Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».
учебно-методический материал по математике на тему

Калягина Елена Сергеевна

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из эффективных  игровых технологий являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kyuizener.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Пчёлка»» города Асино Томской области

Мастер-класс на тему:

«Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».

Выполнила: воспитатель Калягина Е.С.

2018 г.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Одним из эффективных  игровых технологий являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию. 

Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек-призм 10 различных цветов и длиной от 1 до 10 см.  В состав комплекта входят:

Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью». В «семейство красных» входят  числа кратные двум. Палочки 3, 6, 9 образуют  «синюю семью».  «Семейство синих» состоит из чисел, кратных трем.
Числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета.    «Семейство  желтых» составляют  числа 5 и 10. Кубик белого цвета –    это единица, целое число, укладывается  по длине любой палочки. Число 7 обозначено  черным цветом.

Задачи

  • Развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.
  • Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование).
  • Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение.  
  • Развитие у детей логико-математических представлений : о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
  • Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
  • Формирование интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
  • Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерения, простейшие вычисления.
  • Развитие активности и инициативности детей.
  • Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ,  отрицание, сравнение, обобщение, классификация).

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам        (цвету, размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. В результате дети осваивают состав комплекта, цвета соотношения.

На  втором этапе  палочки уже выступают как пособие для «маленьких математиков».

И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Идет освоение отношений по длине, высоте.

Третий этап -  развитие количественных представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет, состав числа из единиц и двух меньших чисел.

Закрепляют свойства геометрических фигур.

Осваивают пространственные отношения.

Четвертый этап -  

  • Математические действия (сложение, вычитание).
  • Знакомство с образованием чисел в пределах 10.
  •  Развитие умения различать количественный и порядковый счет.
  •  Закрепление представлений о составе числа из единиц и из других меньших чисел.
  •  Закрепление умения делить целое на равные части; умение измерять с помощью условной мерки.
  •  Закрепление названий геометрических фигур.
  •  Формирование представлений о пространственных отношениях.

Занятия с  «палочками Кюизенера» вызывают у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, освоению способов познания, и повышает уровень развития познавательных способностей.

С помощью этой универсальной технологии реализуется метод моделирования, который является одним из перспективных методов реализации познавательных способностей, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Пособия с упражнениями:

  • «Кростики» (альбом со схемами) для детей 4-5 лет.
  • «На златом крыльце сидели» для подготовки детишек к школе.
  • «Волшебные дорожки» для самых маленьких деток 2-3 года.
  • «Дом с колокольчиком» для деток 4-5 лет.
  • «Веселые цветные числа» (игровые развивающие математические ситуации для детей 3-4 лет)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

Мастер – класс для педагогов и родителей «Логико-математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»

quot;Логико - математические игры и упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников"...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предме...