Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Жаркова Ирина Викторовна

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Тема: Подружимся с цветами (красный, синий, желтый).

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета.

Задачи: 1) Закрепить в речи детей названия красного, синего и желтого цветов.        

              2) Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого цветов.

              3) Воспитывать внимательность при выполнении заданий.

Материал: изображения лимона, помидора, сливы; картинка с изображением предметов разных цветов; кубики красного, синего и желтого цветов; дидактическая игра «Что лишнее?»

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

- Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами будем знакомиться с 3 цветами. А какие это цвета, вы попробуете угадать, глядя на эти картинки (показываются изображения лимона, помидора, сливы). Что нарисовано на картинках? Какого цвета лимон (помидор, слива)? Что еще имеет красный цвет (желтый, синий)?

2. Основная часть.

- Ребята, чтобы подружиться с этими цветами, нам нужно хорошо их запомнить и уметь различать, тогда они будут с нами играть. Я держу кубики красного, синего и желтого цветов. Такие же кубики лежат на столе перед вами. Я буду показывать вам какой-то кубик из тех, которые держу, а вы из своих кубиков выбирайте такого же цвета и поднимайте вверх руку с кубиком, чтобы я видела, кто ошибся, а кто выбрал верно.

- Очень хорошо. У вас на столе я оставила по 1 кубику каждого цвета. Сейчас вы по очереди будете подходить ко мне, а я скажу какого цвета кубик взять и куда его отнести. Будьте очень внимательны (возьми синий кубик и положи к красному; возьми желтый и отнеси к желтому; и т.д.).

- Зрительная гимнастика.

- Посмотрите на эту картинку. Здесь нарисованы предметы разного цвета. Выберем из них сначала только красного цвета. Для этого рядом с каждым красным рисунком поставим точку карандашом. Теперь выберем то, что нарисовано зеленым и поставим рядом черточку. Рядом с изображениями желтого цвета поставим крестик. Посмотрим на картинку и проверим, все ли верно.

- Молодцы, все сделали правильно и теперь поиграем в игру «Что лишнее?» (среди синих предметов 1желтый; все предметы красного цвета, но 1 из них красным никогда не должен быть; и т.д.).

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Итак, ребята, с какими же цветами мы сегодня подружились? Вам понравилось? Спасибо, занятие окончено.

Тема: Продолжаем знакомство с цветом (оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый).

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета.

Задачи: 1) Закрепить знания оранжевого, зеленого, голубого и фиолетового цветов.

             2) Развивать цветовосприятие фиолетового, зеленого, голубого и оранжевого цветов.

             3) Воспитывать наблюдательность и внимательность на занятии.

Материал: воздушные шары 4 цветов – оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый; картонные кружки данных цветов; разноцветные рыбки; лист с прорезями 4 используемых цветов и соответствующие по цвету цветочки.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

        - Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем сегодня знакомство с цветами. Вспомните, какие цвета мы учили на прошлом занятии.

2. Основная часть.

       - Посмотрите на эти воздушные шары. Знаете ли вы, каких они цветов? Каждый из вас получит по 1 шарику, если дойдет до меня, называя на каждый свой шаг предмет того же цвета, что и шарик.

      - Молодцы, все получили свой шарик. Пока отложим их в сторонку и посмотрим на картинку и лежащие перед вами цветные круги тех же цветов, что и воздушные шарики. Кто назовет мне эти цвета? Хорошо, эти цвета вы запомнили. Но сможете ли вы найти их на данной картинке? Эти круги очень хитрые и спрятались от вас. Попробуем их найти (оранжевый – в солнце; зеленый – в листве дерева; голубой – в небе; фиолетовый – в цветке).

-Зрительная гимнастика.

       - Как хорошо вы умеете искать, молодцы. Но посмотрите, кто это зовет на помощь? Это разноцветные рыбки потеряли своих деток и просят помочь. Ребята, соберите маленьких рыбок вокруг каждой большой рыбы, правильно подбирая их по цвету.

