Авторская разработка "Сказочная математика", конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе "Машенька в гостях у трёх медведей".
методическая разработка по математике (младшая группа)

Бушмакина Татьяна Алекандровна

В разработке "Сказочная математика". Русские народные сказки выступают средством математического развития детей. Каждая из них передаёт определённое математическое содержание. В конспекте организованно образовательной деятельности ребята отгадывая загадку отправляются на ковре самолёте в сказочный лес, где их встречает героиня русской народной сказки Машенька. Помогают героине собрать грибы и ягоды. Встречают лесных животных и закрепляют счёт в пределах трёх.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Дебесский детский сад №1»

Районный конкурс мастер – классов по ФГОС ДО

Тема: «Сказочная математика»

(авторская разработка)

                                                    Автор:  Бушмакина Татьяна Александровна,

                                                   воспитатель младшей группы                                                                        

с. Дебесы, 2016 г.

Русские народные сказки выступают  средством математического развития детей. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. В некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности, в названии: «Три медведя», «Волк и семеро козлят». На примере сказок  закрепляем  с детьми различные математические понятия, дети приобретают навыки счёта, развивается логическое  мышление,  также идёт знакомство с геометрическими фигурами. Таким образом, готовлю  дошкольников к математической деятельности.  

  1. Предоставляю вашему вниманию математическую игру, которая непосредственно связана со сказками.

Игра «Сказочная математика».

 Цель игры: (2) стимулирование умственного и речевого развития детей.

(3)Задачи:  Обучающие: закреплять знание героев сказки, закрепить навыки ориентировки в пространстве, знакомить с количеством, цифрами от 1-5, согласовывать существительные с числительным, учу детей ориентировать на поверхности листа и в пространстве,  формировать умение отвечать на вопросы, внимательно слушать ответы других детей

Развивающие: продолжать развивать слуховую и зрительную память, воображение, логику, мышление.

Воспитывающие: воспитывать любовь к сказкам, к математике

Оборудование: сказочные сюжетные картинки, набор цифр и игровое поле (ватман), виниловый магнит.

(4)Беру ватман, расчерчиваю его на квадратики (6x6 см). Игровое поле готово. Распечатываю цифры и картинки со сказочными героями и предметами.

Варианты игр:

  1. Вариант игры:

(5) (6)Перед детьми на столе лежит ватман, разделённый на равные квадратики и сюжетные картинки по сказкам. В первом столбце раскладываем цифры от 1-5 (для одарённых детей до 10). Дети берут сюжетные картинки,  вспоминают сказку, называют ее  и называют её героев. Дети считают персонажей сказки и выкладывают рядом с соответствующей цифрой. Например,  по сказке «Репка» формируются количественные представления «один», «два», «три», «много» и т.д. Вначале, репку тянул один дед, потом их стало «двое» (дед с бабкой) и т.д. Кто же вытянул репку? Одна мышка. Эта игра знакомит детей с количеством (один, много, несколько).

(7), (8)  2 вариант игры: Сказка «Колобок». Она   особенно хороша для освоения порядкового счёта. Кто повстречался колобку  первым? Ребёнок, отвечая на вопрос,  выкладывает цифровую карточку в первый столбец с  изображением числа один, а во второй столбец сюжетную карточку с изображением зайца. Далее дети отвечают на вопросы:  «Кто был вторым? Кто третьим?          

(9)Так же игра проигрывается по сказке «Теремок» и поможет запомнить не только количественный, но и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.).

(10) 3 вариант игры: Сказка «Волк и семеро козлят». Предлагаю вспомнить сказку, а затем предлагаю ребенку выложить числовой ряд. Далее ребенок выкладывает козлят  рядом с числовым рядом. Даю ребенку различные задания: «сколько козлят съел волк, если один козленок спрятался?»,  «А если бы волк съел только одного козленка,  то сколько козлят осталось?», «Сколько девочек – козочек, а сколько мальчиков – козляток в сказке?» и т.д.

