Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Фиксик Нолик пошел в школу».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Китаева Елена Викторовна

Число 9 и его состав, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел, ориентировка на листе бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Китаева Е.В.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Отрадненский детский сад»

Новоусманского муниципального района

Конспект ООД

по ФЭМП в подготовительной группе

«Фиксик Нолик пошел в школу»

                                                                                                            Составила:

Китаева Е.В.

п. Отрадное 2017г.

Тема: Число 9 и его состав, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел, ориентировка на листе бумаги.

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

Обучающие:

- закрепить прямой счет до 10, обратный от 10 до 0;
- закрепить представления о числовом ряду, уметь называть соседей числа, последующее и предыдущее число;                                                                                                                                 - познакомить с образованием числа 9;                                                                                                                                                                                         - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание;
- закреплять умение решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;
- закрепить знания о днях недели, весенних месяцах;
- формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;
- уметь сравнивать два числа с помощью знаков;
                                                                              - развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие:

- развивать смекалку, зрительную память, воображение;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к математическим занятиям;

- воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы:

• игровой (использование сюрпризных моментов).

• наглядный (использование иллюстраций).

• словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• поощрение, анализ занятия.

Оборудование:

ИКТ, презентация, карточки с заданиями, кружочки красного и зеленого цвета, листы бумаги в клеточку, простые карандаши, карточки с цифрами, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

Использование в совместной деятельности Д/и «Соседи чисел», а в последствии и в самостоятельной.

Закрепили состав чисел: 5, 6, 7, 8.

Работа с геометрическими фигурами.

Решение простых арифметических задач.

Дидактические игры «Сравни», «Разложи по группам», «Дорисуй по образцу».

Использование разработанных дидактических игр и картотек для развития логического мышления.                                                                                Графические диктанты. Изготовление демонстрационного, раздаточного материала.

Ход НОД

План занятия.

I. Вводная часть.

- повторение дней недели (по счету);

- закрепление времени года, весенних месяцев (по счету).

II. Основная часть.

Д/и «Цифры потерялись».

Логическая задача «Какая фигура лишняя в ряду?»

Гимнастика для глаз «Ночь».

Логические задачи – шутки.

Физминутка.

Познакомить с составом числа 9. Учить составлять число 9 из двух меньших чисел.

Решение примеров на сложение и вычитание.

Пальчиковая гимнастика.

Графический диктант.

III. Заключительная часть.

- подведение итогов занятия.

Ход занятия.

В: - Здравствуйте, ребята! Давайте встанем с вами в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Повернемся направо и улыбнемся соседу, а теперь повернемся налево и улыбнемся соседу слева. А теперь все вместе скажем: «Здравствуйте!!!»

2 слайд. На ИКТ появляется изображение фиксика Нолика, который говорит:

 «Ребята, привет, я фиксик Нолик, и я пошел в фиксошколу, а для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много думать, догадываться, знать и уметь. А еще решать задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Мне так много всего задают, а помочь некому... Пожалуйста, помогите мне».

В: - Ребята, давайте поможем Нолику.

1 задание.  Ответьте на вопросы:

3 слайд. Изображение весны.

-какое время года? (весна)

- назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

- какой месяц сейчас идёт? (март)

- сколько дней в недели? (семь)

- назови их;

- какой сегодня день недели? (называют день недели)

- какой четверг по счету? (называют порядковый номер дня)

- вчера какой был день недели? (называют день недели)

- завтра какой будет день недели? (называют день недели)

 2 задание.   В: - Ребята, Нолик хочет с Вами поиграть в игру «Цифры потерялись»

4-5 слайды. Цифры разбросаны.

Предложить детям подходить к доске и передвигать цифры на место…

- Посчитайтесь по порядку, а теперь в обратном порядке.

- Назови предыдущее и последующее число, числа 3,5,7,9.

- Сравни числа 9 и 7;

- Сравни числа 2 и 2;

- Какие бывают числа? (четные и нечетные)

- Вы справились с заданием.

3 задание. Решить логическую задачу «Какая фигура лишняя в ряду?»

6-7 слайды. Изображены 2 ряда геометрических фигур

 

_image001

В: - Какая фигура лишняя, почему ты так думаешь?

Вы справились и с этим заданием Нолика.

В: - А теперь, чтобы наши глаза отдохнули, выполним гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Ночь»

Ночь. Темно на улице.         (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 - 4 раза)

 4 задание.  В: -Ребята, все предыдущие логические задачи были серьезные, а есть еще и задачки – шутки. Будьте внимательны, и вы обязательно справитесь с ними.

8-9 слайды. Игра «Задачи – ловушки».

