Конспект ОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Павлова Наталья Евгеньевна

- Познакомить детей с составом числа 5 из двух меньших.

- Закрепить представление о составе чисел 3 и 4

- закрепить знание цифр в пределах 5

- закрепить знание детьми геометрических фигур.

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_od_po_femp.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.

Увлекательное путешествие.

Программное содержание:

Образовательные задачи: 

-   познакомить детей с составом числа 5 из двух меньших.

- Закрепить представление о составе чисел 3 и 4

- закрепить знание цифр в пределах 5

- закрепить знание детьми геометрических фигур.

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10

Воспитательные задачи:

- Воспитывать стремление выполнять поставленную умственную задачу.

- вызывать   интерес к учебной деятельности.

- воспитывать самоконтроль

Развивающие задачи:

- Развивать смекалку, сообразительность.

- развивать умение описывать предмет, опираясь на три признака (цвет, форма, величина)

- развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

Предварительная работа:

  изготовление   материала для занятия, дидактические игры с применением блоков Дьенеша.

Материал:

Демонстрационный:

1.Блоки Дьенеша с двумя признаками (величина, цвет) и с тремя признаками (величина, цвет, форма)        

2. 3 цветка с лепестками разного цвета на состав числа 3; 4 цветка с четырьмя лепестками разного цвета на состав числа 4 ; 5 лепестков с белыми лепестками, к ним разноцветные лепестки на липучках по 10 штук красного и желтого цветов, 5 штук разноцветных.

3. Телеграмма от Незнайки

Раздаточный:

  1. ¼ альбомного листа с нарисованными в два ряда сверху вниз пятилепестковыми цветами с круглой серединой – в ряду по 4 цветка
  2. Цифры 5×1 шт., 4×2 шт., 3×2 шт., 2× 2 шт., 1 ×2 шт., на белых кружках величиной с середину цветка
  3. Счетные палочки
  4. Листы различной геометрической формы в ½ альбомного листа  с обведенными  пятилепестковыми цветами
  5. Фломастеры, клеевой карандаш

Методы и приемы

  • Игровая ситуация
  • Логические задачи
  • Вопросы к детям
  • Воображаемая ситуация
  • Объяснение
  • Поощрение
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми
  • Действия детей
  •  Музыкальное сопровождение

Ход занятия.

Предполагаемые ответы детей

Дети сидят за столами.

Воспитатель:

- Дети, перед самым началом занятия к нам пришла телеграмма. Кто-то нам прислал срочное сообщение.

- Кто бы это мог быть? (педагог читает телеграмму)

Телеграмма:

«Приглашаю вас в путешествие.  Незнайка.»

- В какое путешествие, на чем, с кем, - ничего не уточнил. Наверное, Незнайка хочет просто отвлечь нас от интересного занятия. Давайте начнем занятие, вы согласны?

- Я вам предлагаю поиграть со счетными палочками. Скажите сколько нужно взять палочек, чтобы построить 3 маленьких треугольника?

- Совершенно верно, возьмите палочки и постройте три маленьких треугольника (дети выполняют задание)

- Молодцы, а теперь я предлагаю вам убрать 2 палочки и построить треугольник из 7 палочек. Подумайте, как это можно сделать.

(Детям с низким уровнем развития помогаю положить 2 треугольника так, чтобы 2 угла касались друг друга, предлагаю сосчитать сколько получилось треугольников, смотрим, куда можно положить еще одну палочку, чтобы получилось 3 треугольника.

   Дети с высоким уровнем выполняют это задание самостоятельно)

- Скажите, сколько треугольников вы построили?

- А сколько палочек вы для этого использовали?

- Молодцы, вы смогли из семи палочек построить 3 маленьких треугольника. А теперь посмотрите, на что похожа ваша постройка?

- Правильно, очень похож на лодку. А если из оставшихся двух палочек сложить парус, то у вас получится что?

- Дети, я кажется, догадалась. Телеграмма Незнайки была еще одной загадкой от него.

 Он хотел, чтобы мы сами решили, на чем можно отправиться в путешествие. Сейчас у нас с вами есть корабль с парусом, и мы вполне можем на нем путешествовать. Хотите?  

- В таком случае устраиваемся поудобнее мы отправляемся.  (Педагог включает магнитофон, слышится  «шум моря»)

- Итак, наш корабль плывет по морю, всюду вода до самого горизонта, слышен шум волн, плескание рыб. (Педагог выключает магнитофон)

-  Но вот сотрите, вдалеке показался остров. Это остров цветов. Посмотрите, какие красивые цветы здесь растут (педагог помещает на верхнюю полоску наборного полотна 3 цветка с тремя лепестками).