      - Вы спасли рыбок, они говорят вам за это большое спасибо. Воздушные шары очень довольны и хотят с вами всегда дружить. Но есть еще цветочки, которым тоже нужно помочь. Каждый цветочек должен стоять в прорези того же цвета, что и он сам. Попробуем это сделать.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

       - Ребята, вы сегодня были очень активны, справились со всеми заданиями. Что вам больше всего понравилось на занятии? Возьмите каждый свой воздушный шарик, с ним можно дружить и играть. Спасибо, занятие окончено.

 Тема: Радуга.

Цель: Развивать зрительное восприятие цвета.

Задачи: 1) Познакомить детей с порядком расположения цветовых тонов в спектре.

              2) Развивать внимание, память, мышление с опорой на представление о цвете.

              3) Воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять все его задания.

Материал: цветные дуги, квадратики разных цветов, предметы различных цветов.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия сегодня – радуга. Кто из вас видел радугу и знает что это такое? А знаете ли вы из каких цветов состоит радуга? В каком порядке расположены в ней цвета?

2. Основная часть.

-Перед вами цветные квадратики. Давайте назовем все цвета, которые здесь присутствуют. А теперь я раздам вам каждому по несколько квадратиков и буду называть цвета, а вы будете выкладывать их в ряд по порядку. Молодцы, а теперь посмотрим внимательно на этот ряд. Вот в таком же порядке эти цвета расположены в радуге. Давайте назовем эти цвета и постараемся запомнить порядок их расположения.

-Хорошо, а теперь выполним такое задание. Сначала правильно соединим разрезанные половинки каждой дуги радуги и выложим их на столе в нужном порядке. Назовем цвета.

-А теперь немного отдохнем (зрительная гимнастика).

-Сейчас мы с вами попробуем сделать свою радугу. Для этого по трафарету нарисуйте дугу и раскрасьте ее, выбрав карандаш определенного цвета. Сложите из своих рисунков радугу. Назовите цвета.

-Молодцы, сделали такую красивую радугу. А теперь поиграем в игру «Что изменилось?». Я разложила перед вами предметы семи цветов по порядку их расположения в радуге. Сейчас вы закроете глаза, а потом попробуете отгадать, что изменилось в расположении предметов.

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

-Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось?

        

Тема: Цветное лото.

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета.

Задачи: 1) Закреплять знания детей эталонов цвета.

              2) Развивать способность соотносить предметы по цвету, опираясь на зрительные возможности.

              3) Воспитывать самостоятельность в действиях.

Материал: карточки с предметами различных цветов; разноцветный кубик; корзинки основных цветов; запутанный рисунок; цветные геометрические фигуры.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Организация детей.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем играть с цветами в интересные игры.

2. Основная часть.

        - Посмотрите на этот кубик. Он состоит из разных цветов. Давайте назовем эти цвета. Перед вами выложены карточки с предметами различных цветов, эти же цвета есть на карточках, которые я раздала вам. Вы будете по очереди бросать кубик, а после этого класть свою карточку с предметом того цвета, который выпал на кубике, к предмету подходящего цвета на столе. Все цвета при этом нужно называть.

       - А теперь разложим овощи и фрукты в цветные корзины, сочетая их по цвету. Каждый берет себе по корзине, а я буду смотреть, кто справится быстрее.

- Зрительная гимнастика.

       - Ребята, посмотрите на этот рисунок. Все предметы здесь наложены друг на друга и из-за этого рисунок получился запутанным. Попробуем разобраться, где что лежит. Кто найдет какой-либо предмет, проводит по нему карандашом, показывает остальным, и называет цвет этого предмета.

- Молодцы, ребята, распутали загадочный рисунок. А сейчас мы попробуем сложить геометрические фигуры различных цветов, которые вы держите в руках, в порядке расположения этих цветов в радуге. Итак, фигуру какого цвета мы должны положить сначала? и т.д.

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

- Молодцы, ребята, выполнили все задания. Вам понравилось сегодня играть с разными цветами? Давайте вспомним во что мы с ними играли.

     

       Тема: В гостях у Красной Шапочки.