(11) 4 вариант:  Ребенок выкладывает числовой ряд, рядом героев из любой сказки и рядом выкладывает соответствующее количество счетных палочек. Ребенок называет сказку, количество героев и количество счетных палочек и соответствующую цифру.

5 вариант игры: Сказка «Три медведя»  Вопросы к сказке: «Каких предметов в этой сказке было по три?» (стулья, ложки, чашки…) Сколько медведей жило в избушке? Ребёнок выкладывает цифровой ряд, а затем самих медведей, предметы, после чего находит ответ. (Три) А сколько было взрослых медведей? (два)  А сколько малышей? (Один).

6 вариант игры: «Чей предмет?». Из предложенных карточек дети выбирают предметы обихода и раскладывают  рядом с героем, которому они принадлежат. Самая большая тарелка- папе-медведю, поменьше – маме- медведице, самая маленькая – медвежонку, и обратный ряд маленькая, побольше, самая большая.

                            Предполагаемый результат.

  1. Усвоение детьми знаний, представлений о математических понятиях
  2. Повышение уровня мотивации к игре со сказками.
  3. Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.

            4.     Активизация словаря.

                                   Литература:

  1. Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку воспитание и развитие личности ребёнка 2-7 лет» 2008 г.
  2. Борисенко М.Г,  Лужина Н.А «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет».2006 г
  3. Шиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». 2012г

  1. Вариант игры: (5) (6) (7) Перед детьми на столе лежит ватман, разделённый на равные квадратики и сюжетные картинки по сказкам. В первом столбце раскладываем цифры от 1-5 (для одарённых детей до 10). Дети берут сюжетные картинки,  вспоминают сказку, называют ее  и называют её героев. Дети считают персонажей сказки и выкладывают рядом с соответствующей цифрой. Например,  по сказке «Репка» формируются количественные представления «один», «два», «три», «много» и т.д. Вначале, репку тянул один дед, потом их стало «двое» (дед с бабкой) и т.д. Кто же вытянул репку? Одна мышка. Эта игра знакомит детей с количеством (один, много, несколько). А сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный, но и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.).

(8) 2 вариант игры: Сказка «Колобок». Она   особенно хороша для освоения порядкового счёта. Кто повстречался колобку  первым? Ребёнок, отвечая на вопрос,  выкладывает цифровую карточку в первый столбец с  изображением числа один, а во второй столбец сюжетную карточку с изображением зайца. Далее дети отвечают на вопросы:  «Кто был вторым? Кто третьим?           (9)Так же игра проигрывается по сказке «Теремок»

(10) 3 вариант игры: Сказка «Волк и семеро козлят». Предлагаю вспомнить сказку, а затем предлагаю ребенку выложить числовой ряд. Далее ребенок выкладывает козлят  рядом с числовым рядом. Даю ребенку различные задания: «сколько козлят съел волк, если один козленок спрятался?»,  «А если бы волк съел только одного козленка,  то сколько козлят осталось?», «Сколько девочек – козочек, а сколько мальчиков – козляток в сказке?» и т.д.

(11) 4 вариант:  Ребенок выкладывает числовой ряд, рядом героев из любой сказки и рядом выкладывает соответствующее количество счетных палочек. Ребенок называет сказку, количество героев и количество счетных палочек и соответствующую цифру.

5 вариант игры: Сказка «Три медведя»  Вопросы к сказке: «Каких предметов в этой сказке было по три?» (стулья, ложки, чашки…) Сколько медведей жило в избушке? Ребёнок выкладывает цифровой ряд, а затем самих медведей, предметы, после чего находит ответ. (Три) А сколько было взрослых медведей? (два)  А сколько малышей? (Один).



Предварительный просмотр:

          Республиканский конкурс «Планета открытий – 2018»

           

                           

                                Бушмакина Татьяна Александровна «ИТ - успех»

                         

                               Организованная образовательная деятельность

                            по познавательному развитию в младшей группе

                                     «Машенька в гостях у трёх медведей».

