Конспект занятия (НОД) в старшей группе по познавательному развитию в форме квест-игры. Тема «Спасение жителей леса».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Мельниченко Елена Сергеевна

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно- исследовательская.

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности, обобщить и систематизировать знания детей. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка»

Конспект занятия (НОД) в старшей группе по познавательному развитию в форме квест-игры.

Тема «Спасение жителей леса».

Мельниченко Елена Сергеевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

С. Батама, 2017 г.

Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно- исследовательская.

Лексическая тема:

Вид занятия:

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности, обобщить и систематизировать знания детей. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.

Задачи:

Образовательные: закрепить знание цифр от 1 до 10; упражнять в  количественном счете в прямом и обратном порядке;

- закреплять представления о геометрических фигурах;

упражнять в оперировании блоками Дьенеша – нахождении геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине;

Закрепить знания о днях недели;

закрепить знания пространственных отношений: слева, справа; умение ориентироваться в пространстве

воспитательные:  

-воспитывать интерес к математике;

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю;

- воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;

Воспитывать у детей наблюдательность.

Развивающие: - развивать умение различать геометрические фигуры и классифицировать их по признакам;

 - развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание; конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение;

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

- развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно

- развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

- развивать инициативу и самостоятельность через свободный выбор материалов;

Планируемый результат: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено;

Считают в прямом и обратном порядке;

Имеют представления о геометрических фигурах;

Оперируют  блоками Дьенеша – находят  геометрические фигуры по символам: форме, цвету, величине, толщине;

знают дни недели;

умеют ориентироваться в пространстве;

проявляют интерес к математике;

дети проявляют отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; чувство взаимопомощи, взаимоконтроля;

умеют наблюдать;

различают  геометрические фигуры и классифицируют их по признакам;

дети взаимодействуют  друг с другом;

понимают поставленную задачу и выполняют  её самостоятельно;

высказывают и обосновывают свои суждения;

самостоятельно выбирают изобразительные средства.

Подготовительная работа:

чтение литературы о лесе и весне, игры с логическими блоками Дьенеша,  выполнение заданий на развитие пространственной ориентации, закрепление количественного счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, упражнения на закрепление временных отношений, дидактические игры с геометрическими фигурами.

Оборудование:

 колокольчик, конверт с письмом, план- карта, иллюстрации с изображением локаций (горы, лужи, ледяные камни, избушка бабы Яги), картинка «Ворона», цифры от 1 до 10, блоки Дьенеша, 2 обруча, символы-свойства фигур, 4 ключика и 4 замка из картона, сундучок, набор геометрических фигур из картона разной формы, цвета и размера, контуры зверей для практической части., изобразительные средства на выбор- акварель, кисти, баночки с водой, резаные нитки, клей, крупы (манная, гречневая).

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки,  технических средств.

Ход занятия:

Вводная часть

Организационный момент.

(воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим гостям хорошее настроение  ( дети с ладошек сдувают хорошее настроение гостям)

Воспитатель: ребята, идя сегодня в детский сад, я  поняла, что, наконец - то наступила весна. Давайте посмотрим в окно. Как вы думаете, по каким признакам я поняла, что наступила весна?

(актуализация)

Ой, посмотрите, что это? (на подоконнике дети находят конверт)

 Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,

Может, луч весенний

Что щекочет нам лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, это кот, как мышку,

На оконце заманил?

На письме написано: «Детям старшей группы «Лесовичок».

Посмотрите, странный конверт какой-то, кому - написано, а от кого не написано. Как вы думаете, кто мог бы его прислать? (дети рассуждают с воспитателем)

Воспитатель: Откроем конверт и тогда узнаем, кто его прислал.

Читают письмо:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лесовичок. Мне срочно нужна ваша помощь. Баба Яга заколдовала моих друзей – лесных жителей, и спрятала в сказочном лесу в сундук под пять замков. А про меня-то она забыла. Помогите мне, пожалуйста, найти моих друзей и расколдовать их, мне без них очень скучно. Я знаю, как найти сундук с пятью замками, чтобы спасти зверей. Вам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ. Если наберёте четыре ключа, то сможете открыть все четыре замка и расколдуете зверей. Вот моя карта. Я в вас верю, вы очень сообразительные и справитесь с заданиями. Ваш друг, Лесовичок…».

- Ну и  что же нам делать? (ответы детей)

- Но, чтобы добраться до сундука, нам нужно пройти полосу препятствий по карте Лесовичка, т.е. выполнить несколько заданий и получить за правильное их выполнение ключи. Вы готовы? (да…)

Основная часть

 Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Лесовичку. Я предлагаю поиграть вам в игру. Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)

- Солнце светит днём. А луна….(ночью)

- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)

- Какой сегодня день недели? (пятница)

- Какой день недели был вчера? (четверг)

- Как называется первый рабочий день? (Понедельник)

- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

- Молодцы, теперь я уверена, что мы с вами готовы преодолевать препятствия…. Для начала наденем на себя снаряжение- рюкзаки и кепки.

Давайте рассмотрим карту.

Какие же препятствия нам встретятся?

Правильно –

Отправляемся в путь….

Наш путь не близок: идти будем лугом, полем, через густой лес. (Обычная ходьба в кругу друг за другом).

Вот мы с вами на природе. Давайте посмотрим вокруг в бинокль - какая здесь красота. (Повороты головы влево и вправо).

А какой свежий воздух. Нужно подышать (Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов).

Вот дорога идёт через  лужи с коркой льда. (Ходьба попеременно: то на носках, то на пятках).

Мы почти добрались до леса, но на нашем пути выросли огромные кусты. Нам нужно через них перепрыгнуть и мы окажемся в лесу. Вот мы и в лесу.

Основная часть:

- Давайте посмотрим на карту, куда ведет стрелочка? (прямо, большим лужам  - 1) 

- Правильно….

Задание №2 «Закидай лужи камнями» (2обруча)

- Перед нами две больших глубоких лужи (2 обруча и вокруг них – блоки Дьенеша). Чтобы нам через них пройти, не замочив ноги, мы должны засыпать их камнями. Будьте внимательны, в каждое озеро нужно бросать только те камни, которые соответствуют символам. Все пространства должны быть заполнены.

В один обруч положить все синие фигуры, а в другой – все толстые.

Дети выполняют самостоятельно.

- Проверяем. Какие фигуры оказались в пересечении 2-х обручей? Почему?

Вот мы и получили первый ключ. Можно идти дальше.

- Что же у нас дальше по карте? (стрелочка ведет влево, к высоким горам – 2)

- Правильно….

- Правильно, перед нами –высокие горы..

 Как же нам их преодолеть? (Ответы детей-на воздушном шаре, самолете, вертолете и т д)

А на ковре-самолете вы летали? Тогда  полетим на ковре-самолете.

Задание №1 «Почини ковер-самолет» (вставь  недостающую фигуру)

- Ковер-самолет лететь не может, т.к. он неисправный, его нужно починить.

Ой,  ковриков то у нас 4, а нас 8. Хватит ли всем ковриков?  Что же нам делать? (работа в парах)

Надо, чтобы все клеточки были заполнены фигурами. Догадайтесь, какой фигуры не хватает в каждом ряду. Будьте внимательны.

Как вы думаете, каких фигур не хватает? Почему?

Дети определяют и накладывают те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра, отвечая на вопросы: Какая у тебя фигура? И какого она цвета?( у меня круг синего цвета…..)

Молодцы! Все коврики починили и можно перелететь через горы.

Стойте, ребята! (загадочно) второй ключ охраняет большая черная птица. Какая? (ворона). Давайте замрём на месте, чтобы она нас не заметила, и только глазами будем следить, куда полетит ворона. (проводится гимнастика для глаз) воспитатель комментирует: птица полетела вверх, вниз, вправо, влево)

Воспитатель: Всё, улетела. Вот мы и получили второй ключ. Можно идти дальше.

Что же нас ждет дальше? (стрелочка ведет вверх– 3)

Воспитатель:.Снова препятствие. Дорога завалена ледяными камнями . Чтобы нам пройти дальше нужно разобрать камни, выложите числовой ряд от 1 до 10 слева на права. Возьмите по камешку с цифрой и найдите ей место в ряду.

Воспитатель: Молодцы, вот мы и очистили дорогу от камней. И получаем третий ключ.

Физминутка «Лес»

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки!
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем –
Крылья сложили назад.

Сколько ключей мы нашли?(3)

Сколько ключей осталось найти?

Давайте посмотрим на карту. Куда ведет стрелочка? (налево прямо к избушке-4)

а чья это избушка? Правильно  мы уже у дома Бабы Яги.

Как вы думаете, где находиться последний четвертый ключ?

Правильно , Баба Яга его, наверное, спрятала в своей избушке. Давайте посмотрим.

Задание №4 «угадай, где ключ» 

Баба Яга спрятала его вот здесь (лист картона, на нем – несколько блоков). Вы должны отгадать, под какой фигурой находится ключ. Задаете мне вопросы, называя свойства фигур. Например, ключ находится под большой фигурой; под синей и т.д. А я отвечаю на ваши вопросы.

- Ну вот, нашли четвертый  ключ.

Итак, сколько у нас ключей? (четыре).

А где же сундук с заколдованными зверями? Давайте его поищем. (дети находят сундук в избушке)

Все препятствия преодолели и заветный сундук получили.

(дети по желанию открывают каждый замок. В сундуке шаблоны контурных зверей)

Молодцы, вот мы и открыли сундук. А сейчас нам предстоит самое главное – мы должны расколдовать зверей.

Как вы думаете, как их расколдовать?

А чтобы у нас получилось их расколдовать,  давайте проведем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

«Лесные звери»

Этот пальчик – белочка,

Рыженькая девочка.

Этот пальчик – зайчик,

Зайчик – попрыгайчик

Этот вот – лисичка,

Хитрая сестричка.

Этот – мишенька - медведь,

Перед вами разные изобразительные  материалы. Какие? (акварель, клей, резаные нитки, крупы) Выберите те, чем вы хотите расколдовать свое животное.

(Дети самостоятельно работают)

А на следующем занятии мы с вами расселим их в лесу.

Заключительная часть

Рефлексия (дети садятся на стульчики)

Наши испытания и приключения закончились.

Вопросы: Каким самым трудным было испытание? Почему? А какие испытания легко прошли? Какими мы будем, если будем справляться с трудностями? Каким был ты сегодня? Что не  получилось у тебя? А что получилось хорошо? (Ответы детей)

Звонок телефона. Звонит Лесовичек и сообщает , что оставил детям медали на третьем окне по счету от окна.

Награждение детей медалями «За отзывчивость и доброту».

Итог занятия.

- Понравилось вам занятие?

- Как вы думаете, все справились с заданиями?

- Кому что-то показалось трудным?

- Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «познавательное развитие» в форме квест-игры «Путешествие по сказке». (5-6 лет)

Цель: продолжать формировать элементарные математические представления в совместной игровой деятельности.Задачи приоритетной образовательной области:Познавательное развитие- учить сравнивать рядом сто...

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»...

Конспект занятия с детьми разновозрастной группы по познавательно-исследовательской деятельности (окружающему миру) на тему: «В зимнем лесу»

Конспект с детьми разновозрастной группы по познавательно-исследовательской деятельности (окружающему миру) на тему: «В зимнем лесу»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с детьми ТНР в форме квест-игры «В поиске сокровищ»

Занятие с детьми в форме квест игры. Дети ищут сокровища с помощью кинезиологических упражнений, игр, сказок и тд....

Конспект занятия с детьми старшей группы по познавательному развитию «Петропавловская крепость».

Цель: Знакомство с первой постройкой города - Петропавловской крепостью....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: Квест – игра «Путешествие в страну здорового и вкусного питания»

Цель: формировать у детей представление о правильном питании, как основе здорового образа жизни.         Задачи:...