Воспитатель читает задачи, дети отвечают и объясняют.

1. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,

На пенек потом он сел и еще морковку съел.

Ну-ка быстро сосчитай-ка сколько съел морковок зайка? (5)

2. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)

3. Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят.

2 грибочка, 3 грибочка.

Сколько вместе будет?..? (5)

4. 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7)

5. В вазе стояло 3 розы и 7 ромашек. Сколько роз стояло в вазе? (в вазе было 3 розы)

6. Наступила долгожданная зима. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом – ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?   (зимой деревья не цветут).

7. Сколько носов у двух собак? (2)

8. За обедом котенок съедает 9 шариков сухого корма, но сегодня он съел только 5. Сколько шариков у него осталось на ужин? (4)

В. - Молодцы!  Решили все задачи.

10 слайд. Физминутка - на ИКТ звучит бодрая  музыка

 5 задание.  Какой состав числа 9?

11 слайд. Изображение клоуна-жонглера.

В: -Чтобы ответить на этот вопрос Нолика, мы сегодня познакомимся с составом числа 9.

Фиксик пошел в цирк, увидел жонглера и так ему понравилось, как тот ловко управляется с мячиками, что пришел домой и сам захотел так поиграть. Давайте ему соберем 9 мячиков, но чтоб там были и зеленые, и красные. (Дети работают с цветными кружочками и показывают результат)

Вопросы детям:

- Выложите по порядку все варианты состава числа 9 у себя на столах.

12 слайд. Состав числа 9

Как только дети закончат работу, еще раз предложить им рассказать, как можно составить число девять из двух меньших чисел.

13 слайд. -  Молодцы! Из каких же двух чисел можно получить число 9?

8+1, 7+2, 6+3, 5+4

-Молодцы, теперь Нолик тоже научится жонглировать мячиками!

 6 задание. В: - Решите примеры

14 слайд. На доске записаны примеры, предложить решить примеры устно.

5+4=?   3+6=?    8+1=?

10-1=?    9-3+?    7-2=? 

Пальчиковая гимнастика «Школа»

 В школу осенью пойду.           (Дети «шагают» пальчиками по столу)

Там друзей себе найду,          (Загибают по одному пальчику)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.        (Грозят указательным пальчиком правой руки)

7 задание. А теперь Нолик приготовил вам графический диктант.

15 слайд. Изображение Нолика, он читает задание, а дети выполняют, сидя на своих местах.

- Поставьте карандаш на точку и рисуйте: три клетки направо, девять клеток вверх, три клетки налево, три клетки вниз, три клетки направо.

Посмотрите и сравните получившийся у вас рисунок с образцом

На ИКТ появляется изображение цифры 9.

 Воспитатель: Молодцы, ребята!

16 слайд. Счастливый Нолик благодарит их за помощь и убегает в фиксошколу…
Итог занятия.

-Рефлексия:

-Вот и выполнили Вы все задания Нолика. Что же мы сегодня нового узнали? Какие задания с вами выполняли? (ответы детей). Что вам понравилось больше всего? Что было трудно? Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы смогли помочь другому. Скоро вы пойдете в школу и там узнаете еще много интересного. Спасибо за внимание.

Используемая литература:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». – М., Мозаика-Синтез, 2004.

3. Колесникова Е.В. «Геометрические фигуры». – М., Творческий Центр, 2004.

4. Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет». – М., Творческий Центр, 2006.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

6. Соколова Ю.А. «Логика» - М., Эксмо, 2008.

7. Степанова Г.В. «Занятия по математике для детей 6-7 лет».

Интернет-ресурсы:

1. http://muzofon.tv/search/хлопай%20топай%20физкультминутка.

2. http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-podborka-gimnastika-dlja-glaz-v-stihah-praktikum-konsultacija-vospitateljam-vsem-uchiteljam-roditeljam.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе « Урок в школе»

Занятие на развитие умственных способностей и познавательных интересов у детей с использованием«Палочек Кюизенера»...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу»

Цели и задачи:Образовательные: Формировать навыки прямого и обратного счета в пределах первого десятка, продолжать формировать представление о школеРазвивающие: развивать логическое мышление, память, ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе по программе Е. В. Колесниковой «Математика для детей 6–7 лет» занятие №13 "Помогите Фиксикам"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе по программе Е. В. Колесниковой «Математика для детей 6–7 лет» занятие №13 "Число 13, математическая задача, решение примеров,...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Как Колобок пошел учиться"

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.Форма проведения: путешествие по авторской  сказке «Как Колобок пошёл учиться&ra...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Помощники фиксиков и профессора Чудакова"

Конспект занятия направлен закрепление пройденного материала по фэмп....