                                        МБДОУ «Дебѐсский детский сад № 1»

        Планируя, организованную образовательную деятельность были поставлены следующие задачи:

        Обучающие:  учить различать предметы по величине, сравнивать и сопоставлять их.

        Развивающие: продолжать развивать слуховую и зрительную память,  мышление, и воображение.

Закреплять знание героев сказки, закрепить навыки ориентировки в пространстве. Закреплять счёт в пределах трёх; закреплять представление детей о ягодах и грибах, которые растут в лесу, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к дарам леса.

        Воспитывающие:  Воспитывать самостоятельность, творческую инициативу, уверенность в себе, уважение друг к другу.

        Методы и приемы:

словесные: постановка проблемы, пояснения воспитателя, вопросы поискового характера;

наглядные: демонстрация презентации с интерактивными заданиями;

игровые: погружение в игровую ситуацию.

        Предварительная работа: - Чтение русской народной сказки «Три медведя»;

- Беседа по книге Т.А. Шорыгиной «Какие звери живут в лесу»;  

- Имитация движений медведя под музыку Е. Тиличеевой «Медведь»;

- Обыгрывание сказки «Три медведя» настольного театра;

- Настольная игра - лото  «Три медведя», «Расскажи сказку»;

- Разгадывание загадок;

- Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к сказке «Три медведя»;

-Рисование избушки трёх медведей.

Оборудование и материалы: телевизор, ноутбук, презентация к игре, воздушные шарики.  

Обогащение словаря: мебель, посуда.

                                                  Ход ООД:

Действие игровой ситуации происходит в группе.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами, отправимся в гости к героям которые живут в сказке, а в какой сказке они живут вы догадайтесь, отгадав загадку.

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадайте, без подсказки.

Кто герои этой сказки?

(Три медведя).

        Ребята, а как же звали трёх медведей, медведя звали Михаило Иванович он был большой и лохматый, медведицу звали Настасья Петровна она была чуть поменьше, а третьим был Мишутка он был маленький, кто ещё был в этой сказке.

-Машенька.

Ребята сегодня я от Маши из сказочной страны получила письмо. В котором было написано: «Ребята приглашаю вас в гости в свой сказочный лес». Ну что вы готовы отправится со мной в лес.

Ребята: Да.

Тогда нам нужно с вами сесть на сказочный ковёр самолёт, и он унесёт нас в сказочный лес, где живёт Маша и три медведя.  Давайте все сядем, дружно возьмитесь за руки ну что полетели.

С вами мы опять в полёте

На ковре, на самолёте

Он по небу быстро мчится,

Что же с нами приключится?

Сядем в сказке в этом месте,

Будет очень интересно.

        Ребята вот и прилетели мы в сказочный лес, а встречает нас Машенька. Машенька пришла в лес собирать грибы да ягоды (слайд 2).

Машенька просит нас помочь собрать для неё в маленькую корзину лесные ягоды, а в большую грибы (слайд 3).

Будьте внимательны потому - что среди  грибов есть ядовитые, а среди ягод есть садовые, то есть те которые растут у нас в огороде или саду.

Дети собирают в маленькую корзину лесные ягоды малину, землянику, чернику, бруснику, но в корзину крыжовник не ложат.  В большую корзину дети собирают грибы опята, белый груб, лисичку, а мухомор не ложат, так как он является ядовитым грибом.

Молодцы ребята.

        Ребята, долго мы с вами шли вместе с Машей по лесу,  отгадав загадки вы узнаете, кого мы встретили в лесу. Читаю загадки, а на экране появляются отгадки (слайд 4).

1. Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел).

2. С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет по лесу быстрый циркач

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал

(Белка).

3. Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая

В сарай попала

Кур пересчитала.

(Лиса).

4. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко

Любит морковку.

(Заяц).

Молодцы,  ребята всех зверей отгадали, а нам с Машей пора в дорогу (слайд 5).

