ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
статья по математике (старшая группа) по теме

Власова Ольга Анатольевна

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании математических способностей. Проведенные исследования детей с нарушением зрения показывают, что математические навыки и умения формируются у них значительно сложнее из-за трудностей зрительно-пространственной ориентировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_podhod.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Аннотация: Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании математических способностей. Проведенные исследования детей с нарушением зрения показывают, что математические навыки и умения формируются у них значительно сложнее из-за трудностей зрительно-пространственной ориентировки.

Ключевые слова:  дети с нарушением зрения, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Математическое развитие рассматривается, как составная часть целостного развития ребенка – дошкольника…. Экспериментально установлено, что в умственном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения немаловажное место занимает математическое развитие. В связи с этим Л.И  Плаксиной было проведено специальное исследование, в котором удалось показать наличие определенных трудностей в развитии математических представлений у детей с теми или иными нарушениями зрения, что объясняется неполноценностью получаемой информации. Кроме того, при частичном зрительном поражении дети, как правило, лишь незначительно используют сохранные анализаторы для восполнения недостающей зрительной информации, что затрудняет формирование образов представления и приводит к обедненности зрительных образов восприятия. Основная деятельность дошкольников – игра. Поэтому, знания дети легче и быстрее усваивают в игровой форме.

Планомерное  использование  индивидуального  и дифференцированного  подходов и  продуманной  системы  развивающих математических игр  повышает   эффективность  математического развития старших дошкольников с нарушением зрения. Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом подходе. Особенно это касается детей с нарушением зрения. Диагностика показала, что из-за нарушений зрительных функций дети испытывают затруднения в обследовании объемных предметов, в восприятии цвета, формы, величины и толщины. Анкетирование                  «Математика глазами родителей», проводимое с родителями, показало, что прослеживается пассивность  в вопросах   использования развивающих игр математического содержания  в домашних условиях.                                                                                      Поэтому  напрашивается вывод, что развитие математических представлений у детей с нарушением зрения наиболее эффективно при использовании целенаправленного индивидуального и дифференцированного подходов  посредством  развивающих игр во всех блоках педагогического процесса и в семьях воспитанников.                                                                                        Знание индивидуальных особенностей познавательных возможностей ребенка позволяет наиболее эффективно организовать математическое развитие детей. В связи с этим принято  решение  разработать систему развивающих игр по математическому развитию детей с нарушениями зрения  при   условии осуществления индивидуального  и дифференцированного   подходов.  

Цель: Создание системы работы по осуществлению  индивидуального и дифференцированного подхода к  математическому развитию детей старшего возраста с нарушением зрения  посредством  использования  развивающих игр.                                                                                               Были выделены следующие задачи:        разработать серию развивающих игр, помогающих развитию математических способностей детей, с учетом зрительного диагноза и интеллектуального развития.                                                                                                           Продолжать развивать сохранные анализаторы у детей с нарушением зрения.        Повысить заинтересованность родителей  к математическому развитию детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительную патологию.                                                                                                                

Первый этап работы был направлен на выявление уровня математического развития детей через                                                            совместную деятельность детей  (наблюдения, диагностика, практические задания, индивидуальная работа)                                                           и сотрудничество с родителями.                                                                                    (анкетирование «Математика глазами родителей», просмотр занятий и совместной деятельности с детьми).                                                                                                                    В процессе работы создавались условия для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в математическом развитии старших дошкольников со зрительной патологией.                                                                По окончанию первого этапа были получены данные о качестве имеющихся знаний у детей, о заинтересованности родителей в развитии своих детей. Был подобран для детей раздаточный и демонстрационный  материал по  математике с учетом офтальмологических показаний, разработан  план работы по развитию логического мышления у детей старшего возраста с нарушениями зрения, созданы условия для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в математическом развитии детей старшего возраста с нарушениями зрения.

 На втором этапе продолжалась работа по формированию представлений о математических понятиях, были разработаны конспекты занятий,  перспективный план на год по математическому развитию, демонстрационный и раздаточный материал в соответствии со зрительным диагнозом каждого ребенка. Решались  следующие задачи: 1. Развитие основ логического мышления, самостоятельности, настойчивости в достижении своей цели, творческих способностей, воображения. 2. Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. 3. Привлечение родителей к развитию математических способностей детей с нарушением зрения.   В работе использовались следующие развивающие и дидактические игры по математическому развитию: «Логические блоки Дьенеша», «Сложи квадрат»,  «Танграм»,  «Палочки  Кюизенера» и др. Так же использовали  коррекционно - развивающие  игры, направленные на развитие сохранных анализаторов. Игры на развитие тактильного восприятия: «Угадай, какую цифру напишу на ладошке» (на спине), «Обведи пальчиком и угадай фигуру», «Чудесный мешочек» (геометрические тела и фигуры);                                                                      Игры на развитие слухового восприятия: «Выложи цифру» (количество                                                                     ударов в бубен): предыдущее и последующее число,                                                                                                                     «Угадай загадку и выложи фигуру, о которой в ней говориться». Проводились индивидуальные  и дифференцированные консультации воспитателя для родителей: «Развивающие игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей» и  тематические вечера - развлечения: «Математический КВН», «Умники и умницы».                                              На третьем этапе были проанализированы результаты проведенной работы с детьми, родителями: итоговая диагностика математического развития детей, анкетирование родителей, наблюдения за проявлением индивидуальных способностей каждого ребенка, развивающие математические  игры, открытое итоговое занятие с детьми.

Подводя итоги можно отметить, что  совместная работа семьи и ДОУ по теме: «Индивидуальный и дифференцированный подход к математическому развитию детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» прошла недостаточно успешно из-за невысокого процента заинтересованных родителей этой проблемой (65%). Положительно то, что используя в своей работе индивидуальный и дифференцированный подход к детям, уровень математического развития детей повысился на 85%, исчез низкий уровень. Повысился уровень зрительного восприятия детей на 81%. Дети стали эффективно использовать сохранные анализаторы  (слуховой и тактильно-двигательный), что благоприятно сказалась на результатах социально - бытовой реабилитации детей - инвалидов с нарушением зрения.

Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход в развивающих играх является действенным средством при формировании логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.                                                                                 Литература.                                                                                                                1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 173с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми с нарушением зрения

Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения...

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Реализация дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.Реализ...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями зрения.

Ребёнку с нарушенными зрительными функциями трудно определить форму, величину, пространственное расположение предметов, рассматривать движущиеся объекты. Нарушение бинокулярного и стереоскопического з...