«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи малой фольклорной формы – загадки.»
учебно-методическое пособие по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Седун Ольга Евгеньевна

В этой методической разработке, раскрыта роль малой фольклерной формы - загадки, в формировании элементарных математических представлениях.  Кратко описаны основные моменты формирования математических представлений по возрастам. Кроме того прилагается картотека загадок, которые возможно использовать на занятих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno_metodicheskoe_posobie.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи малой фольклорной формы – загадки.»


Содержание

  1. Введение.
  2. Специфика и классификация  детского фольклора.
  3. Загадка. (Ее методические возможности в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста)
  4. Принципы отбора загадок.
  5. Загадка как средство развития математических представлений.
  6. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
  7. Заключение.
  8. Список литературы.
  9. Приложение.

 

Введение

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего,   бурным развитием  математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Ознакомление детей с различными  видами математической деятельности  в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений.  

Формирование элементарных математических представлений является один из основных средств интеллектуального развития ребенка,  его познавательных и творческих способностей.

Детский фольклор играет большую роль в формировании элементарных математических представлений. Еще выдающиеся отечественные педагоги Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.М.Леушина и др. неоднократно говорили о возможностях, которые заложены в фольклоре как средстве обучения и воспитания, повышения общего и математического образования детей.

К малым фольклорным жанрам относится загадка. Это поистине сокровище русской народной речи и народной мудрости: она полна ярких образов, нередко построенных  на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень  важно для детей. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

При помощи загадки развивается интерес к математическим знаниям, сообразительность, творческое воображение, гибкость  мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

Но самое главное, что загадка вызывает интерес своим содержанием, занимательной формой, она так же побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Исходя из этого,  можно поставить следующие цели работы.

Специфика и классификация детского фольклора  

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Поэтому  детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых , включающую целую систему поэтических и музыкально поэтических жанров фольклора.

Многие забавы детей  являются «шуточным подражанием серьезного дела  взрослых», средством подготовки детей к  жизни. В них находят  свое отражение  производственно – хозяйственная  деятельность, национально – психологические черты и социальная жизнь народа.[1]

Процессу создания произведений искусства  в немалой степени способствовала и устная форма творчества. Фольклорные  произведения не закреплялись материально на бумаге и при устной передаче были ничем не ограждены от видоизменений, дополнений поправок,  вносимых  разными рассказчиками. Кроме того, вследствие  многовековой практики творцы  разных произведений фольклора  выработали многочисленные и разнообразные приемы сохранения в памяти больших по объему произведений. Благодаря этим приемам облегчалось воспроизведение и вместе с тем создание новых устнопоэтических произведений.[2]   

Фольклор выражает вкусы, склонность, интересы народа. Он отражает и те народные  черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни. Историческая ограниченность представлений и понятий, воспроизводимых фольклором, преодолевалась народом на пути исторического прогресса.

Народное поэтическое творчество – величайшее  достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное  совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.[3]

Детский фольклор русского народа необычно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.[4]

В данный момент нет  единства  мнений по генезису отдельных жанров детского фольклора и пока нет общей принятой классификации. Почти каждый  исследователь выдвигает свою классификационную схему. О.И.Капица теоретически  обосновала деление  детского фольклора  по возрастной  градации детей. К детскому фольклору она относила  и материнскую поэзию. Против этого  решительно  выступал Г.С.Виноградов. поэзию  пестования он считал особой областью  фольклора взрослых. Он относил к детскому фольклору  только сказки, созданные самими детьми. Выводы  О.И.Капицы  диаметрально противоположны. Сказки, создаваемые детьми, по ее мнению, вообще не могут быть предметом исследования фольклористики. Г.С.Виноградов выделил пять основных разделов детской народной поэзии: игровой, потешный, бытовой, календарный  фольклор и сатирическую лирику.

В.А.Василенко, провозгласил функциональный принцип классификации, не обосновывает его  и практически не придерживается его, выделяет (колыбельные песни, произведения связанные с игровыми действиями, произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий.)

Предложенная классификация   автора опирается на открытия Г.С.Виноградова. «По назначению  и характеру бытования» выделены лишь основные группы детского фольклора. А по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры.

