Опыт работы "Развитие математических способностей с помощью игры".
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зайцева Светлана Альфредовна

Математика - великая и точная наука. В век высоких скоростей эта наука особенно важна и актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx69.37 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»

Воспитатель: Зайцева С.А.    МБДОУ №10 «Звездочка»           город Тейково.

                           

 Пояснительная записка

                                                   

                                                     «Игра - это искра, зажигающая огонёк

                                                         пытливости и любознательности»

                                                                          В.А.Сухомлинский.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.  Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей.

Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна. В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинаю закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

                 

 Условие возникновения, становления опыта

На протяжении трех лет я углубленно работаю над проблемой компетентностно - ориентированного образования и использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений, так как важное значение для меня имеет подготовить детей к успешному обучению в школе, формирование познавательной деятельности, математических компетенций у детей дошкольного возраста. Работая в данный момент в старшей группе, я обратила внимание на то, что у детей недостаточные знания по разделу формирование элементарных математических представлений. Математика представляет собой сложную науку и плохие знания по данному разделу программы могут вызывать определенные трудности во время школьного обучения. Закрепление знаний по формированию математических представлений в дошкольном возрасте происходит через игры. Но дети старшей группы мало используют игры математического содержания в самостоятельной деятельности. Я и поставила себе целью – научить использовать игры с математическим содержанием в совместной деятельности. Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать соотношение цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентироваться в направлениях пространства. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольников.

Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Дети творцы настоящего и будущего. Они создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности обстоятельств, пространства, времени. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение в целом.

План опыта работы:

 1.Изучить специальную литературу по теме.

2.Разработать и внедрить перспективный план использования игр с математическим содержанием.

4.Поставить задачи для реализации плана.

5.Составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.

6.Изготовить дидактические игры по разделам математики.

 7.Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив математический уголок.

 8.Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

9.Определить эффективность перспективного плана по использованию дидактических игр с математическим содержанием в работе с детьми.                

                            Технология описания опыта

Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин: Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения; Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться"); Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей. Работая в детском саду, я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Работу над этой темой я начала с детьми со средней группы и продолжаю в старшей группе. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. 7 Как педагога меня это очень насторожило, и я решила провести диагностику с помощью которой смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарных математических представлений». Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Использование игровых форм обучения по формированию элементарных математических представлений.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений организую на занятиях 1 раз в неделю. Занятия состоит из нескольких частей, объединенных одной темой. Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего года увеличивается постепенно. В структуру каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или " пальчиковая гимнастика ", упражнения для глаз или упражнение на релаксацию. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности с целью закрепления у математических знаний.

Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Познакомлю вас с теми играми, в которые мы с детьми любим играть.

Игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. " Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитиюпространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Также на закрепление знаний о геометрических фигурах предлагаю следующие игры:

• «Геометрическая мозаика» (Составь картинку).

• «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.

• «Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.

• «Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.

• «Составь из частей» и назови сколько треугольников.

• «Волшебные картинки» - создание образов на основе схематического изображения геометрических фигур

• Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности(Дорисуй и назови предмет).

• «Назови геометрические фигуры и сколько их?».

• «Собери бусы из геометрических фигур» - закрепление цифр и геометрических фигур + соотнесение цифры с геометрической фигурой.

• «Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур. Может использоваться как обследование в начале года.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата)Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.

Не надо забывать и о том, что важное место при развитии математических способностей играют пальчиковые игры и физкультминутки:

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.

Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления. Отгадывая задачи математического содержания – дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например:

1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).

2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).

3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).

Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.

Использую в своей работе:

• Физкультминутки математического содержания.

• Задачи в стихах.

• Считалки.

• Скороговорки.

• Пословицы математического характера.

• Игры с пальчиками.

В индивидуальной работе с детьми использую рабочие тетради. Ведь именно в самостоятельной деятельности ребёнок сам:

• воспринимает игровую задачу,

• выбирает пути и способы достижения результата,

• высказывается по поводу игровых действий,

• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной цели,

• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.

Использую в работе с детьми различные виды игр:

1. словесные игры с использованием мяча:

• «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…., платье длинное, а юбка…., шорты короткие, а брюки….)

• «высокий – низкий»«широкий – узкий» (дерево высокое, а куст…., стул низкий, а шкаф…., дверь узкая, а окно…., и т. д.)

• «толстый – тонкий»«большой – маленький».

2. Игра на различие временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)

«Назови пропущенное слово»

Утром пришёл в д/с, а ушёл….,

Завтракаем утром,а обедаем,

В д/с спим днём, а дома спим….,

Светло бывает….,а темно…. ,

Луна видна, а солнце….,

Небо голубым бывает…., а звёзды блестят….,

Днём бывает…., а ночью…. ,

Ночью видна, а днём….,

Ночью небо…., а днём….

Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.

3. Игры на различие предлогов (на, под, в, за):

«Где птичка?»«Угадай, куда положили?»

4. Игры на пространственную ориентацию

«Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку)

«Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)

5. Игры на ориентировку на листе бумаги

«Где мячик?»«Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)

Проводя каждую игру я ставлю перед собой помимо математических и речевые задачи:

• по развитию связной речи,

• обогащению словаря,

• развитию грамматического строя речи,

• по звуковой культуре речи.

Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям предлагаю работу по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания. Так же родителям было предложено анкетирование«В какие игры играют ваши дети», проведены консультации: ««Математика для малышей»», «Математика в повседневной жизни», беседы с родителями«Влияние игры на математическое развитие ребенка».

Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, математические способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством игровых форм

Цель: выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

 Критерии оценки:

1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

 2. Умение играть в группе по 3 – 4 человека.

 3. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности.

 4. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.

 В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей в процессе использования развивающих игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:

https://arhivurokov.ru/intolimp/html/2018/03/23/i_5ab5524e57967/php10o5n1_RAZVITIE-MATEMATICHESKIH-SPOSOBNOSTEJ-POSREDSTVOM-INTELLEKTUALNYH-IGR_9.png

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/094b/000525e2-9d7e0732/hello_html_m438a5396.png

в 2015 – 2016 году дети показали следующие результаты: из 24 общего количества детей высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16 % средний уровень развития показали 14 воспитанников, что составило 60 % низкий уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 24 % -

в 2016– 2017 году воспитанники показали следующие результаты: - из 24 общего количества детей - высокий уровень развития показали 7 воспитанников, что составило 28 % - средний уровень развития показали 13 воспитанников, что составило 56 % - низкий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16 % -

 в 2017 – 2018 воспитанники показали следующие результаты: - из 24 общего количества детей - высокий уровень развития показали 5 воспитанников, что составило 20 % - средний уровень развития показали 19 воспитанников, что составило 80 % - низкий уровень развития

 Вывод: Проведённая диагностика показала, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

                  Заключение

 Опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило математический кругозор дошкольников, математическое развитие, повысило качество математической подготовленности к школе, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, 20 вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности. Обучая маленьких детей с использованием игровых форм, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки. В ходе исследования мною была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться. Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей математических способностей с помощью палочек Кюизенера».

Презентация познакомит с особенностями использования палочек Кюизенера с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...

Формирование математических способностей с помощью развивающих игр

Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать...

Методический материал на тему:"Развитие математических способностей с помощью дидактических игр".

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

«Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора»

Возможно совершенствовать математические способности и познавательную активность дошкольников через Лего – конструирование....

Мастер-класс «Развитие пространственных представлений и математических способностей с помощью Тико –моделирования».

Предназначен для педагогов ДОУ. Знакомство с технологией ТИКО при формирование у детей математических предтсавлений....

картотека игр на развитие математических способностей с помощью Лего конструктора

КАРТОТЕКА ИГР ПОМАТЕМАТИКЕС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕГО КОНСТРУКТОРА...