«Дидактическая игра со светом на развитие зрительного восприятия для воспитанников 5-7 лет с нарушением зрения»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Слепова Елена Владимировна

Методический материал представляет собой подбор дидактических игр со светом для детей с ОВЗ (нарушение зрения).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили: в оспитатели МДОУ «Детский сад №45» Былинкина Светлана Анатольевна Слепова Елена Владимировна «Дидактическая игра со светом на развитие зрительного восприятия для воспитанников 5-7 лет с нарушением зрения» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 45» Энгельсского муниципального района Саратовской области 2022 г.

Слайд 2

Конкурсный материал VI муниципального заочно-дистанционного конкурса методических разработок «Игровые технологии в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ» А ннотация: методический материал представляет собой подбор дидактических игр со светом для детей с ОВЗ (нарушение зрения). Данная разработка может быть использована в работе воспитателями и специалистами дошкольных образовательных учреждений, в коррекционных группах, как совместная деятельность педагога с детьми в рамках реализации коррекционных задач по развитию зрительного восприятия.

Слайд 3

Актуальность С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями зрения, речи, и педагогам, работающим в дошкольных учреждениях, всё сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными, дидактическими играми мы используем в образовательном процессе инновационные коррекционные разработки, составленные на принципах игровых технологий. Одной из таких игр являются «Игры с фонариком».

Слайд 4

Компетентность Мы, как воспитатели группы компенсирующей направленности, ежедневно сталкиваемся со зрительными проблемами наших воспитанников. Поэтому мы изготовили и успешно внедряем дидактическую игру «Игры с фонариком», которая помогает детям с нарушением зрения восполнить зрительное восприятие, расширить рамки детского воображения через манипуляции со светом и тенью от фонариков и закрепить знания о контуре и силуэте предметов. Инновационность В основу игры взят теневой театр, который дополнен новым дидактическим содержанием. Это не только просмотр силуэтного изображения, но и соотнесение его с реальным предметом, анализ, сравнение, классификация, счет и т.д.

Слайд 5

Цель Повышение качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ (нарушение зрения) через использование игр с фонариком. Формирование целостного образа, предполагающего слияние двух изображений в процессе восприятия силуэтного и реального (цветного изображения). Узнавать предмет в разных модальностях. Задачи Формировать знания детей о предметном, растительном и животном мире. Расширять сферу зрительного опыта. Добиваться быстрого, безошибочного опознания единичных контурных и зашумленных изображений. Развивать познавательную активность детей. Расширять словарный запас воспитанников.

Слайд 6

Подготовительный этап Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира. Основным средством управления развитием зрительного восприятия ребенка с нарушениями зрения является обучение его способам видения. В процессе обучения педагог использует все общедидактические методы: наглядный, практический, словесный, игровой. Остановимся на игровом методе, представленном в дидактической игре « Игры с фонариком». Условия, необходимые при проведении игр с фонариком. Организационные условия: - Соответствующая освещенность помещения. - Удобное размещение детей за столами. - Соответствующая длительность зрительных нагрузок. - Организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения. - Все этапы обследования предмета строятся с учетом состояния и уровня развития практических навыков и умений детей, развития мелкой моторики, мышления, речи. Чем ниже острота зрения, тем больше времени потребуется для рассматривания. Требования к наглядному материалу Предметы и объекты располагать на уровне глаз детей и на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Индивидуальный иллюстративный материал: игрушки, картинки, рисунки и другие предметы — дети рассматривают на расстоянии не менее 30—35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев ). Необходимо четко выделять контуры предмета, детали на рисунке или сюжетном изображении, позы персонажей .

Слайд 7

При подготовке к проведению Игр с фонариками можно выделить несколько этапов обучения зрительному обследованию. 1 этап – прямое обучение Для того, чтобы привлечь зрительное внимание детей, предмет или его изображение показывают как бы изолированно на цветном (контрастном) фоне. Прием «Демонстрация объекта восприятия с целью ознакомления с предметом» Воспитатель называет предмет и обводит указкой его контур, нацеливая движением взор детей именно на этот предмет, помогая воспринимать обобщённый образ предмета, Прием «Последовательное обведение контура объекта восприятия с целью тренировки как целостного восприятия объекта, так и выделения его характерных частей» 2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному зрительному действию). Воспитатель/педагог называет предмет, а ребёнок показывает. На этом этапе появляется возможность проверить уровень зрительного внимания ребёнка, возможность исправить ошибку, уточнить зрительное действие. 3 этап – самостоятельное зрительное обследование ребёнком предмета или его изображения. Ребёнок сам называет предмет и сам обводит его по контуру указкой, сам называет детали и сам их показывает. Обучение на первых трёх этапах лучше проводить на одном и том же предмете или на одной и той же иллюстрации. 4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты. Чем больше объектов накапливается в зрительном опыте ребёнка, тем меньше прямого обучения. Необходимость в первом, обучающем этапе, постепенно сходит на нет. 5 этап - итог всей предыдущей работы , т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся зрительный образ.

Слайд 8

Методы и приемы обучения зрительному обследованию Подготовительные упражнения, связанные с силуэтным и контурным изображением . Рассмотрим варианты заданий для формирования навыков зрительного обследования, основанных на принципах постепенного усложнения, являющиеся подготовительным этапом Игр с фонариком: Игра «Найди, где это спрятано» (ребенок отыскивает спрятанную игрушку по картинке-образцу). Все это приводит к тому, что дети начинают понимать нарисованное (рисунок, картинка) изображение реального предмета . Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков. Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске — на 2 треугольника больше. Обвести или показать второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке. В разных местах экрана найти и обвести по внешнему или внутреннему контуру игрушки, геометрические фигуры, силуэты овощей, фруктов, соединить дорожками по заданию педагога. «Кто скорее обведет по контуру» «Кто больше найдет предметов круглой формы.» «У кого правильнее, более похоже» Локализация, группировка по цвету, оттенку, форме, величине. «Наложи цветное изображение на контурное». «Геометрическая мозаика» Узнавание по силуэту, контуру. «Подбери к изображению игрушку» Составление из частей, геометрических фигур, счётных палочек. Упражнения на различение и сравнение объектов с их изображениями, анализ особенностей строения предметов и построение изображения. «Подбери к дереву лист» «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке» «Составь целый предмет, целое изображение» «Найди сходство и различие» «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения» «Найди другую половину изображения, предмета». Упражнения на зрительный анализ и синтез. «Что изменилось?» (нахождение изменений в ряду предметов) «Что пропало?», «Четвертое лишнее» «Найди ошибку ».

Слайд 9

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство ! Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто и что сегодня появится за ширмой?

Слайд 10

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство, рождающееся у них в руках . (смотреть видео)

Слайд 11

Игры с фонариком можно использовать : на групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях для реализации всех 5-ти образовательных областей: - При изучении лексического материала ; - При работе над грамматическими категориями; - При знакомстве с окружающим миром; - При решении задач математического характера; - В физическом развитии воспитанников (когда ребенок по схеме- подсказке, высветившейся на экране, может воспроизвести движение, позу, симетировать спортивное движение); - При решении множества задач художественной направленности( обвести контур, скопировать контур декоративной игрушки, освоить технику рисования сложного предмета на подготовительном этапе к занятию и многое другое) Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома. .

Слайд 12

Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком»

Слайд 13

Результат использования таких игр : • повышение эмоционального, психологического, благополучия; • улучшение запоминания нового материала; • наличие потребностей в овладении новыми знаниями .

Слайд 14

. А теперь начинаем экспериментировать с фонариком на примере игр по ФЭМП. 1 шаг. Заготавливаем карточки с цифрами или предметные картинки (фрукты, овощи, геометрические фигуры). Силуэты баночек, домиков. Приобретаем фонарики.

Слайд 15

2 шаг. Готовим карточки для игры.

Слайд 16

. Предлагаем вашему вниманию варианты игр с фонариками. Игра «Угадай цифру» (или «Какая цифра спряталась в домике») Ход игры : Загадывается загадка о цифре. Ребёнок должен угадать, а затем проверяет правильность своего ответа при помощи фонарика. Подносится фонарик с обратной стороны, высвечивается цифра, которая «спряталась».

Слайд 17

Для самопроверки можно предложить ребёнку найти такую же цифру на числовом веере.

Слайд 18

Затем можно предложить ребёнку составить из счётных палочек цифру, которая «спряталась».

Слайд 19

Игра «Сосчитай и назови». Ребёнок подсвечивает фонариком силуэты банки, в которой «спрятались» (фрукты, овощи). Считает их и находит соответствующую цифру.

Слайд 20

Использование игр с фонариком позволило нам мотивировать детей на совместную игру на занятиях и в свободной деятельности, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность данного дидактического материала дает возможность использовать его в продуктивной и игровой деятельности, тем самым развивать и обогащать знания детей. Игры с фонариком можно использовать на тематических днях недели. Перспективой работы над данной темой видим: поиск и разработку новых игр по всем образовательным областям , привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома. Вывод .

Слайд 21

Литература: Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загрибаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки : Театральные игры-занятия с детьми . - СПб., 2000. – стр. 1-40. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – стр. 45-112. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» –М 2007 Григорьева Л. П. Особенности зрительного опознания изображений у слабовидящих школьников // Дефектология. 1984, №2. Григорьева Л. П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения. – М., 1990. Игнатова А. С. Илларионова С. Н. «Теневой театр своими руками» - М 1995 . Лыкова И. А.. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М. , 1999 . Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М.: Адель, 1998. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. – М., 1991. – 44 с. Ремезова Л.А. «Ознакомление дошкольников с нарушением зрения с предметным и природным миром». Самара, изд-во СГПУ, 2008 г. Сайт #занятия Коняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа : https://vk.com/club152635295 ( дата обращения : 24.08.2018) . https://www.youtube.com/watch?v=6_HJ4ntA0mg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

«Дидактическая игра со светом на развитие зрительного восприятия для воспитанников 5-7 лет с нарушением зрения»

Методический материал представляет собой подбор дидактических игр со светом для детей с ОВЗ (нарушение зрения)....

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...