В колыбельный период дети лишь потребители поэзии. Воспитание детей всецело зависит от взрослых. Матери, няни и создали в педагогических целях поэзию пестования (материнскую поэзию).

Почти все исследователи выделяют игровой фольклор детей. Но каждый дает этому термину свое наполнение. Г. А. Барташевич относит к нему считалки, игровые песни и приговоры. В. А. Василенко, кроме того, пестушки, потешки.

К группам игрового фольклора следует относить все разновидности детских ролевых игр, игровые прелюдии ( считалки, жеребьевые сговорки). Игровые припевы, игровые приговоры, выделяемые  некоторыми исследователями, не могут изучаться вне драматической игры, компонентом которой они являются.

Исследователи детского фольклора выделяют «календарный» детский фольклор, стремясь объединить в единую группу  жанры, не относящиеся к поэзии пестования, игровому и потешному фольклору. Это детские песни, заклички и приговоры, обрядовые песенки, дразнилки, детские сказки, загадки, страшилки. Г. С. Виноградов объединяет их в три группы: сатирическая лирика, календарный и бытовой фольклор.

В принципе все жанры  народной поэзии – бытовые, то есть теснейшим образом связаны с бытом. Но поэзия пестования с доминирующей  воспитательной функцией «привносится» в быт детей взрослыми. Жанры игрового или потешного фольклора естественно объединены своей функциональностью, манерой исполнения. У каждого жанра четвертой группы  своя функция, своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно определить как словесно – речевые, другие – как повествовательные, третьи – как песенные. И очевидно, за неимением лучшей терминологии, их целесообразно объединить в группу бытового фольклора.

Определение групп детского фольклора по назначению и характеру бытования – это лишь первое звено классификации, предполагающее обязательное выделение внутри каждой группы по признаку единства поэтики, музыкального строя, манеры исполнения и бытовой функции составляющих ее жанров.[5]

При изучении детского фольклора перекрещиваются интересы фольклористики, этнографии, этнопедагогики, возрастной психологии, что предполагает возможность использования в работе методы исследования.

Детский фольклор как специфическая область устного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью народной педагогики: его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп.

Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: утилитарно – практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Он помогает прививать ребенку навыки поведения в коллективе, а также  приобщать  к народным традициям.

К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки и др. это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости:  они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей.

Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве  с новым материалом; как прием обостряющий  наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.    

Загадка

(Ее методические возможности в формировании

элементарных  математических представлений у детей)

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведенные между ними, было естественным процессом  изучения  окружающего мира. Составление  загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения  над объектами действительности.

Указывая на различные предметы, явления, действия загадка  не называла их однозначно: представления о мире  облекалось в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена были  различными.[6]

В древности люди использовали загадку  как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои  мысли  и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот и т.п.

К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Загадки так же использовались в дипломатических, военных, торговых целях.

Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды. Экзаменационная роль  загадки хорошо отражена  в мифах, сказках, песнях и в других фольклорных жанрах.

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадку начинают использовать для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством – средством обучения детей.[7] 

  В «литературной энциклопедии» загадка характеризуется как замысловатое поэтическое описание какого либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего»[8].

По определению известного фольклориста В.И.Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета  или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой отечественный фольклорист, В.П.Аникин, определяет загадку как « мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого как правило, ритмического организованного описания какого – либо предмета или явления». В основе всех определений одни и те же признаки:

  • по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
  • описание не редко оформлено в виде вопросительного предложения;
  • как правило, это описание лаконично;
  • загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так : Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека,  окружающую его деятельность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и т.д.

С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: Летом обута, зимой разута. (Соха)

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны . например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного – цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: Серый зверек через кочки скок!; в другой  - о характере его движения: По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком; в третьей – о защитной способности менять окраску: Зимой беленький,  летом серенький.[9]

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная (авторская) загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении, однако существенно отличается от народной загадки.

Современная  загадка, а она, как правило, литературная, книжная, часто избирает объектом речи такие понятия, как труд человека, технический прогресс, общественная жизнь и др.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

(телефон.)  А. Рождественская

Литературная загадка заметно отличается от народной по форме. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть  краткой. Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используя при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи.

Отмечая различия между народной и литературной загадками, следует сказать, что это делается не в целях их противопоставления, а в подтверждение  очевидной мысли о том, как с развитием культуры, образования, техники (в частности, книгопечатания) народная загадка получает свое дальнейшее развитие.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.[10]

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Способы построения задач разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус и т.д. по указанным признакам  и надо найти отгадку.

Решение логических задач основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному  признаку восстановить целостный  образ предмета: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделит его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.[11]

Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: Красненький петушок по жердочке бежит. (Огонь)  Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор.

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу

Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм. Особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.

Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика  обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.[12]

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Загадка формирует любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир родной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.[13]

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа  загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность  использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью:  то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Красочно рисуя окружающий мир,  загадки помогают ребенку           по – иному   взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветочек, бабочку, потому что загадка дает «картинное описание предмета».

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть  вторичные значения слов.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами,  так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.[14] 

Принципы отбора загадок.

Важным требованием, предъявленным к загадкам для дошкольников, является их доступность.

Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания, пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в нее, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни. Это загадки о человеке, о предметах, о живой и не живой природе.

Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни и смерти, о родстве, о старинных обычаях и обрядах, о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего  обихода и пр.

Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок воспитатель должен учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.[15]

Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще.

Наиболее просты те загадки, в которых указываются самые типичные признаки. Так в загадках о животных наиболее типичным признаком является  голос животного:  «На заборе сидит, Ку – ка – ре – ку !» - кричит.  ( петух)несмотря на свою лаконичность, подобные загадки доступны даже детям младшего  дошкольного возраста.

Решению логической задачи помогает и рифмующаяся отгадка, без самого яркого отличительного признака – голоса и рифмующегося ответа – загадка становится сложнее.

Ошибки в ответах ребят происходят от того, что дети не понимают самой сущности загадки:  ведь загадка никогда прямо не называет предмет, который характеризуется.[16]

Дети воспринимают только внешнюю, конкретную сторону загадки, не видят переносных значений, не замечают художественного образа, не понимают иносказания. Умея отгадывать  загадки, построенные на перечислении признаков предмета, ребенок и метафорическую, иносказательную загадку воспринимает  как обычное описание.

Таким образом, непонимание слов и выражений переносного употребления, восприятие их в прямом значении и приводит к неверным, порой смешным, а иногда и нелепым ответам.

Поэтому приступая к отбору загадок для работы с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, а также опыт ребенка, его знания.[17]

Дети среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и т.д.), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов, явлений.

Детям пятого года жизни предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

Характеристика предмета в загадке может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете.

Признаки предметов в загадках должны быть  определены  конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета в

загадке.

Загадка как средство развития математических представлений

Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки. Загадка как средство усвоения представлений о некоторых математических понятий (множество, отношение, величина, число и т.д.), привития любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных  математических представлений.

Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки  математического содержания  оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждения, владения умственными  операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.  

Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении  простейших математических связей и зависимостей.[18]

Условно загадку можно классифицировать следующим образом.

1. загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа цифры.
                            Восемь ног,
                           Как
восемь рук,
                           Вышивает шелком круг.

                                        (Паук.)

2. загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин, чисел: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже и т. д.

               Чуть дрожит на ветерке

               Лента на просторе.

               Узкий кончик – в  роднике,

                А широкий – в  море.

                              ( Река.)

3.  загадки, в которых есть  слова, связанные с временными пространствами и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года.

               Братьев этих ровно семь,
                            Вам они известны всем.
                           Каждую неделю кругом
                           Ходят братцы друг за другом.
                           Попрощается
последний – 

               Появляется передний.
                                             (Дни недели.)  

4. загадки, в которых есть, слова связанные с пространственными  представлениями и понятиями.

               Тра – та – та!

               Тра – та – та!

               Сверху кожа,

               Снизу тоже,
                           В
середине пустота.

                                  (Барабан.)

5. загадки в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.

               Кругла, как шар, 

               Красна как кровь,

               Сладка, как мед.

                            (Вишня.)

          (классификация Е. Шаталова)  [19]                   

Но есть и другая классификация загадок:

1. загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны;

2. загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длинна, ширина, высота, толщина, объем;

3. загадки, в которых указывается форма  предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур;

4. загадки, характеризующие предмет  или явление с пространственно – временной точки зрения.[20]

В загадках математического содержания предмет или явлений анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.

Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). например, загадку «Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно она притянет» (подушка) можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.

После того как дети ее разгадают, работа продолжается. Воспитатель  предлагает вспомнить, о чем эта загадка; показать соответствующую  числовую карточку; найти в кассе цифр и показать соответствующую  числовую карточку; назвать соседей числа 4 в  числовом ряду; объяснить, как получили число 4; сравнить число 4 с последующим и предыдущим числами. Старшим дошкольникам  можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе), например:

4=1+1+1+1;          4=1+3;      4=2+2;           4=3+1.        Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирование навыка распознавания и  умения называть их можно использовать следующие загадки.

                            Он давно знакомый мой,

                            Каждый угол в нем прямой.

                            Все четыре стороны

                            Одинаковой длинны.

                            Всем его представит рад.

                            Как зовут его?

                                                  (Квадрат.)

Интересно можно организовать и процесс отгадывания загадок: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время чем то  близкие предметы, выделять  в них  сходные признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.

Понимание внутренней структуры загадки позволяет педагогу обучать детей их отгадывать (понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки), а также учить составлять загадки самостоятельно.

Чтобы отгадать загадку, детям нужно осуществить ряд операций в следующей последовательности:  выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (анализ); сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними (синтез); на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадать загадку (умозаключение). [21]

Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки, озарения. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение – доказательство. Чтобы побудить ребенка к нему, следует выяснить каким путем он шел, отгадывая загадку. Для этого  можно предложить  ответить на вопросы: «Когда ты догадался? Почему ты так решил?».  Для доказательства нужно выделить в загадке все признаки,  установить все связи между ними, сопоставить их с отгадкой.

Доказательство начинается с объяснения отгадки, которая потом подтверждается перечислением признаков предмета. Этим способом (дедуктивный) дети пользуются чаще всего: в силу возрастных  особенностей они стремятся как можно быстрее дать ответ. Можно поступить по-другому: в начале рассуждения – доказательства дети рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка становится логическим итогом этого рассуждения (индуктивный способ).

Отбирая загадки для работы с детьми, нужно прежде всего исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности  художественного образа и опыта ребенка.

Загадки следует располагать в определенной  последовательности – от простых к более сложным, то есть загадок, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные), к таким, где свойства и признаки предмета завуалированы (метафорически).

Например:

Расту в земле

На грядке я:

Красная, длинная, сладкая.

(морковь)

От загадок с положительным сравнением:

горячо, как огонь,

кругло, как шар.

(солнце)

Можно переходить к загадкам с отрицательным  сравнением        

Черен, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Шесть лап без копыт.(жук) [22]

Устное народное творчество – величайшее достояние  культуры каждого народа. Детский фольклор как специфическая  область устного народного творчества, в которой художественный текст теснейшим образом связан с игрой, является частью  народной педагогики.  

Поэтому  не менее богатый раздел устного народного творчества – загадка. Которые создавались народом  на протяжении  многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Использование загадок поможет педагогам оживить занятия , сделать их более интересными, а значит и усвоение материала – более глубоким и прочным. Загадки развивают любознательность  у детей, интерес к родному языку. Но также загадку можно использовать практически на любом предмете, как например на математике.

Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями. (число, геометрические фигуры и т.д.).Использование загадок на занятиях по математике  способствует знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.  

Из всего этого можно сделать вывод, что детский фольклор не дожжен забываться в педагогике, как что-то устаревшее и никому не нужное.

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста

Первоначальным источником познания является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания  формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают  моделирующей деятельностью и т.д. математика дает огромные возможности для развития мышления. [23]

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей,  должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми исходных математических представлений и понятий. Поэтому содержание обучения должно быть направленно на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий  и вооружение их приемами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением умозаключением. Развивать у детей интерес к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.[24]

Особенности формирования элементарных математических представлений в младшем дошкольном возрасте.

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Дочисловой период обучения является пропедевтическим не только для обучения счету. Большое внимание в младшей группе уделяется упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах, их начинают знакомить с геометрическими фигурами, учат различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Детей учит ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени, правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь.

