Мастер-класс «Вариативное использование логико –математических игр с блоками Дьеныша и палочками Кюизенера»
методическая разработка по математике

Евсеева Наталья Михайловна

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи,

это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариативное использование логико – математических игр с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера Подготовила Евсеева Н.М .

Слайд 2

Палочки Кюизенера просты и понятны

Слайд 3

Обучение дошкольников с помощью цветных палочек Кюизенера делится на несколько блоков: 1.«Найди и покажи» 2. «Что какого цвета?» Игра «Покажи цифру» Подвижная игра «Найди цифру» (обручи) 3. «Высокий - низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий». У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д. 4.Развитие у детей количественных представлений. 5. «Считаем ступеньки» (состав числа).

Слайд 4

Логические блоки Дьенеша

Слайд 8

«Магазин» Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение рассуждать, аргументировать свой выбор.

Слайд 9

Подвижная игра «Кошки – мышки» Дети-мыши выбирают фигуру, встают в хоровод. Посередине хоровода главный герой, кот Васька Мыши водят хоровод, на лежанке дремлет кот. Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот, и разгонит хоровод. На последнем слове "хоровод" кот быстро поднимает один из знаков-символов (или фигуру?) и поворачивается вокруг, чтобы все "мышки" его увидели. Его жетон - информация для мышей, каких именно "мышек" он собирается ловить. Другим мышкам он не страшен, они могут веселиться и дразнить кота дальше. Одна из пойманных "мышек" становится котом и игра продолжается.

Слайд 10

Таким образом, повысить процесс развития формирования элементарных математических представлений у детей с использованием дидактических игр и игровых приемов, которые существенно облегчат изучение математической науки.



Предварительный просмотр:

Вариативное использование логико – математических игр  

с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Отечественным психологом Л.С. Выготским и венгерским психологом математиком З. Дьенешем были разработаны множества-блоки, используемые для иллюстрации разных математических понятий.

Однако Палочки Кюизенер использовал при обучении арифметике и обнаружил, что метод оказался весьма действенным.

Методика Кюизенера стала популярной позже – благодаря преподавателю Готеньо, который стал использовать цветные палочки на уроках математики и на курсах русского языка. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые ещё называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными линеечками» - представляют собой замечательный, цветной, волшебный мир. Они являются многофункциональным пособием, методика проведения универсальна, потому она может быть использована как отдельно, так и в сочетании с другими методиками, дополняя их. Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними дети воспринимают как игру, которая через моторику руки у ребенка формирует математические понятия. Так же они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка:

развивают мелкую моторику пальцев,

пространственное и зрительное восприятие,

развивают речь,

приучают к порядку.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:

формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),

цветом (красные, желтые, синие),

размером (большие и маленькие),

толщиной (толстые и тонкие).

 В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют. Сам Дьенеш мечтал приблизить математику детям: научить их решать логические задачи на разбиение по свойствам.

В настоящее время в магазинах возможно приобрести различные варианты игры с блоками Дьенеша.

Желательно для игр с дошкольниками покупать такие наборы, в которые кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами свойств: 

(цвет, форма, величина, толщина) и

символами отрицаний этих свойств. 

В набор также может входить комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша

(толщина, величина, форма, цвет) и

символы отрицания этих же свойств.

Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям (Приложение 1). Повысить результативность занятий позволяет использование дидактических игр и игровых приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...

Конспект комплексного занятия по логико-математическому развитию на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» для детей средней группы (4-5 лет)

Конспект занятия по познавательному развитию. На основе примерной образовательной программы дошкольного образования "Детство"....

Консультация для педагогов "Вариативное использование логико-математических игр: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"

Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления,но и способствовали развитию логического мышления и пр...