Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

 

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».

На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обучение составлению и решению арифметических задач на сложение с помощью моделей, упражнение в умении делить геометрические фигуры по признакам (цвету, форме, величине),сравнивать, обобщать, закрепление счета в прямом и обратном порядке в пределах 10, совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, развитие логического мышления, памяти, внимания.

Занятие состоит из трех частей.

Учитывая то, что ведущим видом деятельности детей является игра, на первой части занятия используются игровые приемы: введение персонажа, чтобы создать у детей эмоционально-положительный настрой, расположить к дальнейшему сотрудничеству.

Во второй части занятия так же используются игровые приемы, наглядные и словесные методы обучения: объяснение, сравнение, вопросы, пояснения, рассуждения.

 Третья часть итоговая, где осуществляется подведение итогов прошедшего занятия. Дети делятся своими впечатлениями, знаниями приобретенными во время игр. Благодаря этому развивается логическое мышление ,связная речь, детская компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luntik.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности   с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений,

 тема: "Поможем Лунтику".

 

Программное содержание: учить составлять и решать арифметические задачи на сложение с помощью моделей. Упражнять в умении делить геометрические фигуры по признакам (цвет ,форма, величина),сравнивать обобщать. Закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный),цифры. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предварительная работа: обучение счету в пределах 10 и обратно, составление и решение задач на сложение.

Материал и оборудование. Демонстрационный материал: мягкая игрушка "Лунтик", мяч, мольберт, звезды из картона, объемные и плоскостные геометрические фигуры, обручи. Цифры, сюжетные картинки.

Раздаточный материал: математические наборы, карандаши, тетради в клетку.

Образовательная область:"Познавательное развитие".

Интеграция познавательных областей:"Речевое развитие","Физическое развитие","Социально-коммуникативное развитие","Художественно эстетическое развитие".

Ход:

1.Организационный момент. Мотивация на предстоящую совместную деятельность.

Дети играют в группе.

Воспитатель(заходит в группу  в руках держит игрушку "Лунтика" ).

-Здравствуйте ребята!

Дети:

- Здравствуйте!

Воспитатель:

- Ребята, это «Лунтик» он житель луны, но как вы помните  "Лунтик" упал на землю и теперь путешествует по  ней. Сегодня он у нас в гостях  и хочет обратиться к нам с просьбой  о помощи.

Лунтик:

-Ребята, я хочу отправиться обратно на луну, но я не могу отремонтировать свой космический корабль потому что ничего не умею делать. Я не умею считать, не знаю цифры, не умею решать задачи и не различаю геометрические фигуры. Вы мне поможете? Вы меня научите?

Дети: Да!.

Воспитатель: Лунтик, присаживайся вместе с детьми и слушай внимательно.

2.Основная часть.

Садятся на стульчики.

-А сейчас отгадайте загадку:

Голубой платок, алый клубок
По платку катается, всем людям улыбается".
-Что это?
-Правильно, солнце? А какое оно? (круглое, теплое, жаркое).
-А где находится Солнце? (в космосе, в небе)
-А зачем нам нужно Солнце?
-Солнце большое или маленькое?
-Почему оно кажется маленьким?
-А сейчас отгадайте ещё одну загадку:

"Черная дорожка
           Усыпана горошком."
  (звёзды.)

-А когда мы можем увидеть звёзды?
-Где они находятся?
-Почему кажутся маленькими?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно ребята, звезды далеко в космосе. А сколько звезд на небе?

Ответы детей.

Воспитатель:

 -Можно ли их посчитать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Звезд очень много и для этого нам потребуется много времени.

Скажите ,с помощью чего записывают данные о счете?

Ответы детей.

-Правильно, с помощью цифр.

- Давайте поиграем в игру"Веселый счет".

(читаю отрывок из стихотворения С.Маршака "Веселый счет").

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочиться хвост за нею.

А за двойкой посмотри

Выступает цифра три.

Тройка третий из значков

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку в право протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка-кочерга.

у нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка-

Цифровая акробатка.

Один ребенок у мольберта, а остальные дети на местах выкладывают карточки с соответствующими цифрами. Затем они называют цифры по порядку.

Воспитатель:

-Цифрами записываются числа. Числа нужны людям для счета предметов.

-Хорошо, молодцы,  цифры вы знаете.

Воспитатель:

 -Ребята, что такое цифры "Лунтик" запомнил, но он не умеет решать задачи, а мы обещали его научить.

 Игровое  упражнение "Составим задачи".

(На мольберте звезды).

Воспитатель:  

-Давайте с вами вспомним, из каких частей состоит задача? Как называется каждая часть в задаче? (условие, вопрос, решение, ответ). Молодцы! А вот и задача: на небе было три звезды, потом появилось еще две звезды. Сколько звезд стало на небе?

-Какое условие задачи?

Дети:

- На небе было три звезды, потом появилось еще две звезды.

-Какой вопрос в задаче?

