Статья: Использование пальчиковых игр при ознакомлении дошкольников с днями недели.
статья по математике на тему

Предложены пальчиковые игры для ознакомления дошкольников с днями недели, а также их значение для развития речи и мелкой моторики руки. Даны рекомендации проведения пальчиковых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пальчиковых игр при ознакомлении дошкольников  с днями недели.

Лошкарева Наталья Владимировна

Воспитатель ГБОУ начальная школа – детский сад № 662

 Кронштадтского района Санкт – Петербурга

      В детском саду проводится большая работа по формированию у детей умения ориентироваться по времени. В НОД по формированию математических представлений воспитатель обобщает, углубляет, уточняет и систематизирует те эмпирические знания о времени, которые дети получают повседневно, добивается, чтобы вся группа овладела программными требованиями. Дети учатся правильно оценивать длительность сравнительно небольших чувственно воспринимаемых отрезков времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра, неделя), овладевают простейшими эталонами этих отрезков времени. Кроме того, дошкольников приобщают к усвоению более емких временных отрезков: лето, весна, осень, зима, год.

       Ориентировке во времени начинают знакомить детей со второй младшей группы. Малышей учат различать и называть день, ночь, утро, вечер. Педагог постепенно добивается, чтобы дети различали  характерные признаки частей суток, называли их.

       В средней группе программные требования расширяются. Дети должны знать не только названия и характерные признаки частей суток, но и их последовательность. Ребята учатся различать и называть “вчера”, “сегодня” и “завтра”, на конкретных примерах знакомятся с понятиями “быстро – медленно”. Обучаясь в средней группе, дети знакомятся с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), начинают различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера).

      В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами:

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какое время суток последует за вечером? И др.

       Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. Для этого используют на занятиях дидактические игры: «По порядку стройся», «Неделька, стройся!», «Назови соседей», «Когда это бывает?» и др. Когда дети усвоят название и последовательность дней недели, они охотно решают такие задачи: «Сегодня среда. Завтра будет праздник в детском саду. В какой день недели будет праздник?»; «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой»; «Какой день недели стоит перед вторником, а какой после вторника?»

     При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях, и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?». Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие. Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т.д.

     В старшей  группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Дети учатся называть их, определять, какой  день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, называть количество дней в неделе, их порядковые номера. Кроме того, дети выделяют характерные признаки времен года, определяют зиму, лето, весну, осень, отмечая природные явления, труд людей в природе, а также игры и развлечения детей в разное время года. Известно, что дни недели дети усваивают не равномерно. Лучше всего они запоминают воскресенье, субботу и понедельник. Поэтому знакомство детей с понятием недели лучше начинать не с усвоения названий всех дней недели, а с установления, какой день будет вчера, какой будет завтра. После того, как дети научатся различать и называть части недели, можно начинать работать над усвоением названий всех дней недели и их последовательности. Дети определяют, сколько всего дней в неделе, называют их порядковые номера. Педагог спрашивает, какие дни недели они знают, сколько их в неделе. Объясняет, что все дни недели приходят и уходят по порядку: первый день – понедельник, второй – вторник, третий – среда и т.д.

На данном этапе обучения для лучшего запоминания последовательности дней недели целесообразно использовать картинки – символы изображением всех дней недели. Работа с календарем в старшей группе должна проводиться после знакомства с порядковым счетом. Используя календарь, воспитатель, с одной стороны, добивается более глубокого понимания сущности понятия “неделя”, с другой, упражняет детей в количественном и порядковом счете.

       Работа, начатая в старшей группе, продолжается в подготовительной. Дети учатся называть дни недели не только в прямом, но и в обратном порядке. Определяют, сколько дней в неделе до названного и после него, какой день между двумя названными. Определяют пропущенный день среди названных. Дети должны знать, что неделя всегда включает в себя семь дней, с какого бы дня мы ни начинали считать.

     Для более быстрого запоминания дней недели рекомендуют проводить пальчиковые игры.

      Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы.

     Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

     В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи. Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

     Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

     Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

     Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Немалую роль при этом могут играть пальчиковые игры.

       Основные принципы проведения пальчиковых игр:
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При  повторных проведениях  игры  дети  нередко начинают произносить текст частично ( особенно  начало  и  окончание  фраз) .  Постепенно  текст  разучивается  наизусть,  дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяются новыми.
- Наиболее  понравившиеся  игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
- Не  надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения  и  произносить   текст).  Объем  внимания  у детей  ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Нельзя  принуждать  ребёнка  к  игре,  а обязательно надо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
  3. Взрослый   и  ребёнок  выполняют  движения  одновременно,  взрослый  проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребёнок   выполняет  движения   и  проговаривает  текст,   а  взрослый  подсказывает  и помогает.

Использование предложенной подборки стихотворений поможет воспитателю,

логопеду, родителю  уточнить и закрепить у детей название дней недели; сформирует способность координировать действия рук и станет основой для дальнейшего развития мелкой моторики рук. Движения под стихотворный текст просты: перед началом прочтения стихотворения следует зажать пальцы в кулак, а потом оттопыривать в соответствии с днями недели: понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – это пальчики левой руки, а суббота и воскресенье – это пальчики правой руки (и наоборот). Вместе со взрослым ребёнок повторяет каждое слово стихотворения.

*** В понедельник мы стирали,

Пол во вторник подметали.

В среду - мы пекли калач.

Весь четверг играли в мяч.

В пятницу мы чашки мыли,

А в субботу - торт купили.

И, конечно, в воскресенье

Звали всех на день рожденья.

Пели, прыгали, плясали,

Дни недели – посчитали.

*** В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье –

Целый день я отдыхал.

*** Подскажите-ка нам, звери,

Как запомнить дни недели?

Первый-понедельник - зайка-рукодельник!

За ним приходит вторник - соловей-задорник.

За вторником - среда, лисичкина еда.

За средой четверг - волк глазами сверк.

За четвергом к нам пятница колобком прикатится.

За пятницей - суббота, баня у енота.

За субботой - воскресенье, целый день у нас веселье.

*** Жила-была муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье,

В отличном клубничном варенье.

В понедельник - в вишневой наливке,

Во вторник - в томатной подливке,

В среду - в лимонном желе,

В четверг - в киселе и смоле.

В пятницу - в простокваше,

в компоте и в манной каше…

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!

Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала! (Ян Бжехва)

*** Мы спросили у Емели:

 -Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля называть.

- Дядька крикнул мне "бездельник",

Это было в понедельник.

На забор я лез, и дворник.

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука ,

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами ,

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку –

Изорвал себе рубаху.

А в субботу - вот потеха!

На свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал:

На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

*** Старший братец Понедельник-

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает,

Всех трудиться заставляет.

Вторник следует за братом,

У него идей богато.

Он за все берется смело,

И работа закипела.

Вот и средняя сестрица,

Не пристало ей лениться.

А зовут её Среда,

Мастерица хоть куда.

Брат Четверг и так, и сяк,

Он мечтательный чудак,

Повернул к концу недели

И тянулся еле-еле.

Пятница-сестра сумела

Побыстрей закончить дело.

Если делаешь успехи,

Время есть и для потехи.

Предпоследний брат Суббота

Не выходит на работу.

Шалопай и озорник,

Он работать не привык.

У него другой талант –

Он поэт и музыкант,

Да не столяр и не плотник,

Путешественник, охотник.

В гости ходит Воскресенье,

Очень любит угощение.

Это самый младший брат,

К Вам зайти он будет рад.

Семь их ровно посмотри.

Всех запомнил? Повтори!

*** Жаль, всего семь дней в неделе.

Дел навалом у Емели:

В понедельник на печи

Протирает кирпичи.

Не скучает и во вторник:

Он плетёт слону намордник.

Языком молотит в среду,

И баклуши бьёт соседу.

После дождичка в четверг

Он пускает фейерверк.

Пятница - тяжёлый день:

Тень наводит на плетень.

И суббота - не суббота:

У него на мух охота.

Но седьмой настанет день –

Сдвинет шапку набекрень…

Потому что воскресенье –

Это праздник и веселье.

И, улёгшись на печи,

Ест Емеля калачи!

В общем, трудно жить Емеле…

Было б восемь дней в неделе, -

Вот тогда бы он успел

Сделать много важных дел!

*** Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовется понедельник.

Вторник- это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка среда –

Третьим днем всегда была.

А четверг, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый - пятница-сестрица,

Очень модная девица.

А в субботу, день шестой,

Отдыхаем всей гурьбой.

И последний, - воскресенье,

Назначаем днем веселья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пальчиковых игр при ознакомлении детей с русским фольклором

Представленный материал в помощь педагогам и родителям. В методических рекомендациях освещаются формы , методы , приёмы работы по развитию мелкой моторики детей. Игры. с которыми познакомятся дети, сп...

Картотека стихов для ознакомления детей с днями недели.

Стихи, которые помогут Вам в ознакомлении детей с днями недели легко и непринужденно....

Статья "Использование пальчиковых игр для развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста. "

Использование пальчиковых игр у детей раннего возраста для развития коммуникации...

Картотека стихов для ознакомления детей с днями недели.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20796890","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Статья: "Использование приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Одной из технологий активного ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, активизирующих ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, образное мышление и воображение...

Использование пальчиковых игр при ознакомлении дошкольников с днями недели

Использование пальчиковых игр при ознакомлении дошкольников  с днями недели.Лошкарева Наталья ВладимировнаВоспитатель ГБОУ начальная школа – детский сад № 662 Кронштадтского район...