Материалы по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Юношева Ирина Владимировна

Конспект ООД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnoe_zanyatie_yunosheva_i._v.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП

«Как фея Математики заколдовала Осень»

(старшая группа для детей с нарушениями речи (программа Нищевой Н. В.)

Интеграция образовательных областей – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Возрастная группа – старшая для детей с нарушениями речи

Тема: «Как фея Математики заколдовала Осень»

Лексическая тема: «Осень. Деревья осенью. Признаки осени»

Цель:  Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного, тактильного и двигательного анализаторов

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10 и умения отсчитывать предметы из большего количества по заданному образцу и числу.

Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?», навыка сравнения предметов по высоте на глаз, умения ориентироваться в окружающем пространстве (слева, справа).

Совершенствование навыка сравнения множеств, представлений о смене времен года и их очередности, умения узнавать и различать графический образ цифр и форму предметов, соотносить их со знакомыми  геометрическими фигурами.

Активизация словаря по лексической теме.

      Развивающие задачи:

Развитие мыслительной и речевой деятельности;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти, внимания, мышления;

Активизация зрительных функций;

Координация речи с движением

Воспитательные задачи:

Формирование  положительной  установки  на участие в занятии;

Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества в игровой и учебной деятельности.

Предшествующая деятельность: введение в тему (изучение признаков осени, деревьев, особенности строения и окраски их листьев), рассматривание иллюстраций  по теме, разучивание пальчиковой игры и физминутки, знакомство с цифрами от 1 до 10.

 

Материалы и оборудование: экран, проектор, компьютер, колонка, мультимедийная презентация к занятию, раздаточный материал  (счетный материал «Осенние листочки», листья с отверстиями, камешки марблс: зеленого, красного и желтого, оранжевого, карточки с деревьями, коричневого цвета, коробка с карточками, коврограф, журавли на липучках,  аудиозапись «Капель», аудиозапись «Слова Осени»,  мешочек с деревянными муляжами: грибы, ягоды, фрукты, овощи, куклы о теплой одежде и дополнительная одежда к ним, карточки-инструкции  к игре «Чей запас?», деревянные  фигурки овощей, фруктов, грибов и ягод, тарелка, корзина, магнитная доска, коробочка с осенними сухими листьями,   фетровые листья двух цветов (красного и желтого)  по числу детей; дерево из фанеры на подставке.

 

Методы и приемы: беседа, объяснение, рассматривание, демонстрация, анализ.

Организационный момент:

Цель: настроить детей на участие на организованную образовательную деятельность:

  • беседа;
  • Мотивационный настрой: проблемная ситуация «Поможем Осени»

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 Дети играют на ковре

Называют времена года

Отвечают на вопросы

(за теплые дни, разноцветные краски (листочки), на вкусные ягоды и грибы)

Обращают внимание на звук, подходят к экрану

Слушают сообщение

Дети отвечают: Надо Осени помочь, расколдовать ее

Дети отвечают: Надо  скорее выполнить задания из коробки и расколдовать Осень

 Воспитатель подходит к ним, садится и вступает в разговор.

- Ребята, назовите времена года.

(Воспитатель добивается, чтобы времена года назвали в правильном порядке)

-А какое время года самое любимое вами? Почему?

-Какое время года идет сейчас?

За что мы любим Осень?

Действительно, ребята, каждое время года по-своему прекрасно и Осень тоже.

 

Воспитатель обращается к герою:

- Кто Вы?

-Ой, ребята, а что же теперь делать? Как же мы без Осени?

- Дорогая Фея Математики, расколдуй, пожалуйста,  Осень.

-Что же нам делать?

- Давайте попробуем!

 

 

Слайд 1(анимационная картинка фея Математики)

-1 :Ой-е-ей! Любят они! Любят Осень!!!

2: Я - фея Математики! Сегодня я очень обижена. Вот вы с ребятами так любите Осень. А меня никто не любит,…Что вы  только нашли в этой противной Осени, по 5 раз на дню идут дожди. А вот возьму и заколдую ее! Точно! Крибле! Крабле! Бумс! Ха-ха-ха! Вот и нет больше Осени!!!

-3: Ну, уж нет!!!

Расколдовать ее сможет только тот, кто выполнит все задания из волшебной коробки. Вам конечно с этим никогда не справиться! Ха-Ха-ха!  Прощайте!

Основная часть организованной образовательной деятельности:

Методы: беседа, игра, устная инструкция, показ способа действия, оценка

Практическая деятельность детей: работа с  предметами по инструкции,  работа по карточкам, проверка

Способы снижения утомляемости детей:  физминутка, пальчиковая гимнастика

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проговаривают вместе с педагогом и выполняют движения по тексту

Загибают пальчики, на обеих руках одновременно

Собирают пальчики в кулачок

Загибают пальчики

Показывают имитацию букета (ладошки вместе, пальчики растопырены)

Дети отвечают: Клином

Считают хором

Отвечают на вопросы

Дети занимают свои места

Выполняют задания педагога.

Проверка

Дети заполняют отверстия на листьях камешками

Объясняют проблему и способы выхода из ситуации

Отвечают на вопрос

Дети проговаривают вместе с педагогом и выполняют движения

Идут по кругу

Поднимают руки вверх и качают из стороны в сторону

Кружатся

Приседают

Встают и собираются около корзины

Кладут в корзину названные педагогом листья

Дети считают на слух

   

Дети считают, пытаются угадать и достают предмет

Дети делятся на команды

Дети подходят парами к игровому уголку, считают одежду на куклах, одевают недостающую.

Дети выполняют задание, затем проверяют,  все ли с заданием справились, в случае затруднения помогают друг другу

Называют предметы и фигуры, на которые они похожи.

Давайте настроимся на работу, выполним пальчиковую гимнастику.

-Раз, два, три, четыре, пять!

Будем листья собирать!

Листья березы, листья рябины,

Листики клена, листья осины,

Листики дуба мы соберем

Маме букет золотой принесем!

 Педагог достает из коробки картинку с улетающими на юг журавлями - первое задание.

-Как выстроились улетающие журавли?

Сосчитайте, сколько всего журавлей улетает?

(педагог показывает указкой)

-Который  по счету летит вожак?

-Который по счету слева летит самый маленький журавлик?

-Который по счету справа летит белый журавль?

-Сколько всего журавлей летит справа, вслед за вожаком?

-А сколько слева?

Сравните количество журавлей справа и слева. Где больше? Где меньше? На сколько?

Очень хорошо! Молодцы! Вы справились с заданием. О каком осеннем признаке это задание?

Педагог достает из коробки картинку с листочками - второе задание. Приглашает детей за столы.

- Возьмите карточки, рассмотрите деревья.

-Сколько всего деревьев нарисовано?

- Покажите самое высокое дерево?

Которое оно по счету? Которое по счету самое низкое дерево?

Есть ли на картинке одинаковые по высоте деревья? Какие они по счету?

На самом высоком дереве расположите 5 дубовых листочков. На самом низком -3 рябиновых.  На третьем дереве расположите 4 кленовых. На втором дереве 6 березовых.

Все ли справились? Давайте проверим.

Полина, назови какие деревья у тебя получились? У всех так?  Молодцы!

А теперь давайте поиграем с камешками. Заполните листочки камешками по цвету и количеству.

-Ребята, все ли листочки удалось заполнить? Почему не удалось? Сколько не хватило? Что можно сделать?

Молодцы! Мы с вами вспомнили некоторые деревья и как выглядят их осенние листья. А как называется этот осенний признак?

 

Давайте немного отдохнем и поиграем

Педагог собирает детей в круг и раздает им в руки листья

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла,

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

Листья на ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

Ну а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Я березовый листок положу в свой кузовок.

Я рябиновый листок положу в свой кузовок.

Я дубовый листок положу в свой кузовок.

Я кленовый листок положу в свой кузовок.

Педагог достает из коробки картинку - дождь-третье задание. Приглашает детей в музыкальный уголок.

Сейчас я буду включать запись, а вы будете считать, сколько капель упало.

 -Вы отлично считали! Молодцы! Добавим и этот признак осени на доску.

Педагог достает из коробки картинку с мешочком – четвертое задание.

А вот и еще одно задание от феи Математики. Сосчитай на ощупь, сколько в мешочке предметов? Пытаемся угадать, что это и достанем каждый по одному предмету.  Какой это осенний признак? (Сбор урожая)

А теперь давайте разделимся на команды, у кого грибы - первая команда, кто достал ягоды - вторая, фрукты – третья, овощи - четвертая.

 

Педагог достает из коробки  картинку с одеждой - пятое задание.

 Осенью на улице становится холодно и нужно одеваться теплее. Давайте проверим, правильно ли одеты куклы? У каждой куклы на ручке приклеен номер. Он означает, сколько предметов одежды должно быть на кукле. Посчитайте, сколько одето? Если не хватает, добавьте.

Педагог привлекает детей к проверке задания.

Педагог достает из коробки картинку с дуплом и берлогой - шестое задание

Педагог просит детей назвать любое число от 2 до 8. Назвав число, ребенок получает свою карточку-инструкцию.

Следующее задание называется «Чей запас?». Педагог ставит перед детьми большую тарелку с муляжами овощей, ягод, грибов и дает инструкцию: Отсчитайте угощения для своего зверя. Правильно выполнить задание вам поможет карточка.

- Как называем этот признак осени?

-Посмотрите, вот, сколько признаков осени мы с вами вспомните и задания от Феи математики уже закончились (показывает детям пустую коробку), а Осень так и не появилась. А может нам нужно еще вспомнить про геометрические фигуры?  Давайте найдем здесь предметы, похожие на геометрические фигуры.

На коврографе расположен клин журавлей

Убирает коврограф и вывешивает обозначение признака осени на магнитную доску

Вывешивает обозначение признака на магнитную доску

Работа со счетным материалом

Игра с камешками МАРБЛС (проблемная ситуация: камешков хватает не на все листочки)

Педагог вывешивает карточку на магнитную доску

Аудиозапись «Капель»

 

Располагаем картинку с обозначением признака на магнитной доске

Вывешивает карточку с обозначением признака на магнитную доску.

Вывешивает карточку с обозначением признака на магнитную доску.

 

Заключительная часть занятия:

  • Рефлексия.
  • Поощрение за выполненную работу.
  • Мотивация на следующее занятие.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети отвечают: Можем сделать аппликацию

 Прощаются с Осенью

Дети оценивают свою работу, выбирают листочек нужно цвета и размещают на дереве.

 

Ой, ребята, посмотрите вот и Осень. Значит, нам удалось ее расколдовать.

Педагог достает коробку с сухими осенними листьями, дает детям и задает вопрос:

-Как мы можем их использовать?

Отличная идея. А сейчас давайте попрощаемся с Осенью, у нее, наверное, много дел.

Мы тоже с вами сегодня отлично потрудились.

Оцените свою работу на занятии. Выберите красный осенний листок, если вам было интересно и все удалось или желтый, если в ходе занятия у вас возникли затруднения.  Разместите листочки на дереве.  

Занятие  окончено. Всем спасибо!

Педагог незаметно переворачивает картинку и появляется Осень.

Аудиозапись из колонки

-Ребята, спасибо вам, что вы меня расколдовали. Дарю вам за это осенние листочки.  

Педагог убирает с доски картинку с изображением Осени

Дерево самооценки, фетровые листья на липучке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материалов по ФЭМП.

Уважаемыеродители! Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материалов по ФЭМП.   Наведи порядокВсе цифры распо...

Дидактические материалы для работы с детьми 3-4-х лет. Игры по ФЭМП( закрепление понятий "больше и меньше", "высокий и низкий")

Представляю Вашему вниманию 2 игры по фэмп для младших дошкольников с трудностями в обучении...

Материалы по ФЭМП

Материалы по ФЭМП...

Диагностические материалы по ФЭМП

Диагностические материалы по ФЭМП старших дошкольников по программе "От рождения до школы" ФГОС ДО          Наша образовательная организация для формирования ОО...

Материалы по ФЭМП

Математика-царица наук!...