Основы математики с блоками З. Дьенеша и палочками Д. Кюизенера Тема: «Строители приходят на помощь» Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Ахрамова В.В. МАДОУ «Детский сад №11 "Капелька"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Ахрамова Вера Владимировна

Логические блоки Дьенеша и цветные счётные палочки Кюизенера - отличное дидактическое средство для успешного обучения детей основам математики и информатики, повышения познавательной детской активности, тренировки внимания, памяти, восприятия, воображения, речи.

Весь комплекс заданий - это длинная интеллектуальная лестница,а сами игры и упражнения - её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустит, то дотянуться до  следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже "перерос" - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь. Так давайте сделаем это вместе!

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера - десятки игр разной степени сложности, которые объединяют ребёнка и взрослого!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_stroiteli_speshat_na_pomoshch.pptx2.9 МБ
Файл zanyatie_ahramovoy_v.v.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 4 группе

Слайд 3

Здравствуйте, девочки и мальчики группы № 14. Пишет Вам принцесса страны Математики. Мне очень нужна ваша помощь. Сильный ураган разрушил мой самый любимый город геометрических фигур. Это был удивительно красивый город, где дома, деревья, цветы, транспорт имели форму геометрических фигур. Сейчас всё разрушено, остались только схемы, но и они закодированы. Если вы смелые и не боитесь трудностей, помогите восстановить город! P. S. Следуйте моим схемам-подсказкам !

Слайд 5

1 2 3 4 5

Слайд 8

3 4 5

Слайд 9

5

Слайд 10

Спасибо вам, ребята, за новый красивый город! Вы проявили смелость, сообразительность, готовность прийти на помощь. Все вы достойны носить вот такой значок строителя. Принцесса Математики



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Капелька»

Основы математики с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

Открытое занятие с интерактивной доской

в подготовительной к школе группе

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной

категории

Ахрамова Вера Владимировна

Тема: «Строители приходят на помощь»

Цель: Упражнять в умении понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.
  • Закреплять умение анализировать, самостоятельно находить существенный признак для классификации.
  • Упражнять в умении находить блоки по кодовым обозначениям (декодирование), описывать блоки с помощью кода (кодирование).
  • Закреплять умениепонимать схемуи строить по ней.
  • Закреплять навыки счёта.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, способностьк моделированию и конструированию,внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские чувства в процессе выполнения заданий, развивать сопереживание, желание оказать помощь попавшему в беду.

Интеграция образовательных областей:

 познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование:

Интерактивная доска, интерактивная игровая презентация, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, талисманы – геометрические фигуры (2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника, 2 прямоугольника), цифры(1-12) и схема №1 «Выкладывание дорожки», карточки-символы свойств блоков с кодом отрицания для игры «Строительный рынок», схемы домов, кодовая карточка с кодом отрицания для игры «Найди ключ», лабиринт, фломастер, смайлики, значки строителей.

Предварительная работа:

- беседа о профессии строителя;

- индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.

Методы формирования новых знаний: выполнение задания по алгоритму, опрос, создание ситуаций затруднения, моделирование.                                                                                            

Методы организации деятельности воспитанников:сюжетная игра, действия со схемами, работа в парах.

Методы контроля и самоконтроля: лабиринт, устный опрос.                                                                                                                                     Методы формирования личностных результатов: рефлексивные методы, воспитывающая ситуация.

Ход деятельности воспитателя с детьми

- Дети, дружно за руки возьмёмся, друг другу и нашим гостям улыбнёмся. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Введение в ситуацию: (мотивационный этап)

- Ребята, посмотрите на экран, по-моему, нам пришло сообщение. Письмо, но оно не совсем обычное! (слайд 1)

-Давайте прочитаем это письмо!(слайд 2)

«Здравствуйте, девочки и мальчики группы №14. Пишет Вам принцесса страны Математики. Мне очень нужна ваша помощь. Сильный ураган разрушил мой самый любимый город геометрических фигур. Это был удивительно красивый город, где все дома, деревья, цветы, транспорт имели форму геометрических фигур. Сейчас всё разрушено, остались только схемы, но и они закодированы.

     Если вы смелые и не боитесь трудностей, помогите восстановить город!

P. S. Следуйте моим схемам-подсказкам!

Принцесса Математики»

- Как называется профессия человека, который строит дома? (Строитель)

- Дети, а вы готовы стать строителями города геометрических фигур?

 (Да, готовы!)

- Сегодня нам встретится много закодированных схем, и мы должны будем уметь их расшифровывать. Поэтому проведём короткий инструктаж строителей.  Готовы? (Да)

Опрос. Что обозначает символ?

Внимание на карточки: (слайд 3)

- Что обозначают геометрические фигуры? (форму: круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная)

-  Что обозначают облака? (свойство цвета: красный, синий, жёлтый)

- Что обозначают домики? (размер фигуры: большой,  маленький)

- Что обозначают силуэты людей? (толстую или тонкую фигуру)

 - А перечёркивание? (отрицание свойств: не красный, не маленький)

- Я вижу, вы готовы. У вас даже талисманы на удачу  есть!

- Ребята, возьмите меня с собою! Я тоже хочу помочь восстановить город. Ну что, дети, берёте меня с собою? (Да!)

- Напомните мне правила безопасности:

Уши слушают – и всё слышат,

Глаза смотрят – и всё видят,

Ноги не мешают, руки помогают,

А голова хорошо думает.

А вот и первые схемы – подсказки! (слайд 4) Под номером 1- что? (замок)

- Открыв кодовый замок, мы найдём схему, по которой выложим дорожку. Она приведёт нас в город, который мы восстановим.

Основная часть: (деятельностный этап)

Игра «Кодовый замок» или «Четвёртый лишний» (слайд 5)

- Итак, нам надо открыть кодовый замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. (Надо нажать на маленький тонкий круг! Потому что остальные три фигурки большие и толстые.)

- Проверяем: нажимаем на неё!

- Отлично: код найден, и замок открыт!

Игра «Выкладываем дорожку из плиток» с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера. (слайд 6 -  схема №1и №2)

- А вот и схема дорожки. Форму, размер и цвет плиток выбираем согласно схеме, иначе дорога приведёт в другое место.

- Форма закодирована в каком столбике схемы? (в первом) Во втором ищем что? (размер плитки) А цвет плитки ищем? (в третьем столбике)

- Дорожку надо выложить по порядку слева направо на столе. Каждый строитель получает схему, на ней отмечены номера плиток, которые надо найти и выложить на дорожке. Идём выбирать плитку. (Выбираем плитку на полу по кругу)

- А теперь быстро пройдём по ней: сколько больших плиток? (6 плиток)

- Сколько маленьких? (6 плиток)

- Кто первый назовёт, сколько плиток всего?(12 плиток)

- Каких больше, а каких меньше? (поровну)

- Какого цвета плиток больше? (их поровну:  по 4 плитки)

- Какой формы плиток больше? (их поровну: по 3 плитки)

- А дорожка-то волшебная!

Игра «Строительный рынок» (кодирование со знаком отрицания)

- Как вы думаете, куда привела нас дорожка? (на строительный рынок)

- Зачем нам сюда надо? (Нам нужен строительный материал.)

- Без чего мы не сможем восстановить разрушенные дома? (без схем, проектов домов)

- Давайте посмотрим на экран - нет ли подсказки? (есть)

- Мы их получим, если оформим витрины магазинов рекламой.

- Кто знает, для чего нужна реклама на строительном рынке? (Чтобы быстро найти нужный товар.)

- Здесь 4 рекламных листа, и, к сожалению, все они закодированы. Попробуем их расшифровать? (Да)

- Работать будем в парах. Посмотрите на талисманы и разделитесь на пары по форме фигур.  Все  готовы?

- На рекламных листах ищем именно свои фигуры. Теперь находим  магазин, где они продаются. Разместите рекламу на магазинах.

-  Сколько у нас магазинов? (4)

- По какому признаку разделили блоки в магазинах? (по форме)

- Мы справились с заданием! Здесь проекты домов и строительный материал. Проходим  на строительную площадку, и начинаем работу.  

Игра «Восстанавливаем разрушенный город» с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

Дети приступают к постройке домов в соответствии с проектом (схемой).

- Что мы восстановили? (дома)

- Что ещё должно быть в городе? (транспорт, деревья, жители) Слайд7

- Какой город мы построили? (город геометрических фигур) Слайд 8

- Молодцы! Но нам осталось ещё одно задание: пройти лабиринт - проложить дорогу от нашего города к замку принцессы Математики.

- А что такое лабиринт? (это сложный и запутанный план) И поможет нам вот этот ключ! (блок Дьенеша).

Игра «Найди меня» (кодовая карточка с кодом отрицания) Слайд 9

- Вот незадача: ключ закодирован. Кто из строителей сможет его расшифровать? (прямоугольный, синий, маленький, тонкий) Проверяем!

Игра «Лабиринт. Дорога к замку принцессы»

- Итак, вспоминаем правила лабиринта! (Путь блока рисуем в соответствии со знаками-символами. По пустым клеткам может идти любой блок. Блок передвигаем из клетки в клетку по прямой. Синие клетки – ловушки.)

- Кто из строителей готов  построить дорогу к замку принцессы Математики?

- Мы справились!

- А теперь: на раз, два, три –  три раза повернитесь!

В детском саду круг, построив, окажитесь!

Заключительная часть (рефлексивный этап)

- Вот мы и вернулись в детский сад. Кем мы сегодня были? (строителями)

- Что мы восстановили? (город геометрических фигур)

- Что вам больше всего понравилось делать? (ответы детей)

- Если вам было сегодня интересно, и вы справлялись с заданиями, возьмите смайлик с улыбкой, а кому было скучно и трудно – смайлик грустный.

- Ребята, мне, кажется, нам  пришло короткое сообщение. Посмотрим?

Принцесса Математики пишет:

«Спасибо вам, ребята, за новый красивый город!

Вы проявили смелость, сообразительность, готовность прийти на помощь.

И я считаю, что все вы достойны носить вот такой значок строителя. Успехов вам в благородном труде строителя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера

Методы работы с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, которые способствуют развитию мышления, памяти и воображения дошкольников....

Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера

Методика работы с блоками Э. Дьенеша и палочками Х. Кюизенера...

"Спасатели приходят на помощь". Логические блоки Дьенеша

Методические рекомендации к альбому "Спасатели приходят на помощь"...

Логические блоки Дьенеша Альбом "Спасатели приходят на помощь"

Уважаемые родители и педагоги!Альбом "Спасатели приходят на помощь" является составной частью игрового методического комплекса к дидактическому материалу "Логические блоки Дьенеша"...

конспект занятия по математике с использованием логических блоков Дьенеша "Спасатели приходят на помощь"

На заняти используются логические блоки Дьенеша, с помощьюкоторых ребята учатся декодировать информацию...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...