Цель: Развивать зрительное восприятие цвета.

Задачи: 1) Учить сравнивать предметы по цвету.

              2) Развивать слуховое восприятие во взаимодействии со зрительным цветовосприятием.

              3) Воспитывать внимательность и наблюдательность.

Материал: изображение Красной Шапочки, «лабиринт», фломастеры, рисунок с похожими домиками, парные картинки с цветными кружками, цветные рисунки.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это за сказочный герой, с которым мы сегодня будем играть? (показывается изображение Красной Шапочки)

2. Основная часть.

           -Вы помните сказку про Красную Шапочку? Давайте поможем ей правильно пройти по дорожке к домику бабушки. Для этого сначала пальчиком проследим по дорожке и выберем правильный путь. Теперь возьмите фломастер того же цвета, что и дорожка и проведите по ней линию. Назовите цвет своей дорожки.

-Хорошо, помогли Красной Шапочке выбрать правильную дорожку. Теперь поможем ей найти домик бабушки. Посмотрите на этот рисунок. Здесь изображено несколько похожих друг на друга домиков. Я буду вам описывать домик бабушки Красной Шапочки, а вы внимательно слушайте и смотрите на рисунок (у домика, где живет бабушка – крыша желтого цвета, возле дома растет синий цветок, есть 2 порожка – 1 красный, другой – оранжевый). Ну, кто нашел домик бабушки? Сравним его с другими домиками, чем они похожи, чем отличаются?

-Зрительная гимнастика.

-Ребята, вы помогли Красной Шапочке дойти до бабушки, она вам очень благодарна и хочет с вами поиграть. Вы согласны?  Хорошо, давайте поиграем. Посмотрите на карточки, которые я вам раздала. Каждая карточка поделена линией на 2 части и в каждой части нарисован цветной кружок. Нам нужно так расположить карточки друг с другом, чтобы с красным кружком рядом был красный, с зеленым – зеленый и т.д. Внимательно смотрите на карточку, лежащую на столе, сравнивайте ее со своей, тот у кого есть шарик такого цвета кладет свою карточку к подходящему шарику и называет цвет.

-Молодцы, все правильно выполнили. А Красная Шапочка приготовила вам вот еще какое задание. На этом рисунке изображены предметы разных цветов. Соединим линией те, которые имеют одинаковый цвет. Назовем все цвета.

3. Заключительная часть.

Подведение итога.

-Ребята, вам понравилось играть с Красной Шапочкой? Какие задания вам больше всего запомнились? Красная Шапочка говорит вам спасибо и еще обязательно придет к нам поиграть. Занятие окончено.

 

 

Тема: Путешествие на ковре-самолете.

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета.

Задачи: 1) Закрепить знания об эталонах цвета на основе умения сравнивать и группировать предметы по цвету.

              2) Развивать цветоразличение основных цветов.

              3) Воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Материал: рисунок похожих цветных ковриков; рисунок цветных домиков с белыми крышами; разные по цвету чашки, чайники и блюдца; мягкие игрушки; геометрические фигуры основных цветов.

Ход занятия:

  1.  Вводная часть.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительное путешествие на ковре-самолете. Вы согласны?

2. Основная часть.

- Но прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно выбрать из этих цветных ковриков именно ковер-самолет, если мы выберем не тот коврик, то не сможем лететь. Поэтому будьте очень внимательны. Сравните коврики между собой и найдите тот, который отличается от остальных. Чем он отличается?

- Теперь можно отправляться в путь. Посмотрите, что это за странные домики, мимо которых мы пролетаем. Сами домики окрашены в цвет, а крыши остались белыми. Это надо исправить. Берем карандаши и раскрашиваем крышу в тот же цвет, что и сам домик.

- Какие красивые домики получились. Зайдем в 1 из них. А здесь на столе стоят чашки, чайники и блюдца разных цветов, перемешанные между собой. Нужно навести порядок в домике и разложить посуду по цвету. Кто-то будет группировать посуду красного цвета, кто-то фиолетового, кто-то голубого, и т.д.

- Зрительная гимнастика.

- Молодцы, всю посуду разложили. А теперь пора и домой возвращаться. А сейчас, чтобы запомнить, с какими цветами мы встретились во время путешествия, посмотрим на стену, где рядом с каждой фигурой определенного цвета находится игрушка. Я буду называть игрушку, а вы цвет фигуры, расположенной рядом.

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

- Ребята, вам понравилось летать на ковре-самолете? Мы обязательно на нем еще отправимся в путешествие. А сейчас занятие окончено, спасибо.

Тема: Знакомимся с оттенками.

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета.

Задачи: 1) Учить детей получать оттенки цвета путем более сильного или более слабого нажатия на карандаш.

              2) Развивать зрительное восприятие оттенков одного цвета.

              3) Воспитывать умение внимательно слушать педагога.  

         Материалы: картинка с клубками цветных ниток и связанными из них вещами; фигуры 7 основных цветов и их оттенки; цветные карандаши.

         Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

- Здравствуйте, дети. На сегодняшнем занятии мы будем знакомиться с оттенками цветов.

2. Основная часть.

         - На рисунке, который я вам предлагаю, изображены  цветные клубки, а ниже - связанные из этих клубков ниток вещи. Назовите  мне цвета всех клубков.  Одинаковый ли цвет у вещей и клубков? Каждая вещь показывает оттенок цвета того клубка, с которым она соединена запутанной дорожкой. Найдем пальчиком каждую дорожку от клубка до вещи. Закрасим  дорожку в цвет клубка. Каждая вещь, связанная из клубка цветных ниток имеет оттенок либо темнее цвета клубка, либо светлее. Попробуем назвать все оттенки

        - Хорошо, а теперь разложим оттенки геометрических фигур. По одну сторону от фигуры кладите оттенок светлее самой фигуры, по другую – темнее. Назовем цвета и оттенки.

- Зрительная гимнастика.

         - Молодцы! А теперь попробуем сами рисовать такие оттенки. Смотри, если я нажимаю на карандаш сильно, то цвет становиться темнее, если слабо то светлее. Попробуйте и вы.

         - А сейчас каждый на своем месте попытается нарисовать оттенки фигуры, которую он складывал, путем более сильного или слабого  нажатия на карандаш. Все фигуры перед вами.

3. Заключительная часть.

Подведение итога.

 -  Очень хорошие получились рисунки, вы молодцы.

Теперь  умеете рисовать не только цвета, но и оттенки. Повторим, как  это надо делать. Спасибо, занятие окончено.        

Тема: Красивые узоры.

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета.

Задачи: 1) Обучать использованию в речи таких понятий, как темный (светлый) оттенок цвета.

              2) Закреплять у детей связь между зрительным образом и словом с опорой на представление о цвете.

             3) Воспитывать активность на занятии и стимулировать фантазию у детей.

Материал: картинка с изображением поляны и ежика, несущего грибок; грибки различных оттенков; рисунок с точками различных цветов и оттенков; цветные карандаши; цветная сюжетная картинка.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Организация детей.

- Здравствуйте, дети. Сегодня на занятии мы будем рисовать красивые узоры.

2. Основная часть.

- Ребята, посмотрите, что это за звери такие, с иголками, и несут грибок на своей спине? Правильно, это ежики. Они носят грибки из леса на свою полянку. Но грибов в лесу так много, и растут они все вперемешку, что ежики уже устали. Давайте поможем им собрать грибы. Только нужно выбирать каждому ежу те грибы, которые имеют оттенок цвета грибочка, который у ежика сейчас на спине.

- Хорошо, ребята. Вы очень помогли ежикам, а теперь расположите эти грибы на полянке так, чтобы вверху были самые светлые оттенки, а чем ниже – тем темнее.

- Зрительная гимнастика.

- А теперь выполним такое задание. На предложенной вам картинке нужно найти и назвать предметы и детали цветов и оттенков, которые я буду называть.

-Молодцы, нашли все цвета и оттенки. А сейчас мы будем рисовать красивые узоры. На листке нарисованы точки различных цветов и оттенков, которые нужно соединить карандашом такого же цвета. Стрелочки указывают, как нужно соединять точки. Посмотрим, что получится.

3. Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

- Какие красивые узоры вы сами смогли нарисовать. Назовем цвета и оттенки, которые здесь присутствуют.

Тема: Помогаем маме.

Цель: Развитие зрительного восприятия цвета.

Задачи: 1) Закреплять знания цветовых эталонов.

              2) Развивать умение зрительно фиксировать предметы по насыщенности.

              3) Воспитывать желание помочь маме.

Материал: посуда различной насыщенности цвета; цветочки различных оттенков основных цветов; рисунок домика, который нужно заштриховать; геометрические фигуры, разрезанные на 2 части, имеющие светлый и темный оттенок цвета.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организация детей.

- Здравствуйте, ребята. Вы помогаете своей маме? Сегодня я посмотрю, как вы умеете помогать.

2. Основная часть.

- На кухне нужно разложить посуду от самой светлой к самой темной. Принимаемся за дело.

- Как хорошо и правильно все сделали. Молодцы. А теперь поставим цветы в вазу в комнате. Для этого их нужно правильно сгруппировать, выбрав из всех предложенных оттенки 1 цвета и расположить их над вазой.

- Зрительная гимнастика.

- Теперь я вижу, что вы любите и умеете помогать маме. А сейчас можно и поиграть. Вот этот домик нужно заштриховать так, чтобы половина дома была более светлого цвета, а другая половина – более темного цвета.

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

- А теперь давайте вспомним, как мы помогали маме. Что делали еще? Что вам понравилось больше всего на занятии? Спасибо, ребята, занятие окончено.

Тема: В гостях у животных.

Цель: Развивать зрительное восприятие цвета.

Задачи: 1) Закрепить умение сопоставлять цвета и их оттенки.

              2) Развивать зрительную дифференцировку предметов различных оттенков цвета.

              3) Воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять все его задания.

Материал: домики различных оттенков, дикие и домашние животные, сюжетная картинка с цветными точками на предметах, незаконченные рисунки, цветные карточки с животными.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, к кому мы пойдем сегодня в гости. Это дикие и домашние животные. Вы знаете, чем они отличаются? Скажите мне, какие из этих животных домашние?

2. Основная часть.

-Ребята, животные перепутали свои домики. Давайте поможем им разобраться, где кто живет. Наложите карточку с животным на домик соответствующего оттенка данного цвета. И чтобы звери запомнили свои дома, давайте будем называть цвет карточки, на которой изображено животное и оттенок, который имеет домик, где должно жить это животное.

-Молодцы, всех зверей расселили по домикам. Посмотрите, а что с этими зверюшками? Художник забыл их дорисовать. Давайте исправим эту ошибку. Возьмите карандаш нужного цвета и закончите рисунок. Но рисунки эти разных оттенков, поэтому вспомните, как нужно нажимать на карандаш, чтобы линия была светлее или темнее. Назовем все цвета и оттенки.

-Гимнастика для глаз.

-А на этом рисунке на каждом предмете нарисована цветная точка более темного или светлого оттенка, чем цвет самого предмета. Я буду говорить вам оттенок, а вы искать и называть предмет с этим оттенком.

-Очень хорошо, у нас все получилось. А теперь я раздам вам каждому по несколько одинаковых изображений животных одного цвета, различающиеся только оттенками. Вам нужно разложить их от самого светлого к самому темному. Давайте попробуем, а затем все вместе проверим у каждого правильность выполнения задания.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов.

-Ребята, к каким животным мы сегодня ходили в гости? Во что мы с ними играли? Вам понравилось? Спасибо, занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»

Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....

НОД по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Посуда»

Тема: «Посуда»Вид занятия: комбинированное занятие.Возраст: 5-6 лет.Форма: подгрупповое занятие.Задачи:Коррекционно-развивающие:- обогащение опыта выполнения сенсорных операций (визуальное...

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды...