Рабочая программа кружка «Весёлый счёт»
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Колонтаева Ольга Николаевна

Рабочая программа кружка

«Весёлый счёт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kruzhok_vesyolyy_schyot.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Степановский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Рабочая программа кружка

«Весёлый счёт»

Воспитатель:Колонтаева Ольга Николаевна

                                                                                                                                                     «Математика порядок, симметрию определенность.

                                                                                                                                                               А это важнейшие виды прекрасного».

                                                                                                Аристотель.

 

Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

Каждый вторник в 15.40-16.10

Пояснительная записка

1. Актуальность, практическая значимость, новизна и педагогическая  целесообразность программы:

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности.

2.Соответствует ФГОС

Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация программы ведется в соответствии с нормативно- правовыми документами:

- Законом Российской Федерации «Об образовании»;                                                    

- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта   дошкольного образования».

-Письмом  «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

3.Цели и задачи программы

Основные задачи программы

  • Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
  • Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность.
  • Привить любовь к конкретному предмету – математике.
  • Формирование представлений о числе и количестве:
  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
  • Развитие представлений о величине:
  • Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развитие представлений о форме:
  • Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
  • Развитие пространственной ориентировки:
  • Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
  • Развитие ориентировки во времени:

Интегрируемые образовательные области:

«Социально –коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Направлено на развитие общения ребенка с взрослым и сверстниками, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок овладению математическими представлениями.

Включает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировки во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией.

Обобщение словаря ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления( больше, меньше, плюс и минус и т.д)

Формирования грамматического строя речи;

Диалогической речи.

Чтение стихотворений о цифрах, частях суток, временах года;

Отгадывание детьми загадок.

Физкультминутки на каждом занятии.

Основными принципами программы математического кружка являются:

Обеспечение единства воспитательных, образовательных развивающих задач;

индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

активности и самостоятельности;

соответствия  критериям полноты, необходимости и достаточности;

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

4.Основные сведения о сроках реализации программы

Программа  реализуется в 2016 – 2017 учебном году.

5. Режим занятий

Занятия проводятся 4 раза в месяц (начиная с  сентября).

Общее количество часов 36 часов

6. Возраст детей

Возраст детей: 5 -7 лет

7. Формы и виды контроля

Вечер математических загадок.

8. Ожидаемые результаты и

способы определения их результативности

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  • Знать числа второго десятка и записывать их;
  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
  • Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте в пределах 10;
  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  • Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
  • Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями. Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели.

Учебно-тематический план

                                                    Количество часов:  36  часов       В месяц: 4 часа  (начиная с сентября)

Наименование тем занятий

Всего

часов

Количество часов

теория

практика

1

Занятие №1  Счёт  от 1 до 10

            1

              1

2

Занятие №2 Знакомство со знаками +,-

1

1

3

Занятие №3 Счёт предметов по образцу.

1

1

4

Занятие №4 Состав числа 6.

1

1

5

Занятие №5 Математические загадки.

1

1

6

Занятие №6  Дни недели.

1

1

7

Занятие №7 Измерение линейкой.

1

1

8

Занятие №8 Измерение линейкой.

1

1

9

Занятие №9 Число и цифры от 0 до 9.

1

1

10

Занятие №10 Знаки «больше» и «меньше».

1

1

11

 Занятие №11 Образование числа 12.

1

1

12

Занятие №12 Отрезок.

1

1

13

Занятие №13 Образование числа 13.

1

1

14

Занятие №14 Составление примеров и задач.

1

1

15

Занятие №15 Образование числа 14.

1

1

16

Занятие №16 Счёт по образцу.

1

1

17

Занятие №17 Образование числа 15.

1

1

18

Занятие №18 Десяток и второй десяток.

1

1

19

Занятие №19 Образование числа 16

           1

             1

20

Занятие №20 Составление числа 9 из двух меньших

1

1

21

Занятие №21 Образование числа 17.

1

1

22

Занятие №22 продолжение. Образование числа 17

1

1

23

Занятие №23 Образование числа 18

1

1

24

Занятие №24 Закрепление образования числа 18.Времена года.

1

1

25

Занятие №25 Образование числа 19

1

1

26

Занятие №26 Закрепление образования числа 19.

1

1

27

Занятие №27 Решение логических задач.

1

1

28

Занятие №28 Образование числа 20.

1

1

29

Занятие №29 Продолжать знакомить с образованием числа 20

1

1

30

Занятие №30 Решение арифметических задач.

1

1

31

Занятие №31 Измерение линейкой.

1

1

32

Занятие №32 Количество предметов.

1

1

33.

Занятие №33 Закрепление количества с числом.

1

1

34

Занятие №34 Решение учебных задач.

2

1

1

35.

Занятие №35 Математические загадки.

1

1

36.

Занятие №36 Вечер математических загадок.

1

1

Содержание программы

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям  старших дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д

Формы организации обучения:

  • Специально организованное занятие
  • Совместная работа педагога  с детьми вне занятия

Структура занятия:

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Графические  упражнения  (работа в тетрадях)
  3. Физкультминутка
  4. Занимательные игры и игровые упражнения

При анализе и оценке действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.

