Роль дидактических игр и игровых упражнений в развивающем обучении детей дошкольного возраста в ООД по формированию элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (старшая группа)

malgina irina magadan

1. Влияние игр на воспитание и развитие ребенка

2. Дидактические игры на занятиях по математике

а) Игры с цифрами

б) Путешествие во времени

в) Игры на ориентацию в пространстве

г) Игры с использованием геометрических фигур

д) Игры на развитие логического мышления

3. Цветные счетные палочки Кюизенера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии города Магадана

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 61"

Самообразование воспитателя  

Мальгиной Ирины Борисовны

Тема: Роль дидактических игр и игровых упражнений в развивающем обучении детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

План

1. Влияние игр на воспитание и развитие ребенка

2. Дидактические игры на занятиях по математике

а) Игры с цифрами

б) Путешествие во времени

в) Игры на ориентацию в пространстве

г) Игры с использованием геометрических фигур

д) Игры на развитие логического мышления

3. Цветные счетные палочки Кюизенера

Литература

1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование математических способностей// Дошкольное воспитание. 2002. - № 2. - с.69-79

2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов / Сост. С.Е. Гаврина. Ярославль: "Академия развития", "Академия Холдинг", 2002. - с. 32.

3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду. 3-е изд.; стереотип. - М.: Академия, 1998. - с.160.

4. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста. - М. ВЛАДОС, 1999. - с.64.

5.  Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста – Санкт - Петербург: «Детство-Пресс», 2008.

6.  Панова Е.Н. Дидактические игры - занятия в ДОУ –  Воронеж, 2007.

7.  Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы с детьми 3-7 лет – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

В.А. Сухомлинский

I.                 В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место  и в первые годы обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, времен. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - "Новичок", все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

"Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива" - так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

II.               Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее врем, в эпоху компьютерной революции, встречается точка зрения, выражаемая словами "Не каждый будет математиком", которая безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая в детском саду, следует ставить перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Зачастую дети, ранее не посещающие детский сад, редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, обладают слаборазвитыми внимаем и памятью.

Изучая новую литературу, приходишь к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, можно исправить пробелы знаний у детей.

Все дидактические игры следует разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры-путешествия во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

1.       В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образование всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это было сделано для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее - на нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот - неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры "Задумай число", "Число как тебя зовут", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, какой игрушки не стало?" и многие другие использую в индивидуальной работе с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай, не ошибись", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в индивидуальной работе, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Винни-Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

2.          С днями недели необходимо знакомить детей в старшей группе. Объясняю, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначаем их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочком каждый день.  Это сделано для того, чтобы дети могли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказываю детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй, среда - середина недели, четверг - четвертый, пятница - пятый. После такой беседы играем в игру "Живая неделя". Вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели -понедельник и т.д. с целью закрепления полученных знаний усложняю правила. дети друг другу задают вопросы. Например, "Понедельник, назови все выходные дни недели", "Среда, назови все дни недели, кроме выходных", "Четвертый день недели, скажи, как тебя зовут, и хлопни в ладоши столько раз, сколько показывает твоя цифра", "Воскресенье, назови своих соседей".

Затем усложняю игру тем, что дети выстраивались  начиная с любого другого дня недели. Использую разные дидактические игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

3.         Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади стул и др. для закрепления полученных знаний подобные упражнения предлагаю детям выполнить в свободной деятельности, на прогулке (с выносным материалом, с игровыми постройками и т.д.). При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. В начале каждого занятия провожу игровую минутку: любую игрушку прячу где-то в группе, а дети ее находят, или выбираю любого ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускают ошибки, тогда даю этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку". Говорю детям что к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он рассказывает, как их можно найти. Распечатываю конверт и читаю: "Надо встать перед столом воспитателя и пройти 3 шага и т.д." Дети выполняют задание. Затем, когда дети хорошо ориентируются, задания для них усложняются, например, в письме были не описания местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где спрятан предмет.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений: предметов, животных, птиц, фигур.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми я убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

III     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Перед педагогами ставится задача поиска наиболее эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество воспитательно-образовательной работы.

   Одним из таких методов является использование занимательных математических игр с палочками Кюизенера. Игры-занятия позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счетом, измерением и простейшими вычислениями.

   Учебным материалом для проведения игр являются наборы палочек. Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех единый принцип конструкций.   Использование занимательных математических игр с палочками Кюизенера помогает в решении образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач. Дошкольники овладевают способами действий, необходимыми для возникновения элементарных математических представлений. В процессе игр у детей развиваются мелкая моторика, зрительное и пространственное восприятие, воображение. Игры и упражнения с палочками Кюизенера приучают дошкольников к порядку, воспитывают умение доводить начатое до конца.


Математические сказки

Путешествие по дорогам сказок всегда привлекает детей. Сказочный мир завораживает динамичностью сюжета, необычностью происходящего…

НОД Формирование элементарных математических представлений

по сказке «Репка» (старшая группа)

Цель. Закрепить знания  о величине, продолжать учить порядковому и количественному счету в пределах 8, ориентировке в пространстве (перед, после, между). Научить делить целое на 8 частей.

Демонстрационный материал. Фланелеграф, схема, фигурки персонажей русской народной сказки «Репка» с цветными метками-кружками.

Раздаточный материал (на каждого ребенка). Прямоугольники, соответствующие по цвету меткам-кружкам, - заместители сказочных персонажей (например, серый прямоугольник – мышка, черный - кошка, коричневый – Жучка, красный – внучка, синий –бабка, зеленый – дед); бумажные изображения репки.

 Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализация.

Ход

Воспитатель: Ребята, если вы расставите буквы, опираясь на схему, то узнаете, о какой русской народной сказке мы сегодня будем говорить.

Р

п

к

е

а

1

3

4

2

5

(Если дети затрудняются в выполнении задания, то помогаю прочитать название сказки.)

Правильно, сегодня мы с вами вспомним сказку «Репка».

В процессе рассказа дети отвечают на вопросы и размещают персонажей на фланелеграфе.

Кто пришел тянуть репку первым? За кем встала бабка? Какая по счету она была? Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Какой по счету была внучка? Кто стоит перед бабкой? Между кем стоит бабка?

Позвала внучка  Жучку. Прибежала Жучка  и встала за…правильно, за внучкой. Какой по счету была Жучка? Между кем стоит внучка?

Позвала Жучка кошку. Стала кошка помогать репку тянуть. Какой по счету была кошка? Кто стоял перед ней?

Что произошло в сказке дальше? Правильно, прибежала мышка. За кем она встала и какой по счету она была? Смогли ли они все вместе вытащить репку?

Кто в этой сказке самый высокий? Кто самый низкий? Расположите персонажей  по росту – от самого низкого до самого высокого.

Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Под шатром ветвистой ели

Сделал внучке дед качели,

И на внучкины качели

Собрались лесные звери:

Заяц, куница, рыжая лисица,

Еж и четверо бельчат.

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всей зверей пересчитайте.

Так сколько же зверей спешило покататься на качелях?

(Ответы детей.)

Ребята, давайте всех лесных зверей из загадки угостим репкой. Как вы думаете, что для этого надо сделать? Как разделить репку, чтобы всем хватило?

Дети разрезают бумажное изображение репки пополам, затем еще дважды делят каждую часть пополам – до получения 8 долей.

Воспитатель: Сколько кусочков  у нас получилось? (8)

А сколько лесных зверей в загадке? (8)

Всем хватило по кусочку репки.

Итог


НОД Формирование элементарных математических представлений

по сказке «Три поросенка» (старший возраст)

Цель. Использовать сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных и измерительных действий.

Демонстрационный материал. Корзина, салфетка, муляжи грибов (9 штук), желуди (10 штук); схема дорожки; чертеж дома; две карточки с цифрами и карточка с кодом; металлофон.

Раздаточный материал (на каждого ребенка). Счетные палочки; схема дома; тетради, простые карандаши.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Физкультура, Чтение художественной литературы, Социализация.

Ход

Воспитатель: Ребята, вы знаете сказку «Три поросенка»? Кто помнит, как звали героев этой сказки? (Ответы детей) Молодцы, правильно назвали их имена. Давайте сегодня совершим путешествие в эту замечательную сказку и отправимся в волшебный лес, где жили веселые братья-поросята, по волшебной дорожке. Я покажу схему нашего маршрута (схему дорожки), а вы должны ее запомнить и выложить у себя на столе из счетных палочек. Смотрите внимательно и запоминайте (в течение 20 секунд демонстрирую детям схему). Только те из вас, кто правильно выложит дорожку, окажется в сказочном лесу.

Дети самостоятельно выкладывают дорожку из счетных палочек, стоя за столами.  Проверяю правильность выполнения задания. При необходимости оказываю индивидуальную помощь.

Воспитатель: Молодцы, всем удалось правильно выложить дорожку и добраться по ней в волшебный лес, где живут три поросенка.

Сколько палочек пошло на строительство дорожки? (10)

Вместе с детьми переходим на ковер.

Воспитатель: Смотрите, что я нашла в лесу (показываю детям корзину, в которой лежат желуди и муляжи грибов, накрытые салфеткой). Разгадайте шифр, и вы узнаете, что лежит в моей корзинке (показываю две карточки с цифрами и карточку с кодом).

1  3  5  7  9

2  4  6  8  10  5

г

ж

р

е

и

л

б

у

ы

д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(Грибы, желуди)

Правильно, грибы и желуди поросята собрали себе на обед. Сами они побежали веселиться и играть. Давайте посчитаем, сколько здесь грибов и желудей. (9 грибов и 10 желудей.) Сколько грибов и желудей достанется каждому поросенку на обед? Правильно. Каждый поросенок сможет съесть по 3 гриба, а вот желуди поделить поровну им не удастся. Что же сделать, чтобы поросятам на обед досталось одинаковое количество желудей? (Два способа: найти под дубом еще два желудя или оставить один из собранных про запас.)

Все лето поросята резвились, веселились. Но вот нагрянула осень. Стало холодно, и Наф-Наф сказал, что пора подумать о зиме. Он предложил всем вместе построить теплый и прочный дом, чтобы не простудиться и не попасть в лапы к волку. Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф продолжали веселиться, распевая хвастливую песенку. Кто помнит ее слова?

Дети все вместе поют песню: «Нам не страшен серый волк…».

Воспитатель: А в это время Наф-Наф приступил к строительству своего дома из камней. Он нарисовал чертеж. (Показываю чертеж дома.) Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур он состоит. (ответы детей.) Сколько четырехугольников на чертеже? (7.)

Пока Наф-Наф строил свой дом, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф беззаботно играли и друг другу задавали веселые вопросы. Сможете ли вы ответить на них?

Назови пять дней подряд, не называя чисел и дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

На дубе висело 5 яблок, одно упало в траву. Сколько яблок осталось на дереве? (На дубе яблоки не растут.)

Ниф-Ниф выше Нуф-Нуфа, Наф-Наф выше  Ниф-Нифа. Кто самый высокий? (Наф-Наф.)

Ниф-Нифу 5 лет. Наф-Наф на год старше его, а Нуф-Нуф на год младше. Сколько лет поросятам? (Нуф-Нуфу - 4 года, Наф-Нафу – 6 лет.)

И только, когда по утрам лужи стали покрываться тоненькой корочкой льда, ленивые братцы взялись за работу. Ниф-Ниф решил построить самый простой домик. Из чего? Правильно, из соломы. А Нуф-Нуф подумал, что соломенный домик может разлететься от сильного порыва ветра зимой, и зимой в нем будет холодно. А построил он себе дом из чего? Правильно. Из прутьев. Братцы резво взялись за строительство и быстро покончили с этим скучным и неинтересным для них занятием. Оба, довольные своей работой, пошли посмотреть, как движутся дела у Наф-Нафа. Поросята удивились, что дом Наф-Нафа похож на каменную крепость. А Наф-Наф продолжал достраивать свой дом и напевал при этом веселую песенку (предлагаю вместе с поросятами спеть веселую песенку и потанцевать).

Что произошло дальше? К кому первому пришел волк? (К Ниф-Нифу.)

Волк стал дуть на соломенный домик, и тот разлетелся. Хотите узнать, какой домик был у Ниф-Нифа? Тогда соедините по порядку на своих листочках точки от 1 до 7.

        


Ниф-Ниф увернулся от волка и побежал к дому Нуф-Нуфа. Что же было дальше? Правильно, оба поросенка спрятались в домике из прутьев, но и здесь волк не оставил их в покое. Вы  узнаете, сколько раз пришлось волку, чтобы разрушить домик Нуф-Нуфа, если сосчитаете звуки металлофона. (Стучу 7 раз.)

А что произошло потом?

Дети рассказывают сказку до конца.

Волк убежал в лес, а поросята стали жить втроем в домике Наф-Нафа. Для большей безопасности они начали строить высокий  забор. Помогите им его закончить.

Самостоятельная работа в тетрадях – рисование забора по образцу.

Итог


Сценарий математического досуга по сказке «Колобок» (средняя группа)

Цель. Развивать творческую активность, используя сюжетно-дидактические игры.

Уточнить знания детей о цифрах и числах, о геометрических фигурах.

Воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Познакомить родителей с достижениями детей в освоении простейших математических понятий, привлечь их к участию в детском математическом празднике.

Оборудование и материалы. Элементы костюмов Колобка, Зайца, Волка, Медведя, Лисы, бабушки и дедушки; набор карточек с цифрами от 1 до 5; детали крупного конструктора для постройки моста; обручи («кочки»); бумажный ковер и набор геометрических фигур разного цвета для его украшения; дидактическая игра «Собери картинку»; мяч, зонтики; надувные шары: заводные игрушки; кленовые листья, еловые шишки, корзинка с морковкой; сладости, пироги.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Физкультура, Чтение художественной литературы.

В 4-х разных местах зала оформляются лесные полянки.

Роли животных и Колобка выполняют родители или воспитанники подготовительной группы. Ведущий по ходу сказки помогает детям отвечать на поставленные вопросы.

Специальных репетиций перед досугом не проводятся.

Ведущий: Испекла бабушка Колобок красивый, румяный. Скучно Колобку одному дома лежать. И решили тогда бабушка и дедушка гостей пригласить.

Бабушка: Покатился бы ты, Колобок, в город, в детский сад.

 Дедушка: Ребят бы нам в гости позвал.

Ведущий: Покатился Колобок по дорожке и оказался в большом городе, в нашем детском саду.

Под музыку в зал «вкатывается» Колобок.

Ведущий: Огляделся Колобок по сторонам и заплакал.

Колобок (плачет): Бабушка и дедушка нас с ребятами на праздник ждут, а мне в городе страшно – везде машины едут, как мы до леса доберемся?

Дети: Не печалься, Колобок, мы тебе поможем. Пойдем все вместе.

Ведущий: Мы пойдем по этой дорожке и выйдем на полянку, где живет Заяц.

Колобок и дети идут за ведущим. Из леса выбегает Заяц.

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ведущий: Испугался Колобок Зайца.

Дети: Не ешь его, Зайчик. Нас бабушка с дедушкой в гости ждут.

Заяц: Хорошо, отпущу я Колобка, если мои задания выполните. Вы цифры знаете?

Дети: Знаем.

Заяц: Тогда слушайте первое задание: нужно быстро разложить все цифры по порядку (от 1 до 5).

Дети выполняют задание.

Заяц: Молодцы, с этим заданием вы справились. Теперь задание потруднее. Внимательно слушайте правила: вы закроете глаза, а я спрячу одну из цифр. Открыв глаза, вы должны определить, какой цифры не стало.

1    5        4   3

Дети выполняют задание.

Заяц: И это задание вы правильно выполнили. Посмотрим, сможете ли вы ответить на мои вопросы? Слушайте внимательно.

  • Назовите число, которое больше трех на единицу.
  • Назовите число, которое на единицу меньше четырех.
  • Назовите число меньше двух на единицу.

Ответы детей.

Заяц: Какие у тебя, Колобок, друзья умные, со всеми заданиями справились. Может быть, вы и стихи про цифры и числа знаете?

Дети читают стихотворения по теме.

Заяц: Порадовали вы меня: и с заданиями справились, и стихи так выразительно прочитали. Отпущу Колобка и гостинцы бабушке с дедушкой пошлю (дает Колобку корзинку с морковкой). До свидания. Счастливого вам пути!

Ведущий: Идем дальше. На нашем пути – река.

Колобок: Ой, сейчас утону. Я ведь совсем не умею плавать.

Ведущий: Не печалься, Колобок, мы с ребятами что-нибудь придумаем.

Дети: Давайте мост построим.

Строят мост из конструктора. Все вместе перебираются на другую сторону «реки», а там их ждет Волк.

Волк: Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! Идите своей дорогой, я вас не трону, а вот Колобка  - съем.

Дети: Не ешь его, волк. Мы все вместе идем в гости к бабушке и дедушке.

Волк: В гости? Ну, хорошо, отпущу Колобка, если сумеете выполнить мои задания. Хочу я, чтобы вы выложили из геометрических фигур красивый узор на моем ковре.

Коллективная работа по украшению бумажного ковра геометрическими фигурами.

Волк: Молодцы. Здорово вы мне ковер украсили. Придется отпустить с вами Колобка. Передайте от меня бабушке и дедушке подарочек – листочки кленовые.

Ведущий: Начался дождик.

Колобок (плачет): Теперь мои ножки прилипнут к дорожке, и я не смогу вернуться к бабушке и дедушке.

Дети предлагают выход из создавшейся ситуации, например: надеть плащ, обуть сапоги, взять зонтик. Затем проводится музыкальная подвижная игра «Солнышко и дождик». После игры все отправляются дальше.

Ведущий: Ребята, мы, кажется, вышли на полянку умных задачек.

На поляне на пеньке сидит Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем.

Дети: Не ешь Колобка, Мы идем вместе в гости к бабушке и дедушке.

Медведь: Ладно, выполните сначала мои задания. У меня есть волшебные картинки, но они все перепутались. Сможете их собрать?

Дети: Сможем!

Игра «Собери картинку».

Медведь: И правда, справились. Какие умные ребята. А вот попробуйте отгадать мои загадки.

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля в разные времена года)

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно:

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.(Пальцы)

Медведь: Ну что ж, поторопитесь в гости. От меня отнесите бабушке и дедушке шишек еловых для самовара, чтобы чай получился ароматный.

Ведущий: Подошли дети к болоту.

Колобок: Как же быть? Пропаду я, увязну в болоте.

Дети предлагают перебраться через болото, перескакивая «с кочки на кочку» (из обруча в обруч).

Перебравшись через болото, они попадают на поляну. Посреди поляны под деревом сидит Лиса.

Лиса: Какой Колобочек аппетитный! Колобок, Колобок, я тебя сейчас съем.

Дети: Не ешь его, Лиса. Мы все вместе в гости к бабушке и дедушке идем.

Лиса: Ну ладно, отпущу, если вы  со мной поиграете. В круг вставайте, игру затевайте. Играть мы будем вот с этим мячом. Называется игра «Наоборот». Я буду называть слово и кидать мяч одному из вас, а тот, кто мяч поймает, должен сказать слово, противоположное по значению, и вернуть мяч оратно мне.

Дети: Нам эта игра знакома. Давайте играть.

Дети играют с Лисой.

Лиса: Молодцы, замечательно играли.

Дети: Отпустишь с нами Колобка?

Лиса: Нет, не отпущу. Мне здесь скучно. И Колобка не отпущу и вас всех у себя оставлю.

Дети: Не можем мы у тебя остаться. Нас бабушка и дедушка давно в гости ждут.

Колобок. Хочешь, пойдем с нами. Бабушка напечет вкусных пирогов и всех душистым чаем угостит.

Лиса соглашается.

Ведущий: Пошли они все вместе по дорожке и пришли к домику бабушки и дедушки. А те их давно у порога ждут-дожидаются.

Бабушка: Здравствуйте, ребята! Очень рады вас видеть. Молодцы, что и Лисичку в гости с собой привели. Милости просим и приглашаем всех за стол. Я пироги испекла, чай вкусный приготовила.

Дедушка: Садитесь к столу, гости дорогие.

Все пьют чай со сладостями и пирогами. Потом играют с заводными игрушками и воздушными шариками, которые приготовили дедушка и бабушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)

В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...

развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....

Использование игр и упражнений на развитие словаря детей с ОВЗ на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию оп...

Консультация для воспитателей дошкольного образования «Содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

С ранних лет важно не только сообщать детям готовые зна­ния, но и развивать умственные способности детей, научить их самостоятельно, осознанно получать знания и использовать их в жизни....

Районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме: "Формирование элементарных математических представление у детей дошкольного возраста".

28 ноября на базе детского сада «Хараасгай» прошло районное методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме «Формирование элементарных математиче...