Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игры по формированию элементарных математических представлений
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шакирьянова Алина Зуфаровна

Значение логических игр в ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через игры по формированию элементарных математических представлений

          Мы живём  в эпоху развития компьютерных и нано – технологий. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд нелегок, и, учитывая возрастные особенности, мы должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности. Такое понимание современного образования дошкольника находит своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

          Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

          Логико-математическая игра – это игра, в которой смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Наша задача – помочь дошкольнику сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума ребенка.

           Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики,  мы хотим, чтобы ребёнок не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть в этом успеха, важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

          К математическим развлечениям можно отнести решение задач – шуток, головоломки (игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур «Танграмм», «Колумбово яйцо»), игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки.

Игры с палочками на пространственное преобразование

           Многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее. Например, построить треугольник из 6 палочек; сложить из 10 палочек 3 квадрата; убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата; убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

Задачки – шутки.

           Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые  можно использовать  в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач – шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача – шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

  1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
  2. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
  3. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
  4. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  5. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
  6. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
  7. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

Головоломки

          Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Такие игры развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры. Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

Логические игры, задачи, упражнения

         Такого вида игры отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. К таким играм относятся:

  • Игры с блоками Дьенеша;
  • Игры с цветными палочками Кюинзера;
  • Игры Воскобовича;
  • Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин);
  • Шахматы, шашки.

           Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод, что с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. Перспективность работы с логико-математическими играми и головоломками – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной подготовки до школьного обучения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через формирование элементарных математических представлений»

Цель: Дать родителям представление о том, как развивать логическое мышление детей старшего дошкольного возраста посредством математических игр и задач. Задачи:Расширить знания родителей о развити...

развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Работа описывает систему средств и способов развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП....

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.

Актуальность:   наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научи...

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»

laquo;Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста  через обучение игре в шахматы»...