знания детей о составе числа 6 из единиц и двух меньших чисел. Развивать образное мышление. Развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину).

 «Составь число»  

Закрепить счёт в пределах 10. Знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 «Весы»  

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (больше, меньше, больше на…, меньше на…), умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Закреплять знания о составе числа. Упражнять в решении простых арифметических действий. Развивать  умение соотносить числа, составленные из разных палочек. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.

 «Больше - меньше»  

 Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда. Познакомить и научить пользоваться знаками <,>. Совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. Приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

«Найди дом для палочки»  

Совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами. Упражнять в счёте в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление.

 «Разведчик»  

Развивать умение детей работать палочками Кюизенера. Упражнять в выполнении арифметических действий. Развивать навыки сложения и вычитания чисел. Совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.        

 «Конструирование цифр»  

Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10. Совершенствовать знания детей о цифрах. Развивать умение изображать цифру разными способами (рисовать, лепить, писать, конструировать). Развивать память, воображение, мышление, конструктивные способности.

 «Число - головоломка»  

Совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия палочками Кюизенера. Развивать умения соотносить число с цифрой. Развивать образное, логическое мышление.

 «Что пропустили?»  

Закреплять прямой и обратный счёт. Совершенствовать знания детей о закономерностях палочек. Кюизенера. Развивать внимание, память, логическое мышление.      

 «Мышата и сыр»

Совершенствовать навыки счета. Развивать комбинаторное и конструктивное мышление. Учить находить на основе зрительного анализа недостающие  цветные палочки Кюизенера.

 «Живые числа»

закреплять понимание соотношения «больше – меньше» «Больше – меньше на…», делить целое на части,  запоминать состав числа из единиц и двух меньших чисел, на основе наглядности овладевать простейшими арифметическими действиями.

«Мосты через реку»

 Развивать у детей представления об эталонах цвета; представление о шири не (широкий, узкий и т. д); умение сравнивать предметы по ширине и длине; зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно. Строительство мостов через реку: (широкие, узкие, длинные, короткие для проезда транспорта через реку.)

«Цвет и число»

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки разного цвета есть свое число. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Строительство необычного поезда их цветных палочек (например: розовая, голубая, красная, желтая). Но прежде чем посадить туда пассажиров надо узнать, сколько мест в каждом вагоне. Дети берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета - одна белая палочка – одно место Палочки Кюизенера

«Конструируем посуду»

Развивать интеллектуально – творческие способности детей, внимание, память умение работать по схеме.

«Покажи, как растут числа»

Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать число в пределах 10.

Учить называть соседей данного числа.

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек; - внимание, наблюдательность, логическое мышление.

«Рисуем палочками»

Развивать художественные способности детей. Развивать ориентировку детей в пространстве (слева, справа, сверху, снизу. Учить отбирать палочки нужного цвета).

«Разноцветные вагончики»

закреплять счет от одного до десяти и формировать представления о смежных числах, решать логические задачи.

«Волшебный камень»

Учить детей устанавливать логические связи и закономерности. Развивать умение соотносить числа, составленные из разных палочек

«Отгадай загадку, выбери отгадку».

Упражнять в различении цвета. Развивать умение работать со схемой; накладывать палочки на изображение. Развивать логическое мышление, речь.

«Веселые зайчата»

Упражнять детей в различении цвета. Закреплять умение строить лестницы разными способами по образцу. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

«Винни-Пух»

Упражнять детей в различении цвета.  Развивать умение различать палочки Кюнзенера по размеру (длинная, короткая). Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма –Винни-Пухом.

мониторинг

Диагностическая карта

           Ф И ребенка

Начало года

Ознакомлены с понятием цвета

Имеют знания о величине, длине, высоте, ширине.

Имеют знания о последовательности  чисел натурального ряда

Освоили прямой и обратный счет

Знакомы с составом числа

Пользуются знаками сравнения

Делят целое на части и измеряют объекты

Владеют арифметическими действиями сложения и вычитания

ИТОГ

             Ф И ребенка

Конец года

Ознакомлены с понятием цвета

Имеют знания о величине, длине, высоте, ширине.

Имеют знания о последовательности  чисел натурального ряда

Освоили прямой и обратный счет

Знакомы с составом числа

Пользуются знаками сравнения

Делят целое на части и измеряют объекты

Владеют арифметическими действиями сложения и вычитания

ИТОГ

Условные обозначения: высокий, средний, низкий.

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

Высокий уровень: Правильно отвечает на поставленные вопросы. С небольшой помощью взрослого справляется с заданием.

Средний уровень: Ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.

Низкий уровень: Ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике с использованием палочек Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Африку»

Данный конспект был составлен для проведения итогового занятия по математике с детьми старшей группы детского сада в рамках дополнительного образования дошкольников....

Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....

Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста

Палочки Кюизенера используются для того, чтобы развить у ребёнка интерес к математике в игровой форме. Логические игры с ним понравятся и любознательным малышам и старшим дошкольникам.Набор кюизенера ...

Программа кружка «Веселые пальчики» по подготовке руки к письму у детей старшего дошкольного возраста

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старше...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА» дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «РАДУГА-ДУГА»  дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста...