Конспект НОД по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

ЕНИКЕЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Путешествие в страну геометрических фигур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_nod_po_femp.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка» р.п. Дергачи

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности

с детьми  младшей группы

Образовательная область:

«Познавательное развитие (ФЭМП)»

Тема: «Путешествие в волшебную страну».

Воспитатель:

Еникеева В.Н.

Дата проведения:4 мая 2018г.

Непосредственно – образовательная деятельность с детьми

Возрастная группа:  младшая группа.

Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП)

Интеграция с образовательными  областями: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие (рисование), физическое развитие.

Тема: «Путешествие в волшебную страну».        

Тип деятельности: комплексное; усвоение навыков и умений, обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: путешествие в волшебную страну.

Задачи:

Образовательные задачи:

-Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник;

-Закрепить умение сравнивать предметы по цвету (одинаковые — разные, количеству (один, много, ни одного, размеру (большой- маленький) и обозначать результаты сравнения соответствующими словами;

-Совершенствовать умение выделять один предмет из группы.

Развивающие задачи:

-развивать умение сравнивать два предмета по ширине. Обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже;

-развивать умение различать и называть основные цвета;

— развивать мышление: учить видеть в рисунке, из каких фигур он состоит;

Воспитательные задачи:

-Воспитывать интерес к математике, самостоятельность;

— воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Здоровьесберегающая: обеспечить эмоциональное благополучие детей. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы (загадывание загадок), познавательно – исследовательская, продуктивная, трудовая, двигательная.

Методы:

Наглядный метод: (рассматривание, показ образца, показ способов действия).

Словесный метод: (беседа, пояснение, обсуждение, поддержка замысла ребёнка, художественное слово).

Игровой метод: (включение в сюжет игры, игровой материал, игровая мотивация, загадки).

Практический метод: (игровые упражнения, самостоятельная работа).

Форма организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Предшествующая работа: беседа, чтение, рассматривание, заучивание физкультминутки, изготовление атрибутов, игры.

        Дидактический материал:

Бабочки — желтые, красные, синие, зеленые; бумажные цветы тех же цветов (по количеству детей);

2 ручейка из бумаги (широкий и узкий);

Набор геометрических фигур по кол-ву детей;

Доска для показа геометрических фигур

Индивидуальная работа: совет, подсказка, наводящий вопрос, напоминание, пояснение, показ педагогом, показ товарищем.

Ход занятия.

Орг. Момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети.

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и сделаем  круг.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путь по дорожке из геометрических фигур, в страну, где живут геометрические фигуры и все вокруг состоит из них.

Ребята, эта дорожка заколдована. Пройдя по ней, вы окажитесь в волшебной стране. (Перед ними на полу выложена дорожка из геометрических фигур. Дети проходят и садятся на стульчики.)

Воспитатель: Вы попали в волшебную страну, жители которой приготовили вам несколько заданий, выполнив которые, вы вновь попадете домой. А ещё они очень любят играть, а вы , ребята, любите играть? И мы с вами тоже будем играть. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: Первое задание — я загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно. О какой геометрической фигуре идёт речь?

Отгадайте загадки:

Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок,

Как колеса, как колечки,

Как пирог из теплой печки! (круг)

Воспитатель: Давайте нарисуем круг пальчиком в воздухе.

На что похож круг?

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я (квадрат).

Воспитатель: Давайте нарисуем квадрат в воздухе.

На что похож квадрат?

Он похож на крышу дома

С детской горкой тоже схож.

Что же загадала я?.

Треугольник то, друзья.

Воспитатель: Давайте нарисуем треугольник в воздухе.

На что похож треугольник?

(Демонстрация воспитателем цветных круга, квадрата, треугольника).

Воспитатель: Скажите мне, а чем отличается от других фигур круг, что он умеет делать, а другие фигуры нет?

Дети: Круг можно покатить, у него нет уголков, как у треугольника и квадрата.

Воспитатель: Молодцы, верно!

Воспитатель: Фигур в волшебной стране очень много, а вы назовете и покажете только те, с которыми вы знакомы.

Ребята, посмотрите внимательно на рисунок.

Расскажите, из каких геометрических фигур сделан дом, какие фигуры ты узнал на рисунке?(имя ребенка)

Дети: Крыша-это треугольник, стены и окно дома – квадрат, окно – на крыше – круг.

Молодцы,  ребята справились с заданием!

Воспитатель: Ребятки, давайте отдохнём немного, произнесем волшебное заклинание и попадем на цветочную поляну.

Физкультминутка:

На лугу растут цветы Потягивания — руки в стороны.

 Небывалой красоты.

К солнцу тянутся они. Потягивания — руки вверх.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, Дети машут руками,

Только это не беда. изображая ветер.

Наклоняются цветочки, Наклоны.

Опускают лепесточки.

 Посмотрите, мы с вами попали на цветочную поляну. Сколько на поляне цветов? (много) Какого цвета здесь цветы? (красные, желтые, синие, зеленые) Каким одним словом их можно назвать? (разноцветные).

Воспитатель: Ой, смотрите, нам путь преградили ручейки. (На полу лежат два ручейка — узкий и широкий.)

Одинаковые ли они?

Дети: Нет. Один широкий, а другой узкий.

Воспитатель: Какой по цвету ручеек шире?(красный). А какой уже?(синий)

Дети: Красный шире синего.

Воспитатель: На что они похожи? (шарфик, линейка)

Чтобы не замочить ножки, нужно аккуратно перепрыгнуть. Через какой ручеек нам легче перепрыгнуть?

Дети: Узкий.(синий)

Воспитатель: Почему?

Дети: Он уже, а другой шире.

Воспитатель: Давайте перепрыгнем их.

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»

Воспитатель: А сейчас отгадайте еще одну загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Воспитатель: Правильно ребята, смотрите, а вон там на полянке сидят бабочки. Сколько их? (много)Давайте поиграем в игру: найдем для каждой бабочки свой цветок (дети берут бабочки). Пока звучит музыка — дети бегают около цветов. Умолкает — сажают бабочек на цветы, которые лежат на полу, подбирая по цвету.

Воспитатель: Сколько у тебя, Маша, было бабочек? (одна). Сколько осталось? (ни одной).

Воспитатель: Аделина, а сколько бабочек у нас на поляне?(много)

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра «Найди свой домик».

 Вспомнить, что днём ребятки играют, бегают, а ночью спят.

Обручи – ваши домики. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам кто, где живет. Играем два раза.

На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят, изображают разные виды деятельности. По команде «ночь», занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке.

Воспитатель: Молодцы! Вам понравилась играть в эту игру?!

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Уже наступила весна, все становится ярким, красочным. И жители страны «Геометрических фигур» просят вас помочь им тоже сделать все ярким и красочным, и поэтому следующим заданием у вас будет оживление фигур цветом.

(Дети работают с раздаточным материалом, раскрашивают фигуры карандашами.

Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили! Наше путешествие закончилось, с испытаниями жителей волшебной страны вы справились, дорожка расколдована.

Вопросы:

-С какими геометрическими фигурами вы повстречались?

-Через какие ручейки вы перепрыгивали?

-Сколько было цветов на поляне и бабочек?

-Вам понравилось путешествие?

Так жаль, что нам пора возвращаться в садик. Давайте произнесем волшебное заклинание:

Мы шагаем по дорожке,

Поднимаем тихо ножки.

И неслышно так идём.

В садик снова попадём.

Самоанализ непосредственно -  образовательной деятельности по познанию (ФЭМП)

Моделированное занятие разработала: Еникеева В.Н..

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми младшего дошкольного возраста 3 – 4 лет.

В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная  область познание (ФЭМП)  была в интеграции с образовательными областями:  познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие (рисование), физическое развитие.

Тема: «Путешествие в волшебную страну».

При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.

Задачи НОД:

Образовательные задачи:

-Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

-Закрепить умение сравнивать предметы по цвету (одинаковые — разные, количеству (один, много, ни одного, размеру (большой-маленький) и обозначать результаты сравнения соответствующими словами;

-Совершенствовать умение выделять один предмет из группы.

Развивающие задачи:

-развивать умение сравнивать два предмета по ширине. Обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже;

-развивать умение различать и называть основные цвета;

— развивать мышление: учить видеть в рисунке, из каких фигур он состоит;

Воспитательные задачи:

-Воспитывать интерес к математике, самостоятельность;

— воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Здоровьесберегающая: обеспечить эмоциональное благополучие детей.

Методы:

Наглядный метод: (рассматривание, показ образца, показ способов действия).

Словесный метод: (беседа, пояснение, обсуждение, поддержка замысла ребёнка, художественное слово).

Игровой метод: (включение в сюжет игры, игровой материал, игровая мотивация, загадки).

Практический метод: (игровые упражнения, самостоятельная работа).

Метод похвалы. 

Предшествующая работа: беседа, чтение, рассматривание, заучивание физкультминутки, изготовление атрибутов, игры. 

Форма организации совместной деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Выполнение поставленных мной задач, так же помогли наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение.

Структура занятия:

-Вводная часть: (организация детей) – 2 минуты.

-Основная часть: (практическая деятельность) – 11 минут

-Заключительная часть: (подведение итогов) - 2 минуты.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение  и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.

Основная часть НОД – это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного  и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребёнка. Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне «глаза в глаза», а не доминировать над ними. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 15 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Быстрая сменяемость приёмов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей.  Обращала внимание на осанку детей.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести НОД  не выходя за  рамки времени – 15 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы».

Конспект ОД по ФЭМП для детей от 6 до 7 лет  на тему «Итоговое занятие по ФЭМП для детей подготовительной группы»....

Технологическая карта для НОД по ФЭМП; Конспект НОД по ФЭМП

Технологическая карта для НОД по ФЭМП "Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево, вправо"...