                                                                       

                                                                              Методическое обеспечение

Методы и приёмы:

  1. заучивание стихотворений о цифре,
  2. небольшой рассказ-беседа,
  3. рассматривание, наблюдение – «На что похожа цифра»,
  4. воссоздание из силуэтов, закрашивание только цифр,

                  Комплексно тематическое планирование кружка образовательная область «Познание» (ФЭМП)

Месяц

Нод

Цели и литература

Дата проведения занятий

фактически

Сентябрь

1.Занятие №1

Стр 14 закрепить знания о числах от 1 до 10;закрепить умение писать цифры от 1 до 10

2.Занятие №2

Стр 16 закрепить знание о знаках , закрепить умение писать их, продолжать учить

пользоваться знаками + и -.

3.Занятие №3

Стр.19 Закрепить умение считать по образцу и названому числу.

4.Занятие №4

Стр 21Закрепить знания о составе числа 6.

Октябрь

5..Занятие №5

Стр.23Продолжать учить отгадывать математическую загадку.

1.Занятие №6

Стр25 закрепить знания о днях недели, умение рисовать овалы.

2.Занятие №7

Стр.27 учить измерять линейкой. Записывать результат. Учить понимать задачку.

3.Занятие №8

Стр.29 учить измерять линейкой. Записывать результат. Закреплять умение решать примеры.

Ноябрь

4.Занятие №9

Стр.9 закрепить знания о числе и цифрах от 0 до 10. познакомить с десятком и составом

числа 11.

1.Занятие №10

Стр38 учить рисовать символические изображения животных, правильно пользоваться знаками «больше» и «меньше».

2.Занятие №11

Стр. 40 познакомить с образованием числа 12, учить записывать число 12.

3.Занятие №12

Стр.42 учить понимать отношения между числами 11 и 12. учить измерять и рисовать отрезки заданной длины.

Декабрь

4.Занятие №13

Стр.45 познакомить с образованием числа 13 учить решать примеры.

1.Занятие №14

Стр.47 учить составлять примеры и решать задачки.

2..Занятие №15

Стр.49 познакомить с образованием числа 14, объяснить, что в двух неделях 14 дней.

3.Занятие №16

Стр 51 продолжать учить считать по образцу, записывать и читать решение задачи.

Январь

4..Занятие № 17

Стр.53 познакомить с образованием числа 15 и новой счётной единицей – десяток.

5..Занятие №18

Стр.55 учить решать примеры в пределах второго десятка, закреплять умение дорисовывать овалы до знакомых предметов.

1.Занятие №19

Стр. 57 познакомить с образованием числа 16 и новой счётной единицей – десятком.

2..Занятие №20

Стр 59 продолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел.

Февраль

3..Занятие № 21

Стр.61 познакомить с образованием числа 17,учить писать число 17.

4.Занятие №22

Стр.63 продолжать знакомить с образованием числа 17,учить рисовать символическое изображение собачки.

1.Занятие №23

Стр.65 познакомить с образованием числа 18, учить записывать число 18.

2..Занятие №24

Стр. 67 закрепить знания об образовании числа 18.закрепить знания о последовательности времен года.

Март

3..Занятие № 25

Стр.71 познакомить с образованием числа 19. учить писать число 19.

4.Занятие №26

Стр.71  закрепление ..образование числа 19. учить писать число 19.

1.Занятие №27

Стр.72 продолжать знакомить с числом 19.учить решать логическую задачку.

2..Занятие №28

Стр.75 познакомить с образованием числа 20, учить писать число 20.

Апрель

3..Занятие №29

Стр.75 познакомить с образованием числа 20, учить писать число 20.

4.Занятие №30

Стр.76 продолжать учить арифметическую задачу, учить ориентироваться на листе.

5.Занятие №31

Стр.78 продолжать учить решать измерять с помощью линейки.

1.Занятие №32

Стр.80 закреплять соотносить количество предметов с числом.

Май

2.Занятие №33

Стр.82 закреплять умение понимать отношения между числами.

3..Занятие №34

Стр.82продолжать учить понимать учебную задачу.

4.Занятие №35

Стр.84продолжать учить отгадывать математические загадки.

1.Занятие №33

Стр.84 учить решать задачки с математическим содержанием.

2.Занятие № 34

Стр 16 Количество и счёт. Дидактические игры. Продолжать учить играть и правильно выполнять действия.

3.Занятие № 36

Вечер загадок. Стр  56 вызвать желание отгадывать загадки математического содержания

                                                                 Материально – техническое обеспечение:

.И.А.Поморева, А.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа «Мозаика –Синтез» 2014

2.Е.В.Колесникова «Математика для детей 6-7 лет»ТЦ «Сфера» 2001

3.Составитель О.И.Бочкарёва «Математика. Старшая группа. Занимательные материалы. ИТД «Корифей» , 2008        

4.Цветные счетные палочки

5..Мозайка

5.Объемные геометрические фигуры1

7.Шаблоны из геометрических фигур

8.Конструкторы

9.Раздаточный материал (цифры и математические знаки)

11..Цветная бумага

12.Пуговицы

13.Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...

Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"

Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....

Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по из...

Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»

     Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...