Познавательно-игровой проект по формированию элементарно-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
проект по математике (старшая группа) на тему

Ерисова Ирина Вячеславовна

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

 

Цель проектаформирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematike.docx595.56 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\Ирина\Pictures\Untitled-20-800x600.jpg

ПРОЕКТ

«ЮНЫЙ    

МАТЕМАТИК»

https://pp.vk.me/c630328/v630328576/2eec7/8_wfdZHkbRU.jpg

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/3263e/3pi26v31GKE.jpg

г.Ярославль, апрель 2016г.

                            Паспорт проекта

Авторы: воспитатель  Ерисова И.В.

Период: 4-8 апреля 2016г.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Участники:  дети старшей группы, родители, воспитатели.

По времени: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Цель проектаформирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

- Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

- Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

- Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

- Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или  фигур, обладающих общим свойством.

- Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

- Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

- Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

- Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

 

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторины.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
  • Помощь родителей в подборе занимательного математического материала для альбома с математическими заданиями, головоломками, ребусами.
  • Консультации для родителей  «Развитие логического мышления у детей», «Учим математику дома», «Математика в повседневной жизни ребенка», «Математика дома».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

 

Основной этап:

день недели/название

цель

содержание

понедельник

«В стране Геометрии»

Уточнить представления детей о геометрических фигурах, закреплять понятия «лево-право», «верх-низ»: развивать внимание, мышление, ориентацию в пространстве, воображение; развитие мелкой моторики рук.

Дети самостоятельно располагают формы в линейный ряд и ищут признак, по которому можно сузить поле поиска (цвет, размер или местонахождение)

Детям предлагается достроить контур геометрической фигуры. Проверить качество изображения (наложить целую фигуру на собранную)

Конструирование геометрических фигур по схемам сложения; назвать признаки, сходства и различия

Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения

Интегрирование занятие по ФЭМП «Геометрические фигуры» (математика и рисование) /Л.В.Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей.-М.;Издательство РОСТ, 2012г., стр.97 занятие №16/

Игра «Да – нет» с геометрическими формами (объемными или плоскостными) разного размера и цвета (ТРИЗ)

Игра «Зеркало» (развивающая игра В.В. Воскобовича «Ларчик»)

Игра «Волшебный квадрат» (В.В.Воскобович)

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Угадай, что спрятано», «Фигуры из цветной мозаики», «Разложи фигуры по порядку», «Найди пару», «Собери фигуру»

Подвижная игра «Сделай фигуру»

Чтение художественной литературы: познавательная сказка Л. Пономарёва «Волшебный город»; стихи А.Усачёва «Считаем всё подряд», «Сложные числа»

вторник

«Весёлый счёт»

Развитие внимания, слуховой и смысловой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии.

Обучить порядковому счёту от 0 до 10; ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число); научить сужать поля поиска в линейном ряду; угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Детям предлагается продолжить перечисление в прямом порядке, затем в обратном. Назвать соседей чисел.

Способствовать закреплению цифр, развивать умение моделировать цифры, соотносить цифру и количество.

Совершенствование навыков количественного и порядкового номера, представлений о понимании отношений между числами натурального ряда.

НОД по ФЦКМ «Дни недели» /Л.В.Мищенкова, занятие №13/ (Познавательный аспект: история возникновения названий и порядок следования дней недели)

Игра «Да – нет» с цифровым рядом от 0 до 10 )ТРИЗ)

Игра «Кто следующий?» Числа и цифры. (развивающая игра В.В. Воскобовича «Ларчик»)

Игра «Конструктор цифр» (В.В. Воскобович)

Дидактические игры; «Помоги числам найти своё место», «Обозначь цифрой», «Исправь ошибку», «По порядку становись», «Что изменилось?», «Какое число больше (меньше)?»

Подвижная игра «Паровозик» (ТРИЗ)

Чтение художественной литературы: сказка Н Дильман «Приключения единицы»; стихи А.Усачёва «Обратный счёт. Десять лунатиков», «Ворона у телефона»

среда

«Занимательная задача»

Развивать воображение, фантазию, внимание, слуховую память, мелкую моторику рук.

Формировать умение переводить математическое выражение сначала в предметную, а затем в словесную форму, и наоборот: сначала в словесную, а затем в предметную форму; задавать несколько вопросов к задаче; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры»

Составление задач на сложение и вычитание по числовому примеру

Заучивание стихотворения А.Усачёва «Измерение радости»

Подвижная игра «Море волнуется»

Чтение художественной литературы: задачи в стихах, сказка Н. Малых «Золушка», стихи А.Усачёва «Дни недели. Семь дней недели», «Календарь матушки природы»

четверг

«День математических игр и головоломок»

Развивать воображение, фантазию, внимание, мелкую моторику рук.

Закрепить знания детей о прямом, остром и тупом углах.

Развитие воображения, творческих и сенсорных способностей; совершенствование интеллекта; освоение количественного счета, пространственных отношений.

НОД по изобразительной деятельности: лепка «Весёлые цифры»

Игра «Геоконт»

Игра «Чудо-крестики»

Раскрашивание математических раскрасок

Подвижная игра «Раз, два, три – ко мне беги…» (ТРИЗ)

Чтение художественной литературы: П. Леванова «Сказка про трёх друзей», стихи А.Усачёва «Воемя роста», «Что такое половина?»

пятница

«Волшебный мир математики»

Развивать память, внимание, логическое мышление. Воспитывать чувство коллективизма, сознание ответственности каждого за общий результат.

Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости, представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы и т.д.)

Викторина «Волшебный мир математики»

Дидактические игры: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Когда это бывает?»

Чтение художественной литературы: К. Попова «Сказка о том, как кошка-мама потеряла своих котят», стихи А.Усачёва «Как найти деньги?» (сложение), «На сосне сидели белки» (вычитание)

Презентация альбома с математическими заданиями, головоломками, ребусами, подготовленного совместно: дети-воспитатели-родители

Заключительный этап:

  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  • Презентация альбома с математическими заданиями, головоломками, ребусами.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.\
  • Итоговое мероприятие – викторина «Волшебный мир математики».
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Литература:

1. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей.-Воронеж: ООО «Метода», 2013г.

2. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2012г.

3. Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Развитие познавательных способностей.-М.;Издательство РОСТ, 2012г.         

                                    

4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.

5. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков; Практическое пособие.-М.: АРКТИ, 2010г.-(Технология ТРИЗ)    

6. Усачёв А.А. Моя первая энциклопедия – учебник профессора АУ. Считарь. Книга юных счетоводов всех времён и всех народов.-М.:»РООССА», 2007г.        

7. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Методическое пособие «Ларчик»: ООО «РИВ», 2007г.

                                                                                                              Приложение

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/32648/Re4kneOaCxI.jpg

Дидактические игры по ФЭМП

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/32634/w6igxzeJJ4o.jpg

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/3265c/swdeCM7aclo.jpgИгра «Чудо-крестики»

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/32652/UxPCBdJNWak.jpg

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326b6/RLpymYXzGjM.jpg

Продуктивная деятельность

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326a2/d-ufoV-ynfU.jpg

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326ac/FJghjuf_i5I.jpg

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326c0/1fPqoJnp0vY.jpg

Решение примеров, арифметических задач

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326ca/t5VHWV6whyM.jpg

Викторина «Волшебный мир математики»

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326d4/Exv87L9IKFs.jpg

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326de/Ez5a_qOWx1Y.jpg

https://pp.vk.me/c630531/v630531576/326e8/8CaVaOfe7xs.jpg

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Формирование элементарных фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование элементарных фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Наглядные пособия. Техника создания фенологического дерева....

Конспект интегрированной НОД по формированию фонетико-фонематических представлений для детей старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной НОД по формированию фонетико-фонематических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Сказочное путешествие...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Педагогический проект Лаборатория «Юные астрономы» как средство формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются. Потребность в пере...

Формирование начальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста, через реализацию образовательного проекта «Уроки из океана», как инструмента развития пространственного мышления.

Формирование начальных географических представлений у детей старшего дошкольного возраста, через реализацию образовательного проекта «Уроки из океана», как инструмента развития пространств...