Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми с нарушением зрения
методическая разработка на тему

Батаева Евгения Сергеевна

Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind-dif_podkhod_k_detyam_s_nar.zr_.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе

с детьми с нарушением зрения

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Особенности развития детей с косоглазием и амблиопией…………………………………………………………………..……4
  2. Необходимость применения дифференцированного подхода  в педагогической работе……………………………………………………………6
  3. Осуществление дифференцированного подхода  в педагогической работе с детьми, имеющими нарушение зрения……………………………….9
  1. Взаимосвязь педагогической и медицинской коррекции…………………………………………………………………….......10
  2. Учёт зрительной нагрузки при работе с детьми с нарушением зрения……………………………………………………………………………..14
  1. Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения….16

Заключение………………………………………………………………………18


Введение

Как известно, значительная часть детей с косоглазием и амблиопией требует комплексной медико -педагогической помощи с учетом своеобразия их развития (Л.И. Плаксина, 1998).

Работа детского сада для детей с нарушением зрения направлена на решение задачи системного подхода в лечении и восстановлении детей со зрительной патологией. Лечебно-восстановительная работа направлена на сохранение и поддержание зрительных функций, улучшение зрения у слабовидящих детей.

Воспитание и развитие детей в дошкольных группах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. Для нахождения наиболее эффективных путей коррекционной помощи детям с особенностями развития необходимо знание не только структуры первичного дефекта и вторичных отклонений, но и изучение их индивидуальных особенностей. Знание индивидуальных особенностей познавательных возможностей ребенка позволяет наиболее эффективно организовать коррекционную помощь.

Чрезвычайно важным и актуальным является соблюдение дифференцированного подхода в процессе педагогической работы воспитателя. Основой для реализации дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми, имеющими нарушение зрения, является учёт индивидуальных особенностей познавательного развития детей и состояния их зрительного анализатора.

  1. Особенности развития детей с косоглазием и амблиопией

  Как указывает Л. И. Плаксина, у детей с косоглазием и амблиопией имеются свои специфические особенности в развитии.

Так, отмечается своеобразие монокулярного видения, при котором страдают не только точность, полнота зрительного восприятия, но и наблюдается неспособность глаза выделять часть важнейших пространственных признаков, таких, как точность, местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений, протяженность маршрута и др.

При косоглазии у детей значительно осложнена фиксация движущихся объектов и взаимодействие с ними вызывает в детях чувство неуверенности в себе. При этом их ориентация в пространстве значительно отстает от нормально видящих детей как на уровне предметно-практической деятельности, так и на уровне овладения образами пространства.

Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет и общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей. При этом мы наблюдаем качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира, даже в тех случаях, когда дети с этими объектами находятся практически в постоянном контакте.

Процесс формирования умений строить описательный рассказ сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа зрительных признаков. Трудности соотнесения признака предмета со словом обусловлены недостаточностью знаний детьми признаков реальных объектов и обедненностью словарного запаса. Уровень умения выделять признаки предметов и овладение обобщающими словами у детей с косоглазием и амблиопией по сравнению с нормой значительно отстает, что обуславливает некоторый разрыв между чувственным опытом и словесными действиями детей.

Значительный отрыв от нормально видящих наблюдается у детей с косоглазием и амблиопией при овладении действиями с предметом, ручными умениями, навыками самообслуживания, адаптации к окружающей действительности. Эти трудности возникают у детей с косоглазием и амблиопией в овладении предметно-практическими действиями, когда необходим точный зрительный контроль, основанный на процессах фиксации, локализации, прослеживании конкретных действий, выделении таких их сторон, как сопряженное действие двух рук, руки и глаза, орудия труда и действие рук, то есть там, где необходимо наличие бинокулярного зрения, которое при косоглазии и амблиопии нарушено.

Сниженный зрительный контроль не обеспечивает точности движений с предметами на основе сочетания зрительного и осязательного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией. Двигательные акты, в которых качество зависит от бинокулярности зрения, детям трудно даются. Это метание в цель, прыжки, бег в рассыпную, сопряженное координированное действие рук и ног, может формироваться только в условиях коррекционно-компенсаторного обучения.

Невосприимчивость одним глазом ряда пространственных признаков (глубины, объемности, протяженности, удаленности и точности местоположения объекта) предопределяет необходимость разработки специальных занятий по формированию у детей с косоглазием и амблиопией коррекционно-компенсаторного способа ориентации за счет активного включения сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти.

Значительные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в самоизоляции, неучастии детей в различных видах деятельности, обусловлены не только зрительным дефектом, но и влиянием лечебного процесса. Импульсивность и лишенное активности взаимодействие с окружающими людьми приводит к парализации их волевых усилий, пассивности и подавленности, к снижению интереса и желания вступать в контакт с окружающим миром.

Все приведенные данные говорят о необходимости учёта особенностей развития детей данной категории и состояния их зрительного анализатора при организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с нарушением зрения. Как показывает практика, достижению эффективности в работе способствует соблюдение дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения детей с нарушением зрения.


  1. Необходимость применения дифференцированного подхода 

в педагогической работе

В Российской педагогической энциклопедии дифференцированный подход обозначается как «…целенаправленное воздействие на группу учащихся, которые существуют в сообществе детей как структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным или личностным качествам учащихся, при которых учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности».

Содержание и формы дифференцированного подхода к воспитанию, развитию и обучению детей с особенностями развития (в данном случае – детей с нарушением зрения) определяет психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение закономерностей и особенностей их развития, что является основой рационального построения лечебно-оздоровительных мероприятий и корригирующего учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

        Фронтальная форма организации занятий с детьми предполагает совместную, коллективную деятельность. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических, возрастных особенностях развития детей. Необходимо знать общие особенности мышления, внимания, памяти, воли, чувств, речи и других свойств того или иного контингента детей, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что воспитанники в состоянии понять и усвоить содержание занятия.

        Однако ребёнок помимо общих, имеет индивидуальные свойства, он мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личностными особенностями характера, темперамента, ума, с особенностями зрения. Психофизические причины аномального развития ещё более углубляют индивидуальные особенности личности. Как показывает практический опыт, несколько детей одной группы имеют сходные нарушения зрения. В связи с этим дифференциация воспитания и обучения приобретает особую важность.

Дифференцированный подход в обучении и воспитании – это педагогический принцип организации обучения, реализуемый через разделение воспитанников на различные группы с характерными для них общими типологическими особенностями.

При осуществлении педагогической работы подбор приёмов и методов коррекционного воздействия с каждой из этих групп различный. Состав подгрупп формируется с учётом схожести медицинского диагноза, остроты зрения, а также психофизических особенностей. Дифференцированный подход состоит в том, что для каждой подгруппы детей определяется особый темп обучения, разный методический инструментарий, что основано на специфических особенностях детей, и благодаря чему дети получают возможность развития на уровне своих возможностей, что при фронтальном подходе не достигается.

Целью дифференцированного подхода является достижение лучшего результата в воспитании и обучении воспитанников всех подгрупп.

Дифференцированный подход направлен на создание благоприятных условий коррекции, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности зрения, состояние высшей нервной деятельности, мелкой моторики, а также темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности определённых умений, знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

Дифференцированный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития детей данной подгруппы путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств.

Принцип дифференцированного подхода позволяет максимально задействовать в образовательном процессе детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются малоэффективными. Благодаря дифференцированному подходу становится возможным развитие детей с нарушениями зрения через доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

Дифференцированный подход — это система воспитательных воздействий, методических приемов, учитывающая особенности развития и состояние детей со сходными особенностями развития в данный момент в данных условиях. Дифференцированный подход направлен на преодоление возникающих у детей затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств его личности.

Дифференцированный подход можно осуществить при том условии, если педагог знает детей, их особенности развития и возможности, состояние имеющейся патологии, положительные стороны, склонности, интересы, переживания, взаимоотношения с детским коллективом, а также с семьей, причины возникновения конфликтных состояний и пр. Дифференцированный подход требует и знания коллектива в целом.

При соблюдении последовательности в обучении детей с нарушениями зрения и учёте возможностей каждого ребёнка, т. е. «зоны ближайшего развития», необходимо принимать во внимание характеристику темпа усвоения нового материала и способность к переключаемости с одного вида деятельности на другой, уровень способности к переносу способов работы и другие особенности (например, замедленный темп усвоения определённых умений у дошкольников с низкой остротой зрения, сниженную работоспособность у детей определённой группы). Это позволяет сделать значительный шаг вперёд в преодолении имеющихся нарушений у детей данной категории.

Дифференцированный подход — это средство, с помощью которого стимулируется развитие ребёнка, внушается уверенность в силах, вызывается у него интерес к учению, повышается активность в работе, обеспечивается ее успех, облегчается выполнение ребёнком требований педагога и с помощью этого закрепляются необходимые для него навыки.

При организации и проведении коррекционно-развивающих мероприятий важно учитывать индивидуальный темп работы детей определённой подгруппы, особенности состояния их зрительных возможностей, их познавательной деятельности, памяти, моторики и т. д.

Дифференцированный подход — воздействие не эпизодическое, а повседневное, последовательное, длительное.

Последовательное воздействие дифференцированного подхода неотделимо от других условий, средств воспитания.

        Организация дифференцированных форм коррекции при организации педагогической работы позволяет учитывать особенности нарушений каждого конкретного ребёнка в подгруппе, способствует оказанию непрерывной психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения изучаемого материала. При такой форме работы учитываются все тонкости и глубокое своеобразие нарушенных функций, уровень индивидуальных достижений и возможности как всех детей в подгруппе, так и каждого конкретного ребёнка.

Таким образом, применение дифференцированного подхода требует от педагога внимания, осторожности в выборе приемов воспитания, педагогической гибкости и творческой мысли. В то же время применение дифференцированного подхода может быть успешным только в том случае, если обеспечивается правильная система воспитания.


  1. Осуществление дифференцированного подхода  в педагогической работе с детьми, имеющими нарушение зрения

Дифференцированный подход, осуществляемый в работе с детьми с нарушением зрения, является одним из решающих условий коррекционной работы по преодолению имеющихся нарушений развития. Формируя состав подгрупп и осуществляя педагогическую работу с данной категорией детей, следует стремиться заранее предусмотреть возможные затруднения у воспитанников и на основе дифференцированного подхода облегчить их преодоление (например, предлагать задания посильного для выполнения уровня сложности и т.п.).

Б.К. Тупоногов, Е.Н. Подколзина, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина указывают, что выбор методов и приемов, подбор пособий должны осуществляться дифференцированно с учетом возраста детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентации в пространстве, а также с учетом индивидуальных зрительных, осязательных, познавательных возможностей детей, состоянием их здоровья. Согласно Л.И. Плаксиной, реализация принципа дифференцированного подхода к детям с нарушением зрения осуществляется в зависимости от состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных литературных и наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения.

Подгруппы детей формируются с учётом имеющегося нарушения зрения – различной степени выраженности и глубины зрительного дефекта, а также с учётом отличительных особенностей, черт, свойственных  познавательной, личностной, двигательной сферы, физического развития, информационно-коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения.

Практическое взаимодействие с детьми позволяет выделить различные группы детей по уровню развития познавательных возможностей и состояния зрения. Так, первую подгруппу составляют дети, которые обладают относительной самостоятельностью при выполнении работы, и острота зрения которых близка к единице (0,9 – 1,0). Ко второй подгруппе относятся дети, которым необходима организующая корригирующая помощь в процессе различных видов деятельности, и острота зрения которых составляет 0,3–0,8. В третью подгруппу включаются дети, испытывающие стойкие трудности в самостоятельной деятельности и требующие оказания направляющей помощи педагога, с остротой зрения 0,01–0,3.

В работе воспитателя дифференцированный подход в ходе воспитания и обучения детей с косоглазием и амблиопией отражается во взаимосвязи медицинской и педагогической коррекции, а также в процессе учёта зрительной нагрузки детей с нарушением зрения.


  1. Взаимосвязь медицинской и педагогической коррекции

Практика подтверждает, что лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе.

Л.А. Григорян и др. разработаны идеи использования общеобразовательных занятий, игровой деятельности и деятельности детей в быту в интересах повышения лечебного эффекта.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебным восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции. Направленное обучение и воспитание строится на основе пропедевтических курсов, предусматривающих формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением и формирование компенсаторных форм ориентации за счет развития сохранных анализаторов, речи и мышления.

В нашей работе мы используем методические рекомендации Л.А. Григорян, Б.К. Тупоногова, Жирохова и др., которые являются основой для реализации дифференцированного подхода в педагогической работе.

Задания детям предлагаются с учётом этапа лечения (плеоптический, ортоптический, диплоптика) и медицинского диагноза. Педагог, учитывая состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, подбирает задания детям на занятиях с учётом дифференциации (по периоду лечения, наличия окклюзии, с учётом медицинского диагноза).

По рекомендации врача-офтальмолога, в зависимости от периода восстановительного лечения, педагог проводит с детьми различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций.

Знание зрительных возможностей детей способствует целенаправленному влиянию педагогов на развитие зрения, создание условий в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.


Примерный перечень игровых упражнений и заданий детям с нарушением зрения

 в зависимости от периода восстановительного лечения

Период лечения

Предлагаемые игры и упражнения

Период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения

(включает в себя окклюзию)

С детьми проводятся занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д. Для усиления стимуляции применяются игрушки со световым и цветовым эффектом, привлекающими детей своей занимательностью (при этом глаз упражняется в выделении цветовой насыщенности, с тем, чтобы усилить цветоразличительные способности зрения).

При рисовании и   для    обводки    используются   трафареты,    контурные изображения. Предлагаются задания на рассматривание, обводку картинок через освещенный экран.

Задания на упражнения амблиопичного глаза на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений, пространственного положения предметов.

Упражнения на сличение, узнавание предметов по их основным признакам.

Используются дидактические игры: «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое» (что заставляет детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания).

Нанизывание бус, шаров, плетение используется с игровым компонентом: «Кто скорее нанизает шары», «Наряди куклу в бусы» и др.

Задания на воспроизведение  изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета (эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации).

Обучение чтению детьми плоских и объемных изображений осуществляется с помощью зрения и подключением осязательного восприятия (дети анализируют рисунок, сравнивают изображения, выделяют сходные и отличительные признаки).

Шнуровка (вносится в одежду кукол и на др. предметах).

Игры-лабиринты (например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии; дети прослеживают по линиям, и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питается это животное).

Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения лечения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонарем: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажегся», «Сколько лампочек горит на панели?», «Проследи за огоньками» (с какого цвета началось включение и каким закончилось). На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?» и т.д.

На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяется формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети затем смогли отобразить в своих рисунках. Психофизические методы восстановления зрения (светостимуляция, представление изображений на световом табло и др.) сочетаются с психолого-педагогическими методиками.

В этот период лечения используется рассматривание цветных слайдов и диафильмов (изображения предметов, животных, птиц, сюжетных картинок из сказок и т.д.) При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках.

Детям предлагается игра «Кто с какой игрушкой играет» (Даются вырезанные фигурки детей в движении (прыжки, бег, ходьба и др.) и предметы, с которыми эти дети совершают определенные действия (девочка со скакалкой, с мячиком, мальчик едет на самокате, играет с юлой, едет на лошадке и др.). Детям нужно рассмотреть, а затем определить, для какого движения характерна данная поза, найти игрушку, с которой играет ребенок).

В задании «Выложи такой же рисунок» (на фланелеграфе) дается образец рисунка в нескольких планах (1-3 плана). Дети должны на фланелеграфе воспроизвести из вырезанных изображений рисунок.

Дидактическая игра «Нанизай на каждый шнурок шарик соответствующего цвета». Даются шнурки разного цвета и цветные шары. Дети нанизывают каждый цветной шар на шнурки соответствующего цвета

Период  ортоптического лечения

Например, при исправлении косоглазия на ортоптическом приборе «Синаптофор», детей предварительно знакомят с изображениями, которые предъявляются на нем.

Проводятся игры и упражнения типа: «Подбери пару» (дети должны подобрать два изображения, например, животных в разных позах и рассказать, чем эти изображения отличаются), «Наложите одно изображение на другое» (на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих нарисованных изображений. Дети должны наложить их на нарисованные изображения),

«Соедини два изображения в одно», «Подбери к контурному изображению силуэт».

В упражнениях на обучение детей чтению графических изображений предлагается заполнить контурное изображение сюжетной картинки цветным, вырезанным по контуру изображением (картинкой).

В период выработки стереоскопического зрения используются настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Бильярд», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Попади в обруч», "Колпачки" «Прокати шар в ворота», а также игры с различными конструкторами, мозаиками. При игре упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять разные по величине предметы, выделять расстояние между предметами и объектами.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвижущие функции  "Позвони в колокольчик", "Попади шариком в цель", "Кто скорее соберет определенное количество палочек соответственного цвета", "Последи за движением шажка, ленты".

Подвижные игры, включающие элементы поиска, содержат в себе большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, удаленности, протяженности пространства.

Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие, способствуют активизации и формированию стереоскопического видения.


  1. Учёт зрительной нагрузки

при работе с детьми с нарушением зрения

Л.А. Григорян разработаны рекомендации к организации зрительных нагрузок в детском саду для детей с косоглазием и амблиопией.

Разработанная Л.А. Григорян система зрительных нагрузок направлена на повышение остроты зрения, используется также и для зрительной гимнастики, включающей упражнения по укреплению мышечного аппарата глаза и снятия зрительного утомления, позволяет учитывать рекомендации офтальмо-гигиенического характера по отбору дидактического материала на занятиях с детьми.

В ходе занятий и игр происходит повышение общей функциональной активности и различительной чувствительности зрительной системы, идет формирование бинокулярной фиксации, упражняются глазодвигательные функции.

Стимуляция цветоразличения, стереоскопичности видения в условиях изменения насыщенности и интенсивности и размера стимула дает хорошие результаты в повышении возможностей зрительных функций.

В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения различна:

- при дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка, и применяются пособия и материалы более мелкого размера;

- при близорукости не допускается зрительная перегрузка, и пособия, и материалы делаются более крупного размера.

Например, если на занятиях по математике формируются понятия величин «широкое-узкое», «длинное-короткое», можно предложить детям в зависимости от величины объекта (машина, гусеница, ослик) нарисовать дорожки соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с этим заданием, предлагается выбрать из набора лент ленты разной ширины и соответствующего размера. В таких заданиях активно упражняется зрение. А это способствует лечебно-оздоровительному процессу.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного   восприятия детей с нарушением зрения имеют  различные   наглядные   пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичны и понятны детям, по цвету – яркими, контрастными, насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать четким, ясным и конкретным словесным пояснением, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и целенаправленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

В нашей работе дифференцированный подход к детям с нарушением зрения отражается также и при учёте зрительной нагрузки, которая определяется врачом-офтальмологом в соответствии с состоянием зрения каждого ребёнка.

Предлагаемые игровые материалы и задания детям с нарушением зрения при учёте зрительной нагрузки

Острота зрения

Зрительная нагрузка

Учёт зрительной нагрузки при использовании наглядного материала

0,01 – 0,3

I

Рисуночный материал выполнен толстым стержнем – маркером

Крупные предметы и изображения

Минимальный размер наглядных объектов не менее 3 мм

0,3 – 0,5

II

Рисуночный материал выполнен толстым стержнем – толстым фломастером

Крупные предметы и изображения

0,6 – 0,8

III

Рисуночный материал выполнен средним стержнем – тонким фломастером

Предметы и изображения среднего размера

Размеры раздаточного материала 20х30

0,9 – 1,0

IV

Рисуночный материал выполнен тонким стержнем –  простым карандашом

Мелкие предметы и изображения (не менее 2 см)

Размеры раздаточного материала 10х10

Из вышеизложенного следует, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются детям в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии, предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, так как у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Им трудно работать с очень мелким материалом. Например, нанизывание бисера представляет для детей дошкольного возраста большую сложность.

Пособия и материалы, предлагаемые детям должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка.

Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку. При этом учитываются разрешающие возможности зрения, требования восстановительного лечения.

          Таким образом, система зрительных нагрузок одновременно отвечает и педагогическим, и лечебно-офтальмологическим требованиям, а также является основой для реализации дифференцированного подхода к детям с косоглазием и амблиопией.

При разработке содержания общеразвивающих и коррекционных занятий большое внимание уделяется коррекции и активизации зрения. А во всех видах деятельности предусматривается учёт зрительных нагрузок, дифференцированный подход к проведению отдельных занятий с детьми сообразно этапам восстановительного лечения зрения и общего состояния здоровья.

Учёт индивидуальных особенностей детей создаёт возможность эффективно вводить ребёнка  в дифференцированные группы, а заранее продуманная организация и планирование различных видов деятельности способствуют преодолению отклонений в развитии познавательных возможностей детей с нарушением зрения.

  1. Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками,

имеющими нарушение зрения

Для организации дифференцированного подхода необходимо всестороннее педагогическое и медицинское исследование ребёнка, что позволяет рационально определить и использовать формы и методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

При разработке содержания общеразвивающих и коррекционных занятий большое внимание уделяется коррекции и активизации зрения. Дифференцированный подход основан на проведении занятий с детьми сообразно этапам восстановительного лечения зрения и общего состояния здоровья. При этом во всех видах деятельности предусматривается учёт зрительных нагрузок. Построение педагогической работы по системе зрительных нагрузок одновременно отвечает и педагогическим, и лечебно-офтальмологическим требованиям, является основой для реализации дифференцированного подхода к детям с косоглазием и амблиопией.

Учёт индивидуальных особенностей детей создаёт возможность эффективно вводить ребёнка  в дифференцированные группы, а заранее продуманная организация и планирование различных видов деятельности способствуют преодолению отклонений в развитии познавательных возможностей детей с нарушением зрения.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей с косоглазием и амблиопией опирается на принципы коррекционной работы – учёт состояния зрения детей, особенностям психофизического развития; принцип единства деятельности педагога и ребёнка, что помогает строить образовательный процесс с учётом интересов, склонностей и возможностей каждого воспитанника.

Эффективность процесса коррекции и компенсации зрительного дефекта у детей с косоглазием и амблиопией возрастает, если на практике реализуется принцип объединения детей в группы на основе их индивидуальных особенностей и состояния зрения.

Объединение детей в группы по принципу дифференциации происходит с учетом конкретной задачи на данном занятии, что соотносится с учетом возможностей каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально.

Созданная модель дифференцированного подходав позволяет оптимально решить проблему преодоления отклонений в развитии детей с косоглазием и амблиопией. Практический опыт работы позволяет констатировать эффективность разработанной модели дифференцированного подхода к детям с учетом состояния зрения, общего здоровья и психофизических возможностей. К концу учебного года дошкольники повышают уровень своих познавательных возможностей, становятся более самостоятельными и успешными во всех видах детской деятельности.

Таким образом, разработанная модель организации коррекционно-педагогической и лечебно- восстановительной работы на основе дифференцированного подхода позволяет наиболее эффективно решать проблему комплексной педагогической и медицинской помощи детям данной категории.

Заключение

Обучение и воспитание в группах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление целенаправленного лечения зрения и развитие зрительного восприятия на коррекционных занятиях с учетом рекомендаций врача-офтальмолога. Проведение таких занятий в сочетании со всей работой по использованию слабого зрения в воспитательном процессе имеет большое значение для реабилитации и социальной адаптации детей дошкольного возраста.

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками с нарушением зрения, организованная на принципе дифференцированного подхода, проводится с учетом особенностей зрительных возможностей каждой категории детей, а также с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей каждого ребенка. Организованная таким образом педагогическая деятельность помогает достигнуть хороших результатов в процессе компенсации зрительной недостаточности, повышает успешность ориентировки в окружающем предметном мире, способствует формированию у дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести специальных способов предметно-практической деятельности и социально-адаптивного поведения.

Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми с нарушением зрения позволяет максимально способствовать восстановлению зрения и подготовки детей к обучению в школе.

Resource id #1280

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения.

Данный материал раскрывает взаимосвязь между коррекционной работой и лечением детей с нарушением зрения на лечебно-диагностической аппаратуре.Так же предложенна система работы на разных этапах  л...

Сообщение на педсовете "Взаимодействие воспитателей со специалистами в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения"

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения  возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер.  ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании ма...

Инновационный подход учителя-дефектолога к образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения по развитию речи в соответствии с ФГОС

Инновационный подход учителя-дефектологак образовательному процессу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения  по развитию речив соответствии с ФГОС. Развитие речи у детей с ...

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шением зрения прежде всего состоит в организации ком­пенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожно­го, вибрационного и др.Компенс...