Игровые упражнения с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа)

Хазова Татьяна Наумовна

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они являются универсальным дидактическим материалом для развития у детей математических способностей.

В комплекте 116 палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровое упражнение «Покажи соседей числа»

 

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о графическом изображении числа (цифры).

- Закрепить представление о предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10  (называние соседей числа).

Игровые  задачи

- Выложи перед числовой карточкой палочку, соответствующую числу. Назови соседей числа.

Игровые действия

Дети выкладывают перед карточкой с цифрой нужную палочку. Карточки с цифрами выкладывают от меньшего числа к большему (то же делают с палочками).  

- Какие числа стоят рядом с числом 3?

- Какое число стоит рядом с числом 5, но не 4?

- Назовите число, которое стоит между 6 и 8?

Вывод: каждой цифре соответствует палочка определённого цвета и длины; каждое последующее число больше предыдущего на 1.



Предварительный просмотр:

Игровое упражнение «Составь поезд»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о порядковом   счёте в пределах 10.

- Закрепить представление о количественном счёте в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложи поезд из палочек–вагонов  от самой короткой  до самой длинной (от 1 до 10).

Игровые действия

Дети выкладывают вагончики,  начиная с белой палочки (1) и заканчивая оранжевой (10).

- Каким по порядку стоит голубой вагон? жёлтый?

- Вагон какого цвета стоит четвёртым? шестым?

- Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым?

- Сколько всего вагончиков у поезда?

Вывод:  палочки можно выложить в той же последовательности, что и цифры (от 1 до 10)



Предварительный просмотр:

Игровое упражнение «Строим забор»


Дидактические  задачи

- Закрепить представление о независимости результата количественного счета от направления счёта,  расположения элементов множества и их качественных признаков.

- Закрепить представление о количественном  счёте  в пределах 10. 

Игровые  задачи

Учить строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом.

Игровые действия

Дети выкладывают заборчик:  желтая палочка по вертикали, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали (повторяем еще раз).

- Сколько  всего дощечек в заборе? (считаем справа налево и слева направо)

- Сколько в заборе палочек одного цвета?

- Каких дощечек больше - голубых или розовых?

- Какие дощечки стоят по вертикали? По горизонтали?

Вывод: от расположения палочек в заборе и направлении счета их количество не меняется.



Предварительный просмотр:

Игровое упражнение «Домик, в котором живут числа»

Дидактические  задачи

- Закрепить навыки составления числа из двух меньших в пределах 10.

- Закрепить элементарные математические представления о составе числа в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложить из двух палочек (цвет соответствует цифре, которую я назову) крышу домика. Собрать домик путем подбора палочек из двух меньших. Бревнышки не должны повторяться.

Игровые действия

Дети выкладывают из двух палочек соответствующего  цвета крышу. Подбирают палочки для строительства домика:

 1(белая)-5(желтая); 2(розовая)-4(красная);  3(голубая)-3(голубая); 4(красная)-2(розовая);  5(желтая)-1(белая).  

- Какое число живёт в домике?

- Из каких палочек вы составили число? (шесть это один и пять, два и четыре, три и три и т.д.)

Вывод:  для строительства домика используются палочки-бревнышки, соответствующие составу заданного числа.



Предварительный просмотр:

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о названиях чисел в пределах 10, их порядке (числовой ряд).

- Закрепить представление об обратном счёте  в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложи на столе  лесенкой палочки от 1 до 10! Пересчитай.

Игровые действия

Дети выкладывают лесенкой палочки от 1 до 10. Затем воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет палочки местами. Дети открывают глаза и смотрят, что изменилось, исправляют ошибку.

- Сколько ступенек в нашей лесенке? Давайте посчитаем.

- Что случилось с нашей лесенкой? Ступеньки «заблудились».

- Давайте все исправим и посчитаем от 1 до 10 и обратно.

Вывод:  палочки стоят по порядку от 1 до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры и упражнения с палочками Кюизенера для формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

АктуальностьПроблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и прони...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...

Конспект ОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Конспект ОД по ФЭМП.Образовательная область – познавательное развитие.Варианты использованияигровых упражнений с палочками Кюизенерас целью формирования количественных представлений у детей дошк...

Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...

Варианты использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапах счётного периода

Согласно ФГОС ДО Всестороннее развитие детей дошкольного возраста должно происходить в 5 образовательных облостях:- социально - коммуникативное развитие- познавательное развитие- речевое развитие- худ...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах.

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представленийу детей дошкольного возрастана различных возрастных этапах....