Я слышу, идут к нам на встречу три медведя (слайд 6).  Давайте с ними поздороваемся. Ребятки посмотрите, и скажите, кто стоит в серединке (Мишутка), он какой (маленький), а  кто держит корзинку (Настасья Петровна), а кто держит руки на поясе (Михаило – Иванович).

Ну а сей час давайте вместе с нашими сказочными героями поиграем.

Физмннутка «Три медведя» (слайд 7).

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Три медведя шли домой: (дети идут как медведи)

Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)

Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь).

        Ну а теперь медведи нас приглашают в гости. В доме трёх медведей было две комнаты, посмотрите на картинку и назовите комнату, в которой находятся медведи (кухня).

Помогите медведям найти их стулья (слайд 8).  Михаило Ивановичу- большой, Настасье Петровне - средний, а Мишутке маленький. Молодцы ребята.

Ребята посмотрите медведи решили  с вами поиграть игра называется «Чей предмет?» (слайд 9).  На столе лежит посуда с едой, ребята вы должны выбрать героя, которому она принадлежат. (Самая большая тарелка - папе-медведю, поменьше – маме- медведице, самая маленькая – медвежонку).

        Ребята посмотрите медведи нас пригласили в другую комнату посмотрите и скажите, как она называется – спальня (слайд 10). Сколько кроватей стоит в спальне (три), ребята найдите кровати – героев сказки (самая большая кровать - папе-медведю, поменьше – маме- медведице, самая маленькая – медвежонку).

Ребята посмотрите, сколько подушек лежит на кровати Мишутки, а на кровати Настасьи Петровны и Михаило Ивановича.

        Ну, вот и всё пора ребята нам домой и Машеньке тоже (слайд 11-12). Ребята садитесь на ковёр самолёт, возьмитесь все за руки и полетели.

С вами мы опять в полёте

На ковре, на самолёте

Он по небу быстро мчится,

Что же с нами приключится?

Сядем в сказке в этом месте,

Будет очень интересно.

        Ребята где мы с вами сегодня были в гостях у «Трёх медведей». Сколько медведей жило в избушке? А сколько было взрослых медведей? (два)  А сколько малышей? (Один). А сколько было кроватей, стульев, подушек, ложек и т.д. (по три).

                         Библиографический список:

  1. https://yandex.ru/images/search?text=клипарт трёх медведей&img_url
  2. https://yandex.ru/images/search?text=клипарт машеньки из сказки трёх медведей&img_url
  3. https://yandex.ru/images/search?p=8&text=фоны лес клипарт&img_url
  4. https://yandex.ru/images/search?text=фоны клипарт погремушка
  5. https://yandex.ru/images/search?text=скачать физминутку три медведя шли домой&img_url
  6. https://yandex.ru/images/search?text=клипарт дятел на прозрачном фоне&img_url
  7. https://yandex.ru/images/search?text=загадки три медведя&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru

https://yandex.ru/images/search?text=Волшебные слова ковра самолёта&img_url



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Дебесский детский сад №1»

Педагогические чтения:

            «Играя – познаю, общаюсь, учусь жить в мире людей»

                  Тема: «Сказка в развитии детей дошкольного возраста».                                                                          

                                               Автор: Бушмакина Татьяна  Александровна,

                                               воспитатель младшей  группы

                                                   

 

                                                с. Дебесы, 2016 г.                                        

Я со своими детьми работаю над темой: «Сказка в развитии  детей дошкольного возраста».
«Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение».

Д. Родари.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, западной культуры у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показывать нравственную суть каждого поступка. Решение этой проблемы я решила начать через знакомство детей с русскими народными сказками, так как считаю, что по своей сущности сказка вполне  подходит к природе ребёнка. Она близка его мышлению, представлению, и как считают многие,  педагоги и психологи она является азбукой нравственности. В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами. Образы героев русских народных сказок и положительные и отрицательные – прочно входят в жизнь детей, раскрывают перед ними понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Целью: с помощью русских народных сказок, через игру с ними суметь сформировать думающего, чувствующего, любящего и активного человека, способного переносить смысл сказок в свою жизнь.

Задачи: - содействовать формированию нравственных качеств личности.          - воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности;

- развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу.

- воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

- обогащать чувственный опыт детей,  фиксировать его в речи,  умение развивать образные представления

- закреплять и развивать у детей устойчивый интерес к книге, воспитывать любовью художественному слову;

- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

- расширять представления детей об окружающем мире;

- формировать потребность высказываться самостоятельно;

- пополнять и активизировать словарный запас, поощрять желание детей делиться впечатлениями, своими эмоциями, делать несложные выводы;

- создать условия для развития творческих способностей ребят;

- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать; старательно и аккуратно, доводить начатое до конца;

 • Мы читаем сказки, рассматриваем иллюстрации,  рассказываем сказки. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми  работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям. 
• Вовлекаю  детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок. Малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение для любой творческой деятельности. Я  заранее готовлю  персонажей, с которыми будет происходить общение, создаю  их, используя различный  материал (фетр, ткань, нитки). Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества и значительно развивает, эмоциональную восприимчивость ребёнка.
• В другом варианте, сначала рассказываю  сказку, а затем предлагаю  ребятам самим попробовать «оживить» её. Вместе с детьми мы рисуем  сказку, используя различные техники, лепим  из пластилина, солёного теста, делаем  аппликации из бумаги, ткани.  Используем  приём раскрашивания эпизодов сказки с применением цветных и простых карандашей, фломастеров. При этом ведется диалог с детьми.
• От рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода использую  дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?».

• Работу такого рода часто сопровождаю  показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень полюбили играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении. 
• Играя в сказку, использую  различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребёнок познаёт окружающее, а любознательность становится качеством личности ребёнка. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть брать, на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр. Поэтому, решая задачи художественного - эстетического развития детей в детском саду, в своей работе большое внимание уделяю специально организованной театрализованной деятельности со сказкам. У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развивается воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи. По отношению к дошколятам театральные игры – уникальный способ решения задач образовательного процесса.
Восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач:
• развитие связной речи детей
• развитие психических процессов (память, внимание, воображение и т.д)
• формированию ряда интегративных качеств личности, что соответствует современным требованиям дошкольного образования. 
Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаю  детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами. Широко использую  сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок  дети узнают, почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д. Организация образовательного процесса осуществляется в совместной деятельности педагога и ребёнка, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала. Использую игры-задания «Вопрос-ответ». Для того чтобы научить детей рассуждать, нередко использую  тризовскую игру «Хорошо-плохо». А постановка проблемных вопросов - «А если бы наступила весна?», «А если бы погасло солнце?»- позволяет поставить ребёнка в позицию исследователя. 

 Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Данная система позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми.
Русские народные сказки как средство математического развития детей. Образовательный процесс по формированию математических представлений выстраиваю, используя принцип интеграции образовательных областей. В образовательной области «Познание» (ФЭМП) использую  сказку с целью оптимизации образовательного процесса. Интеграция состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьшению по количеству, в овладении математическими умениями, так и речевыми, умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации) идёт приобретение положительных коммуникативных качеств.  В некоторых сказках математическое начало лежит на поверхности, в названии: «Три медведя», «Волк и семеро козлят». На примере сказок  закрепляем  различные математические понятия ориентировка во времени и пространстве, приобретают навыки счёта, логического мышления также идёт знакомство с геометрическими фигурами.  С помощью геометрических фигур мы шифруем, моделируем сказки, прячем героев в фигурки, которые можно угадывать по форме и величине. Таким образом, готовя дошкольников к математической деятельности со знаками и числами.   Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формулируют представление детей о временах года («Репка», «Рукавичка»), времени суток («Лисичка со скалочкой»), о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. Также с детьми проводится индивидуальная работа – по закреплению счёта, формы и величины, например по сказке «Три медведя».
В сказках содержится большое количество математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте.  Влияние сказки на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений.

