Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста
консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Гирушева Юлия Геннадьевна

В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда, как средство развития математических представлений  детей старшего дошкольного возраста.

Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом,

на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности,

которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира...

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить-развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершаться

из самого себя, от природы...

Е. И. Тихеева

 

В связи с внедрением ФГОС важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.

Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей; способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия и познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы или их индивидуальную  и самостоятельную деятельность.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Слайд № 3

Основная идея опыта заключается в том, чтобы обеспечить логико-математическое развитие детей старших групп, отвечающее современным требованиям с помощью грамотно построенной и оснащенной предметно-развивающей среды.
Инновационная и практическая значимость заключается в моделировании современной развивающей среды, которая способствует развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Концептуальная модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

Слайд № 4

К предметному содержанию относятся:

• игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности ( дид. игры, головоломки, пазлы и тд.

• учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);

• оборудование для осуществления детьми разнообразной деятельности (например, материалы для измерений).

На слайде вы видите  уголки  математического развития, их изменения во времени и пространстве. Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования.

Развивающее образование направлено, прежде всего, на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно-творческой деятельности. 

Особенности организации среды для развития логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Это находит отражение в среде группы, в которую вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка.

Слайд № 5

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки по познавательному развитию, в которое включены игровые материалы, способствующие математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки »); на следование и чередование, сложение и вычитание.

Слайд №6

Например, для развития логики присутствуют   игры с логическими блоками Дьенеша, другие игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия», «»

Традиционно используются разнообразные развивающие игры (на плоскостное и объемное моделирование), в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты. В старшем дошкольном возрасте представлены разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Монгольская игра», «Листик», «Пентамино», «Колумбово яйцо»  и др.).

Интерес детей к головоломкам может поддерживаться за счет размещения в игротеке различных головоломок, игр на передвижение, а также за счет использования игр-головоломок с палочками (спичками).

Слайд №7

Развитие словесно-логического мышления и логических операций (прежде всего обобщения) позволяет детям 5—7 лет подойти к освоению числа. Дошкольники начинают осваивать способ образования и состав числа, сравнение чисел, выкладывают палочки Кюизенера, рисуют или используют готовые модели «Домик чисел». Для поддержания интереса можно заменить «домики чисел» на другие игры. Божья коровка;

Для накопления опыта действий со множествами используются «логические блоки Дьенеша». Группе, как правило, бывает достаточно нескольких наборов блоков, которые позволяют осваивать умения выделять значимые свойства (Альбомы«Поиск заповедного клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др.). Для совершенствования представлений о геометрических фигурах и телах в уголке присутствуют модели геометрических фигур и тел.

Слайд №8

Для  совершенствования временных представлений в уголке расположены различные пособия, например «Сказочная неделя»; «Времена года»; «Всё о времени»; «Волшебные часы»

Слайд № 9

Для введения детей в мир геометрии, развития мелкой моторики рук, для различения цвета, величины и формы в уголке расположены геоконты Воскобовича. С их помощью ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить.

Слайд  №10   
Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т. п.) активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерения. Данные пособия применяются в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых. Материалы, вещества  находятся в достаточном количестве;  (храниться  в прозрачных коробках, емкостях в постоянном месте); что позволяет экспериментировать с ними (измерять, взвешивать, пересыпать и т. п.). В уголке  представлены предметы, имеющие  контрастные проявления свойств (большие и маленькие, тяжелые и легкие камни; высокие и низкие сосуды для воды).

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшем дошкольном возрасте рабочих тетрадей. У нас их 2 по математике.

Слайд №11

Для индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности, с целью уточнения и расширения их математических представлений используются дидактические пособия и игры: « Зайкин урожай»; «Квадраты Никитина»; «Дроби»; «Собери целое»; «Сложи узор» «Продолжи по образцу». Эти игры  представлены в достаточном количестве. По мере снижения интереса  у детей, заменяются на другие игры.

Слайд №12

Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками: «Какого домика не хватает», «Составь число», «Собери бусы»», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «Продолжи узор», «Чудесный мешочек».

В группе была создана видеотека мультфильмов с математическим содержанием. Существует очень много, прекрасно продуманных,  мультфильмов. С их помощью  дети осваивают математику в дошкольном возрасте; «Лунтик. Математика для малышей», «Учимся складывать числа», «38 попугаев», «Удивительная стройка. Учимся считать».

Также созданы презентации, для использования  в математических развлечениях  ( КВН) и на занятиях.

Слайд № 13

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, настольным лабиринтам, познавательным заданиям, и уже имеют некоторый опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщенных представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей начинают складываться обобщенные представления о числе. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам,  успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию. Для этого в центре математического развития находятся различного вида игры и материалы. Одно из пособий для решения задач, это дерево

Освоенные представления начинают обобщаться и трансформироваться. Дети уже способны понять некоторые более абстрактные термины: число, время; начинают понимать транзитивность отношений, самостоятельно выделять характеристические свойства при группировке множеств и т. п. Значительно совершенствуется понимание неизменности количества, величины (принцип, или правило, сохранения величины): дошкольники выделяют и понимают противоречия в данных ситуациях и пытаются найти им объяснения.

Развитие произвольности, планирования позволяет более широко применять игры с правилами — шашки, шахматы.

Слайд № 14

Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы, позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в данном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей. Используемые материалы, пособия и игры  содержат элемент «неожиданности», «проблемности». При создании игр различной направленности учитывается имеющийся опыт детей; игры должны позволять организовывать различные варианты действий .

Одним из вариантов таких игр являются сюжетные двухмерные игры. Такие как:  «Магазин», «В поисках сокровищ», «Лесная прогулка», «Космическое путешествие». Я расскажу, как создавалась игра «Космическое путешествие»

 Цель игры: Совершенствование математических представлений старших дошкольников.

Решаемые задачи игры:

ОО «Познавательное развитие»

Измерение расстояний с помощью условной мерки. Объектов с помощью линейки

 Совершенствовать способность группировать предметы по нескольким признакам.

Совершенствовать способность количественного и порядкового счёта в пределах 10.

Продолжать развивать логическое мышление.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Воспитывать умение договариваться, объединяться в группы.

Развивать способность играть в команде.

 Игра развивается в несколько этапов. Может развиваться в несколько вариантов. Временной промежуток не ограничен. 15 минут или несколько дней.

Подготовительный этап

 - Идея самой игры на основе детских интересов.

- Её предполагаемая вариативность и её этапы ( Подготовка к полёту, полёт, высадка на планету, что делаем на планете? Возвращение на землю.)

- Подборка материала  для игры

- Привлечение родителей к созданию недостающего материала для игры.

1 этап

Вовлечение всех детей. Игра со взрослым

Введение в игровую ситуацию.

Мотивация: «Кто любит путешествовать? Где были? Кто мечтает побывать на другой планете?» или «Пришёл сигнал с планеты Марс. Его жителям нужна помощь»

Кто летит? Какие ракеты полетят ( выбор ракет) и сколько ракет полетит (Летим все вместе на одной, разделяемся на две команды или другие варианты)

Решение вопроса с топливом для отправки ( выполнение заданий для приобретения бочек с топливом) Для этого нужно измерить расстояние до планеты с помощью условной мерки равной размеру ракеты и проложить путь. 2 условные мерки - 1 бочка топлива.

2 этап  Полёт до выбранной  планеты.

3 этап. Что делаем на планете? Кого встретили? Как помогали? Искали потерявшегося, можно спасать всю планету.  Посадить деревья для инопланетян. Сравнение по высоте, ширине ид.

( выполнение определённых действий, исходящих из существующих ситуаций)

4 этап. Возвращение домой

Основная идея опыта заключается в том, чтобы обеспечить логико-математическое развитие детей старших групп, отвечающее современным требованиям с помощью грамотно построенной и оснащенной предметно-развивающей среды.
Инновационная и практическая значимость заключается в моделировании современной развивающей среды, которая способствует развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно – развивающая среда как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста Автор : Гирушева Юлия Геннадьевна МАДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида» г Емва 2018

Слайд 2

Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы... Е. И. Тихеева

Слайд 3

Основная идея опыта заключается в том, чтобы обеспечить логико-математическое развитие детей старших групп, отвечающее современным требованиям с помощью грамотно построенной и оснащенной предметно-развивающей среды. Инновационная и практическая значимость заключается в моделировании современной развивающей среды, которая способствует развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Слайд 4

Предметное содержание развивающей среды группы

Слайд 5

Дидактические игры по математике

Слайд 8

Временные представления

Слайд 9

« Геоконты » Воскобовича

Слайд 10

Измерение сыпучих веществ, измерение линейкой

Слайд 11

Дидактические игры для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности

Слайд 12

Дидактические игры – своими руками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

В статье уточнено понятие игровой деятельности, описаны ее виды и этапы ее развития у дошкольников, выделены особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, описаны сп...

Фольклор как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование фольклора как средство развития математических представлений...

Методическое пособие «Предметно-развивающая среда как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Создавая предметно-игровую среду в ДОУ, воспитатели тем самым могут способствовать игровой деятельности ребенка, а значит, и влиять на развитие его личности. Эффективность влияния предметно-игровой ср...