Презентация: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Михаленко Ия Викторовна

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.

Цель: развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей в логико-математическом развитии дошкольников с помощью проблемно-игрового метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-igrovye_metody_logiko-matematicheskogo_razvitiya.pptx409.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка» город Гурьевск, Калининградская область Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников Составитель: воспитатель высшей квалификационной категории Михаленко Ия Викторовна 2017 год

Слайд 2

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Цель: развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Условием такого поиска являются принятие ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату. Воспитатель обеспечивает активность ребёнка в деятельности через: *мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную); *участие ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных действий; *выражение действий в речи; *проявление эмоций, особенно познавательных; *использование экспериментирования (сравнения, измерения, классификации) и применения в разных видах деятельности. Средства реализации проблемно-игровых методов: Средства реализации проблемно-игровых методов Логические и математические игры Проблемные ситуации, задачи, вопросы Творческие ситуации, задачи, вопросы Экспериментирование и исследовательская деятельность Логико-математические сюжетные игры

Слайд 3

Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии: последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач; о беспечения детской активности в поиске решения; с тимулирования детской самодеятельности. Задачи использования игр: о своения детьми средств и способов познания: эталонов, моделей; сравнения, обследования, счёта, классификации и др. н акопление логико-математического опыта (осведомлённости ребёнка); р азвитие мышления, сообразительности, смекалки. Деятельность ребёнка в игре совершенствуется и преобразуется. Процесс преобразования деятельности включает: о сознание способа выполнения; проговаривание способа выполнения; нахождение нового способа выполнения; п еренос способа в условия новой ситуации. В каждой из игр ребёнок сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата или ответа на проблемный вопрос. Поэтому требования к организации игр следующие: о тсутствие принуждения; р азвитие игровой динамики (от малых успехов к большим); п оддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей; в заимосвязь игровой и неигровой деятельности; п ереход от простейших форм игровых действий к сложным.

Слайд 4

По мере освоения игр (совместно со взрослым и в свободной деятельности) ребёнок переходит к участию в них на более высоком уровне. Условно можно выделить три этапа в освоении ребёнком игр : *игры со взрослыми и сверстниками (совместные); *игры на уровне проявления самодеятельности; *игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом). Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умением выражать свои мысли (предположения). Проблемная ситуация разрешается поэтапно: *осознание и принятие проблемы; *высказывание детьми предположений; *практическая проверка предположений; *обоснование рационального способа решения проблемной задачи. В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включаются проблемные вопросы, занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки. Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с усложнением. Могут быть варианты за счёт изменения сюжета, действующих лиц и данных. И здесь целесообразно применить сюжетные логико-математические игры.

Слайд 5

Организация и проведение сюжетных логико-математических игр: Первый этап: В предметно-бытовой обстановке воспитатель сообщает участникам (детям) завязку. Второй этап: Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками. Они: -осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел; -овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают; -обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями. Третий этап: Подводят итоги, которые обычно представлены: -анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры; -вниманием детей на наиболее яркое событие логико-математической игры; -установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения; -созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.

Слайд 6

Исследовательская деятельность и экспериментирование. Исследовательская деятельность является особым видом интеллектуально-творческой деятельности и включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развития ситуации. Главный путь развития исследовательского поведения ребёнка – собственная исследовательская практика. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда ребёнок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений ребёнок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться достичь их. В качестве результатов исследовательской деятельности выходит: -новая информация о строении и свойствах новых, только что образованных групп объектов, связях между группами объектов, способах перегруппировки и т.п.; -освоение детьми исследовательских умений (анализировать ситуацию, прогнозировать развитие через выдвижение гипотез, организовывать опыты с целью проверки, формулировать выводы); -познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремлённость и настойчивость, продуктивное общение со сверстниками).

Слайд 7

Освоение основных способов познания свойств и отношений в дошкольном возрасте: сравнение, упорядочивание (сериация), группировка (классификация). Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые ребёнок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация. Успешность познаниям детьми количества и количественных отношений групп предметов зависит от овладения приёмами сравнения: - приём наложения; -приём приложения; -сравнение с помощью предметов-посредников; -счёт и измерение. Сериация применяется на основе выявления и упорядочивания предметов по определённому признаку. Например, для упорядоченного ряда ребёнку необходимо: *выделить признак, по которому следуют упорядочить предметы; *определить направление ряда (от меньшего к большему или наоборот); *выбрать начальный элемент (самый маленький или самый большой); *для продолжения ряда каждый раз из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой); Дети осваивают сериацию через систему игровых упражнений: -построение ряда; -исправление ошибок в ряду; -построение ряда с крайними данными; -построение ряда от заданной данной; -поиск пропущенных предметов (свойств) в ряду; -построение ряда от заданной данной в правую и левую сторону; -построение ряда с самостоятельным определением данной.

Слайд 8

Классификация. Классификация – один из важнейших способов познания окружающей действительности. В основе лежит распределение элементов множества по классам. Классификация по признакам включает: -выделение признаков, по которым будет производиться разбиение: цвет, форма, размер, толщина; -распределение объектов с разными свойствами в разные группы (классы); -объединение объектов с одинаковыми свойствами в одно целое. Порядок классифицирования: *Вначале дети объединяют предметы с одинаковыми свойствами в группу. *Следующим шагом в освоении классификации становится распределение предметов с разными свойствами в разные группы. *В дальнейшем детям предлагаются игры и игровые ситуации, в которых необходимо самостоятельно найти основание классификации. Таким образом, в процессе освоения классификации ребёнок движется от умения объединять предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы предметов к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы и самостоятельно определять основание классификации.

Слайд 9

Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются: *логические блоки Дьенеша ; *счётные палочки Кьюзенера и их плоский аналог – разноцветные полоски; *наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками. Логические блоки Дьенеша . Набор состоит из 48 объёмных геометрических фигур, которые различаются по цвету, форме, размеру, толщине. Палочки Кьюзенера . Это пластмассовые брусочки (призмы). Каждая палочка своим цветом и длиной «показывает» определённое число.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

«Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»

Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.»...

Проблемно - игровые методы логико-математического развития дошкольников

Игровые методы являются сегодня наиболее популярными и преимущественными. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными....

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...

Опыт работы по применению проблемно-игровых технологий в математическом развитии дошкольников

Представление опыта работы по применению проблемно-игровых технологий в математическом развитии  дошкольников.Цель:  развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-матема...

Презентация "Проблемно-игровые технологии в математическом развитии дошкольников"

В данной презентации показаны возможности использования проблемно-игровых технологий в математическом развитии дошкольников....

Проблемно-игровые методы логико- математического развития дошкольников.

Проблемно-игровые  методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические игры для дошкольников....