Вывод: Использование русских народных сказок позволяет получить более глубокие и прочные знания, преодолеть свою нерешительность, неуверенность, нежелание идти на контакт со взрослым. Сказочная форма образовательной деятельности  создаёт у детей стойкий интерес к  речевому, математическому и интеллектуальному развитию даёт возможность педагогу использовать детскую увлечённость для достижения поставленной цели.

Предоставляем вашему вниманию математическую игру, которая непосредственно связана со сказками.

Игра «Сказки и числа».

                                                    Цель игры.

Обучающие: закреплять знание героев сказки, закрепить навыки ориентировки в пространстве, знакомить с количеством, цифрами от 1-5, согласовывать существительные с числительным, формировать умение отвечать на вопросы, внимательно слушать ответы других детей

Развивающие: продолжать развивать слуховую и зрительную память, воображение, логику, мышление.

Воспитывающие: воспитывать любовь к сказкам, к математике

Оборудование: сказочные сюжетные картинки, набор цифр и игровое поле (ватман).

Ход игры:

Пред детьми на столе лежит ватман, разделённый на равные квадратики сюжетные картинки по сказкам. В первом столбце раскладываем цифры от 1-5 (для одарённых детей до 10). Дети берут сюжетные картинки,  вспоминают сказку и её героев. Выкладывая карточки на игровое поле считают персонажей на них и выкладывают соответствующий ряд. Например, по сказке «Репка» формируется количественные представления «один», «два», «три», «много» и т.д. Вначале, репку тянул один дед, потом их стало «двое» (дед с бабкой) и т.д. Кто же вытянул репку? Одна мышка. Эта игра знакомит детей с количеством (один, много, несколько). А сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный, но и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.).

Сказка «Колобок»  особенно хороша для освоения порядкового счёта. Кто повстречался колобка первым? Ребёнок, отвечая на вопрос  выкладывает цифровую карточку в первый столбец с  изображением числа один, а во второй столбец сюжетную карточку с изображением зайца. Далее дети отвечают на вопрос «Кто был вторым? Кто третьим?  

Сколько медведей жило в избушке? Ребёнок выкладывает цифровой ряд, а затем самих медведей, после чего находит ответ. (Три) А сколько было взрослых медведей? А сколько малышей? (Один).

                                            Предполагаемый результат.

  1. Создание предметно-развивающего пространства в группе (уголок ряжения)
  2. Усвоение детьми знаний, представлений о математических понятиях
  3. Повышение уровня мотивации к игре со сказками.
  4. Развитие активной, самостоятельной, творческой личности.
  5. Активизация словаря и его пополнение.

                                               

                                                     Литература:

  1. Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку воспитание и развитие личности ребёнка 2-7 лет» 2008 г.
  2. Борисенко М.Г,  Лужина Н.А «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет».2006 г
  3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада» 2004 г.
  4. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». Младшая группа. 2015 г.
  5. Данилова Л. «Энциклопедия развивающих игр». 2012г.
  6. Новиковская О.А. «Конспекты занятия по сказкам с детьми от 4-5 лет» 2008г.
  7. Шиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». 2012г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе "В гости к бабушке"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»....

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе "В гости к бабушке"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №20 «Аленушка» Конспект открытого занятия по познавательному развитию ...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «В гостях у матрешки»

Цель: знакомство детей с народной игрушкой МатрёшкойЗадачи:Обучающая: Познакомить детей с историей Матрешки.  Учить  детей  сравнивать предметы по величине, используя в речи прилаг...

Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе "В гости к бабушке"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация»....

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «В гости к бабочке».

Конспект занятия по познавательному развитию  в младшей группе «В гости к бабочке».Подготовила: воспитатель Васильева Светлана Николаевна Вид: практическое занятие.Тип:...

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе" В гости к бабушке"

Программные задачи: расширять представления об окружающем: повторить знания домашних птиц и их детёнышей. Познакомить с традиционным праздником" Сороки". Закреплять знания геометрических фигур ( треу...