«Космический КВН» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Кибанова Наталья Георгиевна

Конспект разработан с учетом интеграции образовательных областей и основных видов детской  деятельности с применением инновационных технологий. В конспекте представлен развернутый план проведения итогового мероприятия в рамках тематической недели «Космос» в подготовительной к школе группе, образовательная область «Познание. Формирование элементарных математических представлений», интеграция образовательных областей, перечень видов детской деятельности, наглядный и практический материал. Особое внимание в плане -конспекте уделено регламентированию времени, в соответствии с требованиями САНПИНа и ФГТ. Конспект был разработан для показа НОД  на методическом объединении  в рамках целевой образовательной программы «Организация математического развития детей дошкольного возраста посредством внедрения современных педагогических технологий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 Всероссийский конкурс конспектов непосредственной образовательной деятельности «Воспитатель- профессионал»

Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной к школе группе

Тема: «КОСМИЧЕСКИЙ КВН»


Образовательная область
«Познание. Формирование элементарных математических представлений»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»

МАОУ д\с № 210 «Ладушки» г.о. Тольятти
Кибанова Наталья Георгиевна
 воспитатель высшей категории

2013 г

Тема: «КОСМИЧЕСКИЙ КВН»

Задачи:

Образовательная  закрепить знания, полученные за период занятий в подготовительной к школе группе; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, состав числа из двух меньших, ориентироваться в пространстве, пользоваться условной меркой для измерения расстояния…  

Развивающая    

развивать фантазию, творческое начало;

Воспитательная     

воспитывать интерес к математике, умение действовать сообща в команде, договариваться и согласовывать свои действия.

Методы и приемы:

-Практические
-наглядные
-словесные
-игровые

Оборудование:

  • CD-проигрыватель, CD с записью «Мелодии Космоса», «Роботы и Звездочки», 2 мольберта,
  • «Математические ворота»
  • Карточки с названиями планет – 2 комплекта   («Расставим планеты по порядку»)
  • Пособие  «РАКЕТА» и 2 набора разрезных деталей - Игра «Сложи квадрат» (Никитины)
  • Жетоны (звезды).
  • Листы для выполнения заданий, карандаши
  • Звезды крупные с задачами - загадками
  • Плакат с цифровыми примерами для задания «Проложим маршрут»
  • Игра «Инопланетянин».
  • Раздаточный материал – цифры
  • Маркеры
  • Проектор  для демонстрации видеофильма «Тайны Космоса»

Предварительная работа: 

Поведение занятий познавательного цикла «Детям о космосе», по изобразительной деятельности «Рисуем космос»,

чтение книг и стихов о космосе

рассматривание иллюстраций о космосе

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

  1. Сообщение темы занятия и организация детей – игра с мячом
  2. Деление детей на команды – д/и «Математические ворота» - пройти парами чтобы сумма чисел на карточках  равнялась 10
  3. Разминка - вопросы к командам – за правильный ответ – звездочки – космические загадки О.Емельяновой
  4. «Построим ракету» - д/и «Собери квадрат»
  5. «Расшифруем код» - решение задач 
  6. «Составим маршрут полета» - решение примеров
  7. «Режим дня космонавтов» - работа с часами
  8. Физминутка «Роботы и звездочки»
  9. «Вычислим путь звезды» - работа с условной меркой
  10.  «Инопланетянин» - счет геометрических фигур
  11. «Расставим планеты по прядку их расположения от солнца» - выкладывание названий планет
  12. Подведение итогов

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Роботы и звездочки», игра с мячом «Поймай вопрос – верни ответ», пластические этюды,

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные, народные), творческие игры, конструктивные игры

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций, моделирование задач, решение логических задач

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы

Чтение художественной литературы

Чтение стихов, загадок

Музыкально-художественная

Слушание музыки, выполнение музыкально-ритмических движений

Трудовая

Поручения

В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.

Логика образовательной деятельности

Время

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организует познавательное пространство и  развивающую среду, оформляет группу в соответствии с темой космоса, раскладывает атрибуты и пособия

Проявляют заинтересованность  к предстоящей деятельности, принимают посильное участие в подготовке, задают вопросы, высказывают предположения

Наличие положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность, интереса

1-я
мин

Обращает внимание на большой яркий мяч в виде земного шара, приглашает встать в круг

Встают в круг, эмоционально реагируют на игрушку

2-я
мин

Организует общение с детьми:

- У меня в руках мяч. Какой он по форме?  Какую геометрическую фигуру напоминает?
Круг – это не простая геометрическая фигура, это загадка, ведь все в нашей жизни движется по кругу.  Например, стрелки часовые двигаются по кругу, отмеряя время, смена времен года, дней недели, месяцев и т.д. Даже наша планета Земля – круглая…  

Принимают участие в обсуждении темы, отвечают на вопросы, делятся личным опытом и знаниями

Умение общаться на заданную тему,

3-я
мин

Предлагает поиграть  мячом «Поймай вопрос – верни ответ»:

-Назовите,  какой сегодня день недели, число, месяц.  Какой праздник мы отмечаем в апреле?

Играют, ловят мяч и возвращают педагогу, отвечают на вопросы

Упражнение в ловле мяча, развитие внимания, логического мышления,

4-я
мин

Продолжает общение по теме:
-А вы хотели бы стать космонавтами?
Каким должен быть космонавт? Что должен уметь делать космонавт?
  Обобщает ответы чтением стихотворения «Космонавт»
Он – пример для всех ребят
Его зовут героем.
Гордо носит космонавт
Звание такое.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Показаться и врачу –
Здесь экзамен строгий.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги

Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы, слушают стихотворение

Умение слушать и понимать содержание. Чуствовать ритм стихотворения

5-я мин

Сообщает, что космонавтам очень важно быть хорошими математиками:
-
 Ещё космонавты хорошо знают математику, умеют считать, знают цифры и геометрические фигуры, точно выполняют задания. А вы хорошо знаете математику?

Объясняют зачем нужна космонавту математика

Активизация словаря, умение объяснять, слушать не перебивая

6-я
мин

Предлагает отправиться в космический полет к дальним звездам, объясняет, что для совершения полета необходимо разделиться на 2 экипажа:  -Сейчас проверим, готовы ли вы стать космонавтами, и умеете ли правильно выполнять задания и работать в команде? А для этого нужно взять карточки с цифрами и парами пройти через наши космические ворота, но пройти можно только в том случае, если сумма чисел на ваших карточках будет равна 10.

  Выбирают карточки с цифрами, находят пару, дети проходят через ворота парами и встают в 2 колонны  - так получилось деление на 2 команды, получают 2 конверта с названиями команд – капитаны выбирают конверты. Получилось  2 команды «Ракета» и «Комета».

совершенствование вычислительных навыков, умение сравнивать числа, состав числа из двух меньших, умение действовать сообща в команде, договариваться и согласовывать свои действия.

8-я
мин

Объявляет о начале космических испытаний:
-
Начинаем наш космический КВН. И первое испытание для команд – разминка – « На вопросы отвечаем – звездочки в награду получаем» (вопросы- загадки для детей О. Емельяновой  - Приложение 1)

Отвечают на вопросы, получают жетоны-звездочки

9-я мин

Знакомит с новым заданием:

-Пора отправляться в космическое  путешествие.  В пути Вам придется показать свои знания и умения. Готовы? Ребята, на чем космонавты летают в космос?
- Вот первое задание. Нужно построить свою космическую ракету. Для этого нужно разобрать детали по цвету и собрать свой квадрат.

Отвечают на вопросы, слушают, выполняют задание: игра «Сложи квадрат», каждый участник команды выкладывает свой квадрат на пособии «Ракета» («Строят ракету»), получают жетон - звездочку

Логическое мышление. Классификация элементов квадрата по цвету, умение складывать квадрат из нескольких частей

12-я
мин

- Чтобы ракета могла стартовать –нужно разгадать код старта. Для этого нужно решить задачи-загадки и ответы  ввести в пульт управления полетом./математические загадки – приложение №2/

Совещаются, отгадывают загадки – задачи, капитаны команды ответы  выкладывают на схематическом пульте управления цифрами из математического набора

Логическое мышление. Умение отгадывать загадки, считать в пределах 20

14-я
мин

- Справились с заданием. Начинаем обратный отсчет времени… Старт. Счастливого пути!

-5 секунд – полет нормальный. Нужно проложить маршрут вашего космического путешествия на специальной карте ( решение примеров и соединение их с ответом) А теперь поменяйтесь картами и проверьте правильность выполнения заданий.

Считают в обратном порядке, импровизируют пластический этюд «Старт. Невесомость»
По очереди подходят к мольбертам мелом соединяют примеры с ответами, капитаны команды проверяют правильность выполнения задания, советуются с командой. Получают жетоны-звездочки

Умение считать в обратном порядке, импровизировать, навыки самоконтроля

15-я мин

- В космосе постоянно темно и поэтому, космонавтам нужно хорошо знать время, части суток и дни недели. А вы знаете?. Скажите, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько частей суток? Назовите их. Сколько дней в неделе? Назовите их. Если сегодня четверг, что было вчера? А что будет завтра?

- Озвучивает новое задание на листах- 1 лист на  команду.
-Космонавты завтракают в 6 часов утра. Обведите часы, стрелки на которых показывают ровно 6 часов.
- В 2 часа дня занимаются физическими упражнениями. Обведите часы, стрелки которых показывают ровно 2 часа.
-В 9 вечера космонавты ложатся спать. Нарисуйте стрелки на часах, показывающие ровно 9 часов.

Выполняют задания, меняются листами – для взаимопроверки. Получают жетоны-звездочки

Логическое мышление.  Умение определять время по часам

17-я
мин

-Если посмотреть в иллюминаторы, что можно увидеть в космосе?

 Проводит ФИЗМИНУТКУ «РОБОТЫ И ЗВЕЗДОЧКИ» - включает проектор с видеофильмом и музыкой

Высказывают предположения, спорят.
Выполняют движения в соответствии с характером музыки : мальчики изображают роботов. девочки – звездочки.

Снятие эмоционального напряжения, различение характера музыкального произведения, пластика движений

19-я
мин

-А еще в космосе встречают инопланетян. Вот фотография одного из них. (выставляет картинку человечка из геометрических фигур). Назовите, из каких геометрических фигур он состоит. Сосчитайте их. – /заполнение таблицы /

На каждом мольберте «Фотография» инопланетянина – дети считают количество геометрических фигур, заполняют таблицу с помощью цифр из математического набора, проверяют правильность выполнения у другой команды, Получают жетоны-звездочки

Умение записывать результаты с помощью цифр  из математического набора, работать с таблицей

22-я мин

- Молодцы! Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием?  Нужно вычислить путь звезды – за сколько световых лет она сможет долететь до нашей планеты. Получайте мерки. Что у Вас получилось? Почему разный ответ? (правильно – разные мерки, чем меньше мерка, тем больше ответ) 

На рабочих листах с помощью условной мерки – у каждой команды своя – измеряют путь звезды, объясняют причинно-следственные связи, Получают жетоны-звездочки

Умение измерять линии с помощью условной мерки

25-я мин

Решение проблемной ситуации:

- Внимание! Космический ураган раскидал все планеты и нужно срочно вернуть их на свои места.

Выполняют задание, выкладывают планеты по порядку, называют планеты, Получают жетоны-звездочки

Знание названий планет, их расположения относительно солнца,  интересных фактов

27 мин

Благодарит детей за выполнение всех заданий и предлагает вернуться на Землю:
- Вот и закончилось наше космическое путешествие. Мы справились со всеми заданиями и можем отправляться обратно на Землю.  Давайте посчитаем звезды в каждой команде и определим, чья команда работала лучше и слаженнее.

Считают звезды, определяют победителя (в идеале – побеждает дружба), вспоминают интересные моменты путешествия.

Упражнение в счете, умение оценивать свою работу и работу товарищей, память, активизация словаря

30-я мин

- Обращает внимание на появление в группе новой игры «Сложи созвездие» - Сюрпризный момент – из заработанных нами звездочек можно выложить любое созвездие, а вот и карточки-схемы и карта звездного неба – эта игра  подарок  всем вам за хорошую работу.

Проявляют интерес к новой игре, рассматривают карту звездного неба, пытаются выложить созвездия по предложенным схемам, помогают педагогу в уборке пособий, материалов, наводят порядок на рабочих местах

Умение выполнять трудовые поручения, работать по словесной инструкции

Приложение № 1

Олеся Емельянова

В космосе - Цепочка загадок для детей.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете -

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная …

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …

Звездолет - стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные …

А галлактики летят

Врассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся вселенная!


Приложение № 2

 Космические Задачи - Загадки

  • Восемь космонавтов на ракеты сели

         Восемь космонавтов в космос полетели,

        Один из них устал - От товарищей отстал.

         Поскорей ответ найдите – сколько космонавтов осталось на орбите?

  • Две звезды у Арины, две звезды у Марины,
    Две звезды у Паши, одна – у Наташи.

Сосчитайте поскорей – сколько звезд у детей?

  • В темном небе десять звезд ярко засияли,
    две из них сорвались вниз – мы желанья загадали…
    Теперь слушайте вопрос: сколько же осталось звезд?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группы "Занимательная математика"

В данном матермале представлен конспект  занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Что? Где? Когда?».

закреплять понятия «между», «над», «выше», «ниже», умение    считать в пределах 10(прямой, обратный счёт);упражнять в назывании «чё...

Конспект НОД ФЭМП в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Цифры и числа"...

"Космическое путешествие" - занятие по ФЭМП для подготовительной к школе группе.

Занятие направлено на совершенствования умения сранивать два числа и расставлять знаки (больше, меньше, равно)....

Конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Количество и счет. Счет в пределах 20»

Цели: упражнять в устном счете в пределах 20; закрепить знания об особенностях образования двузначных чисел в пределах 20, формировать навыки устного счета.Задачи:Образовательные:*Закрепить знани...

Конспект занятия ФЭМП в подготовительной к школе группе "Заколдованный ключ"

Конспекта занятия Образовательная область: познавательное развитее (ФЭМП).  Возрастная группа: подготовительная к школе группа.Тема занятия: «Заколдованный ключ».Интегрируемые образов...

конспект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»

Цель. Формирование элементарных математических представлений. Задачи: Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.Формировать умение ориентироваться на огр...