«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
методическая разработка (старшая группа)

Горшкова Евгения Михайловна

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста  через обучение игре в шахматы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_dlya_vospitateley.docx223.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №90 «Айболит»

 «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста  через обучение игре в шахматы»

                               Подготовила: воспитатель Горшкова Е.М.

   "Шахматы - логическая задача с большим количеством возможностей".

М. М. Ботвинник

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка старшего дошкольного возраста. Моя  работа по шахматному образованию началась с изучения знаний детей о шахматах и диагностики по развитию логического мышления. Опрос родителей показал их заинтересованность в шахматном образовании детей, что послужило основанием разработки системы работы по обучению дошкольников игре в шахматы.

Представляю вашему вниманию модель организации педагогического процесса, которая реализуется в специально организованных формах обучения, совместной деятельности педагога и детей, а также самостоятельной деятельности.

Обучение проводится в игровой форме, дети выполняют занимательные задания, решают различные задачи, смотрят и слушают  шахматные спектакли-сказки. Выполняют творческие задания – сочиняют сказки про шахматные фигуры, делают иллюстрации к задачам, придумывают свои задания.

       Я рассматриваю обучение игре в шахматы, как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр.

      Организация моей работы по обучению детей игре в шахматы основывается на следующих принципах:

  • последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;
  • постепенности усложнения материала;
  • индивидуально - дифференцированного подхода;
  • принцип взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.

       Работа по обучению детей игре в шахматы рассчитана на два года: старшая  и подготовительная группы. 

- на первом подготовительном этапе интересный познавательный материал по шахматам дети получают в работе с подборкой «Умных книг». Далее я вызываю интерес к игре через представление презентаций, где знакомлю детей с историей шахмат, просмотр мультфильмов, рассматривание шахматных фигур, выполненных из разных материалов(«Черное и белое», «Кто быстрее», «Найди такую же», «Шахматная эстафета», «Ряд». Знакомлю с правилами обращения с шахматными фигурами.

- на втором этапе изучаем шахматную доску («Составь доску», «Вертикаль, горизонталь, диагональ», «Кто быстрее», «Рассеянный художник», «Игры с солдатиком», «Нарисуй доску».

- на третьем этапе знакомлю детей с фигурами, их перемещением и взаимодействием («Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Узнай по описанию», «Что изменилось?», «Шахматное лото», «Шахматное домино», «Шахматные лабиринты», «Один в поле воин», «Запретная фигура», «Что общего», «Угадай-ка», «Школа шахматных фигур». «Игра на уничтожение».

В подготовительной группе переходим к четвертому этапу, где я знакомлю детей видеть цель игры – постановка мата и самостоятельно идти к ней. На этом этапе начинаем играть с ограниченным количеством фигур. Использую такие игры как: «Захват контрольного поля», «Мат или не мат», «Шах или не шах», «Выиграй фигуру», «Атака неприятельской фигуры», «Рокировка», на этом этапе предлагаю игры-головоломки: «Перехитри часового», «Грозный ферзь», «Хитрый слон», «Ход коня», «Ограничение подвижности», «Игры без проигравших». На данном этапе важным является умение управлять своим поведением в ходе игровых действий.

- на пятом этапе закрепляются игровые навыки, и дети совершенствуются в решении шахматных задач.  Дети, успешно освоившие правила игры назначаются  помощниками педагога - тьютерами! Они совместно с воспитателем помогают другим детям, и очень горды своей ролью.

Здесь я детям предлагаю игры, перечисленные в четвертом этапе, но в более усложненной форме. Все используемые мною игры собраны и систематизированы в картотеку шахматных игр.

- на шестом заключительном этапе идет игра со всеми шахматными фигурами, расширяются знания о тактических приемах, активизируется логическое мышление.

  Занимательный характер специально  подобранных и разработанных дидактических заданий и мини-игр с шахматной тематикой способствует развитию логического мышления.

Очень важно, чтобы пройденный на занятиях  материал закреплялся, поэтому помощь родителей необходима. Следовательно, участие родителей в достижении поставленной цели нельзя недооценивать. В помощь родителям в шахматном уголке создана библиотека «Шахматная страна» . Родители играют с детьми дома, находят правильное решение, дети, приходя в детский сад, обмениваются мнениями, впечатлениями. Часто вечером мамы и папы подсаживаются к играющим детям и с интересом включаются в игру.

Постепенно родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.

 

8.Литература

1.Веселы И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

         2.  Зак В. Г., Длуголенский Я. Н. Я играю в шахматы. — Л.: Детская      литература, 1985.

         3. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

 4. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. — М.: Педагогика, 1991.

        5.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  6.Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. — М.: Астрель; АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста – залог успешного обучения в школе. Использование дидактических и математических игр в работе педагога.

Мышление — основной познавательный процесс. Несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал в школе. Поэтому особенно важно в старшем дошкольном...