- Скажите, по сколько лепестков на всех цветах?

- Правильно – по три (записываю на доске цифру 3)

- Расскажите, какие лепестки на каждом цветке, по сколько их?

(педагог под цифрой 3 пишет по три единицы: 1,1,1)

(педагог записывает цифры – 1 и 2)

- 1,1, и еще 1, 1 и 2, 2 и 1. какое число мы с вами составили?

- Молодцы, давайте повторим еще раз как можно составить число три из двух меньших чисел (спрашиваю двоих детей с низким уровнем)

- А вот здесь растут цветы еще красивее. Посмотрите на них и скажите, по сколько лепестков у этих цветов?

(Педагог записывает на доске цифру 4)

-  Скажите по сколько лепестков каждого цвета? (Спрашиваю детей с низким уровнем, записываю цифры на доске).

-  Посмотрите внимательно на цифры и скажите, какое число мы с вами составили?

- Молодцы, кто сможет повторить из каких чисел состоит число четыре? (ответ одного ребенка с высоким уровнем или четырех с низким)

(Убираю цветы с наборного полотна и ставлю на их место пять белых цветов)  

Физкультминутка

- Посмотрите, какие грустные цветы. Как вы думаете, почему у них такое плохое настроение?

-  Может быть мы сможем поднять им настроение. Чем их можно развеселить?

- Давайте попробуем. Вы разрешите мне самой раскрасить первый цветок?

-Я думаю, что он должен быть самый веселый. Вот такой (наклеиваю 5 разноцветных лепестков).

- Какого цвета лепестки на цветке?

- Сколько всего лепестков? (Отвечает ребенок с низким уровнем)

- По сколько лепестков каждого цвета? (Отвечает ребенок с низким уровнем)

(Педагог записывает на доске цифру 5, под ней 5 единиц)

- Теперь вы предлагайте, как еще можно раскрасить наши цветы?

(Педагог выслушивает ответы детей, выбирает вариант 4 и 1)

- Я вот что хочу вам предложить: лепестки буду раскрашивать я, а вы будете цифрами отмечать, как мы их раскрашиваем. Согласны?

- В таком случае, возьмите полянку с дорожкой из цветов. На вашей полянке нарисована дорожка из цветов, 2 цветка расположены друг против друга. По сколько цветов в каждой дорожке?

-На полянке у вас еще лежат цифры, вот ими вы и будете отмечать как мы раскрашиваем лепестки. Цифры вы будете класть в середину цветка. Первую цифру положите в середину левого цветка, а вторую в середину правого.

- И так начинаем с верхней пары. Какую цифру вы положите в серединку верхнего левого цветка?

(Дети находят цифру и выкладывают)

- Какую цифру положите в середину верхнего правого цветка?

(Пока дети находят и выкладывают цифры, я приклеиваю цветные лепестки, потом проверяю правильность выполнения на местах).

- Подумайте, как еще можно раскрасить лепестки (выбираю вариант 3 и 2)

- Уточним, какие цифры положим слева и справа? (Дети выполняют на местах, педагог приклеивает цветные лепестки у доски, потом проверяет  правильность выполнения задания с детьми)

 (Таким же образом рассматриваются еще варианты 2 и 3, 1 и 4)

- Посмотрите на свои полянки и скажите, какие пары цифр вы «написали»?

- Скажите какое число составляет каждая пара, написанных вами чисел? (Отвечает ребенок с высоким уровнем)

- Раскрашивая лепестки цветов, мы с вами научились составлять число 5 из двух меньших.

- Давайте еще раз повторим, как можно составить число 5 из двух меньших? (спрашиваю детей с низким уровнем)

- Молодцы! Теперь сверху, над дорожкой с цветами поместите цифру 5, чтобы было видно, какие число мы с вами составили из двух меньших чисел.

Физкультминутка

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем -

руки сложили назад.

 

- На острове цветов так красиво, так интересно, даже не хочется с ним расставаться. Дети, а мы может быть, в подарок острову что-нибудь оставим, чтобы не забывал про нас? Согласны?

- Предлагайте, что мы можем подарить острову? (Выслушиваю предложения детей)

- Все ваши подарки очень интересные, они все, наверное, понравились бы обитателям острова. А у меня такое предложение: давайте подарим клумбы с цветами. Вот здесь на столе лежат листы бумаги, они разной формы, на них нарисованы цветы. Вот эти листы и будут нашими клумбами. Вот только цветы на клумбах грустные (показываю), но вы сможете их развеселить, вы это умеете.

- Подойдите и выберите себе по клумбе (дети выбирают и садятся за столы, детей с низким уровнем спрашиваю, какой формы клумбу они выбрали)

- Прежде чем раскрасить цветы, послушайте правило, которое необходимо выполнять во время работы: каждый цветок можно раскрасить только в два цвета, когда будете раскрашивать – решите, сколько лепестков будет раскрашено одним цветом, сколько другим. А чтобы вам было легче это сделать – посмотрите на свою дорожку из цветов, цифры на ней вам подскажут.

(Дети начинают раскрашивать, педагог следит за правильностью выполнения. Детям с низким уровнем оказывается помощь. Детям, которые быстро справляются с заданием предлагается «оживить» клумбу -  дорисовать траву, стебли, листья у цветов).

-  Хорошие у вас получились подарки: красивые и правильные, у всех цветов лепестки раскрашены в два цвета, на раскрашены по – разному (спрашиваю несколько детей как они раскрасили свои цветы).

- А сколько всего лепестков у каждого цветка?

- Вот как по-разному можно составлять число 5 из двух меньших чисел: 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4. (сопровождаю показом на доске)

- Молодцы, дети все постарались, обитатели острова будут рады вашим подаркам.

- А теперь нам пора проститься с островом цветов и отправляться дальше. Занимайте свои места на корабле, устраивайтесь поудобнее, мы отплаваем. Вот мы с вами снова в море. (Звучит шум моря)  

- На нашем пути снова виден остров, остров это очень удивительный, а удивителен он тем, что на нем растут необычные деревья. Посмотрите сюда и расскажите какие деревья растут на острове (показываю блоки Дьенеша с двумя признаками -  величина, цвет)

 Дети называют признаки, которые видят на карточке.

- В обычном лесу таких удивительных деревьев мы не встретим. На необычных деревьях и листья растут необычные. Расскажите, какие листья вы видите на деревьях? (Блоки с тремя признаками – величина, цвет, форма)

- Молодцы, дети, хорошо рассказали про все листья, которые растут на необычных деревьях. Вот какой удивительный лес растет на острове.

- Но нам пора дальше отправляться в путь, давайте попрощаемся с островом и отправимся дальше. И теперь наш путь лежит назад в детский сад. Занимайте свои места, отплываем. Мы снова в море. Посмотрите, сколько вокруг плавает разнообразных рыб. Давайте посчитаем самых крупных.

(Отвечают индивидуально дети с низким уровнем развития)

- Пока мы считали рыб, они начали уплывать от нас. Посмотрите одна уплыла, осталось – девять, еще одна, осталось? (показываю, кто из детей с высоким уровнем продолжит счет в обратном порядке по аналогии с прямым счетом)

- Все рыбы уплыли.

- Дети, как вы считаете, интересное у нас получилось путешествие?

- Молодец, Незнайка, что предложил нам его совершить. Что вам понравилось больше всего?

- А что вам показалось трудным?

- Что было самым интересным?

- Во время путешествия вы показали себя умелыми, знающими, как настоящие  путешественники (поощряю малоактивных детей и детей с низким уровнем развития). за разговором не заметили, как  наш корабль вернулся назад, спускайтесь с корабля, путешествие окончено.

- Да, согласны

- Девять

- Три

- Семь

-На лодку

- Корабль (дети выкладывают парус)

- Да, хотим

-  По три

- На первом цветке все лепестки разные, их по одному каждого цвета

- На втором цветке один лепесток голубой, а два – фиолетовых

- на последнем, третьем цветке два лепестка красных и один желтый (отвечает ребенок с высоким интеллектом)

- Три

- По четыре  

??????

- Четыре

- Потому, что у них все лепестки белые

- Раскрасить им лепестки

- Да

 - желтого, красного, зеленого, синего, фиолетового

-Пять

- По одному: один лепесток – красный, один – желтый, один – зеленый, один – синий и один - фиолетовый.

- Да

- По четыре

- Цифру 4

- Цифру 1

- Слева цифру – 3,

справа цифру -2

- 4 и 1, 3 и 2, 2 и3, 1 и 4.

- Все пары составляют число 5

- 4 и 1, 3 и 2, 2 и3, 1 и 4.

(Дети выполняют действия в соответствие со словами.)

- Согласны

- Пять

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...

Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1.      Закрепить знания ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...

«Космический КВН» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Конспект разработан с учетом интеграции образовательных областей и основных видов детской  деятельности с применением инновационных технологий. В конспекте представлен развернутый план проведения...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с элементами театрализованной деятельности, направленное на закрепление у детей навыков ориентировки...