Дети:

-Сколько звезд стало на небе?

Дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопрос задачи и читают запись.

Воспитатель:

-Вместе с детьми проверяет правильность ответа.

-Кто хочет придумать свою задачу со звездами?

Дети придумывают задачи на сложение. Один ребенок работает у мольберта,

Воспитатель:  

-Ребята мы с вами составили задачи  с помощью предметов, вы составили задачу самостоятельно, можно составлять задачи с помощью сюжетных картинок, но мы с вами научимся составлять задачи при помощи моделей, используя круги двух цветов. Затем дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок "записывает" решение задачи на мольберте.

- Ребята, решать задачи можно не только по картинкам, но и по моделям. Как это делать, я вам сейчас расскажу.  Модели это зашифрованное условие задачи. Посмотрите на одну из них. Здесь изображено два круга с точками. Сколько точек в одном круге? Сколько в другом? Количество точек обозначает количество предметов. Посмотрите, как можно составить задачу по модели.

Воспитатель дает образец.

Воспитатель показывает детям следующую модель. Один ребенок составляет задачу, другой записывает решение с помощью магнитных цифр.

Индивидуальная работа (в паре). Педагог раздает детям схему, по которым они должны самостоятельно составить решение задачи. Один ребенок составляет, другой проверяет.  

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, вы с заданием справились, а сейчас мы проведем разминку.

Физкультминутка.

Раз- два- три-четыре-пять
Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
Наклоняемся вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)
Вот ещё одно заданье —
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Раз- два- три-четыре-пять. (Приседания.)
Мы шагаем дружно, бодро,
Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)

Игровое упражнение: "Назови фигуры".

Воспитатель:

- А на чем летают в космос?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, на ракете. Я предлагаю вам выбрать для ракеты необходимые фигуры.

- Какие фигуры у нас в коробке? (Плоскостные и объемные)

- Для ракеты нам понадобятся только плоскостные фигуры. Выбирите их и положите в обруч.

- Молодцы, справились. Но не все плоскостные фигуры нужно использовать. А только желтые фигуры, имеющие угля.

- Выберите  желтые фигуры с углами и положите в следующий обруч.

- Назовите фигуры, которые понадобятся Лунтику для строительства ракеты.

Воспитатель:

-Молодцы, с заданием справились. Мы с вами выбрали фигуры из которых можно построить ракету. Скажите, а откуда запускают ракеты?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно с космодрома. А когда запускают ракету, что делают?

Дети:

- Делают отсчет.

Воспитатель:

-А как?

Дети:-10,9,8,....

Воспитатель:

 -Правильно. Давайте и мы с вами поиграем в игру "Обратный отсчет", все встанут в одну колонну и будут передавать мяч друг, другу называя числа в обратном направлении.

Воспитатель:

-Хорошо, молодцы.

Игровое упражнение "Продолжи ряд" (если останется время)

Воспитатель:

-Ребята "Лунтику "нужно научиться делать разные записи, давайте познакомим его с тетрадями в клетку, где мы сделаем запись "шифровки".

У детей тетради в клетку, на которых дано начало "шифровки". На мольберте такой же рисунок.

Воспитатель:

- Ребята, внимательно рассмотрите рисунок, последовательность расположения точек и линий; соблюдайте интервалы между ними и продолжите"шифровку".

После выполнения проверяю правильность  выполнения задания.

3 .Подведение  итогов.

Воспитатель:

-Ребята вам понравилось играть?

-Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились? Что закрепили?."Лунтик", понравилось тебе играть с нашими детьми? Чему ты научился?

"Лунтик"благодарит всех за помощь.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в форме занятия (подготовительная логопедическая группа) Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений Тема: «Поможем Ленивице»

Непосредственная образовательная деятельность в форме занятия (подготовительная логопедическая группа)Образовательная область «Познание»Формирование  элементарных математических представлен...

Конспект занятия в средней группе. Познание (формирование элементарных математических представлений) Тема: "Поможем другу".

Еще одно интерсное интегрированное занятие, где дети в игровой форме, помогая другу,закрепляют счет до 5, сравнение предметов по длине, высоте, знание геометрических фигур, умение строить по схемам из...

Методическая разработка конспекта открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений "Тайна волшебной коробочки"

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной логопедической группе, на котором дети за 30 минут  должны будут открыть 4 "замочка "волшебной коробочки, чтобы узнать что в ней находится, т...

Фрагмент конспекта непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Поможем Черепахе-Тортилле» Возраст 5-6 лет.

Цель:-Формировать познавательный интерес, через различные виды математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:-Формировать познавательный интерес, через логич...

Фрагмент непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Поможем Черепахе-Тортилле» Возраст 5-6 лет.

Цель:-Формировать познавательный интерес, через различные виды математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:-Формировать познавательный интерес, через логич...

НОД во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений. Тема «Поможем Маше вернуться домой»

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных  математических представлений во второй младшей группе на тему: «Поможем Маше вернут...