Особенности формирования элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте.

На пятом году жизни у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств в отношении математических представлений.

Понимание логических определений понятий находится в прямой зависимости от того, как дети первую чувственную степень познания.

Чем богаче будут их представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем  обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям.

Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях и отношениях между предметами, о длительности некоторых временных отрезков ( сутки, неделя, месяц). Они овладевают способами выявления количественных и пространственных отношений, сравнение размеров предметов, счетом и измерением величин.[25]

 В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ новых  для детей действий, при этом меняются наглядные пособия, незначительно варьируется задания, приемы работы.  Так  обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности в освоении новых способов действий. Так же дети постоянно учатся пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как делали, что получилось в результате. При необходимости детям можно дать образец ответа, ставить дополнительные вопросы.

На последующих занятиях они действуют  в основном по словесной инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Постепенно увеличивается объем заданий, они начинают состоять из  2-3 звеньев.[26]

Особенности формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте.
Количество и счет

Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка.

На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти.

В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Детей учат различать порядковый и количественный счет. Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать. Так как именно от этого зависит результат счета.

Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. Порядковый счет используется при определении того, которым, каким по счету стоит предмет.

Детей знакомят с количественным составом числа из единиц в пределах 10, Например, число 3: «Одна кукла, да еще одна матрешка, да еще одна рыбка. Всего три предмета». Обязательно на занятиях следует использовать разнообразный наглядный материал. На протяжении всего учебного года повторяется эта задача. (1.с.22)

В старшей группе у детей формируется понятия о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько частей: на две, на четыре. Например, яблоко. Здесь обязательно нужно обратить внимание детей на то, что части меньше целого, показать это на наглядном примере. Начинать деление предметов на равные части путем сгибания листа бумаги пополам (на 2 части), еще раз пополам (на 4 части). Когда ребята хорошо усвоят деление предметов путем сгибания, используются другие приемы: разрезание ножом, ножницами или разрывание. (1.с.23)

Величина

Дети шести лет должны уметь сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать эти умения в речи («стало длиннее», «веревка толще нитки», «тут шире», «этот предмет шире» и т. д.). Сравнивать группы предметов.

Их учат на глаз определять длину и толщину палки, ширину полоски, ленты, высоту забора и дерева, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов или действий. Например, толщиной в палец, высотой в человека, длинной в два шага и т. д.

Особое место в старшей группе воспитатель отводит упражнениям в группировке и упорядочении предметов по отдельным изменениям: по длине, ширине, высоте, толщине и др. группируя предметы по длине, дети помещают в одну группу те, у которых одинаковая длина, несмотря на их различия в высоте и ширине. 

В старшей группе детей обучают измерять и определять с помощью условной меры величину предметов и объем жидких и сыпучих тел. 

Дети узнают, что разные виды количества измеряются разными мерками. Они усваивают, что считать можно не только отдельные предметы, но и сыпучие и жидкие тела, пользуясь для этого измерениями. (1.с.26)

Геометрические фигуры

     В старшей группе у детей начинают формировать представление о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (4 стороны и 4 угла). Воспитатель учит ребят использовать знакомые геометрические фигуры в целях анализа окружающей действительности, видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Например: мячик, арбуз – шар, стена.

Ориентировка во времени и в пространстве.

        В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
     К приходу в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве: в направлении движения, в определении расположения предметов в помещении, в пространственных отношениях между собой и предметами, а также между самими предметами, в окружающем микростране: знать домашний адрес и адрес детского дошкольного учреждения, дорогу из дома в детский сад.

              Дети в этом возрасте должны свободно называть времена года, месяца, дни недели. В старшей группе происходит знакомство детей с календарем, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Также важно сформировать у ребенка чувство времени. У воспитанников старшей группы можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3,5 и 10 минут, потому что различение этих интервалов жизненно важно для детей: 1 минута – та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складывается 3, 5 и 10 минут.

                Большое значение уделяется развитию умения ориентироваться на плоскости: на листе бумаги, на столе, на доске. Дети находят левую, правую, верхнюю, нижнюю стороны листа, его середину, правый нижний угол стола. Должны уметь располагать предметы в разных пространственных направлениях.

                Приемами обучения ориентировки на плоскости могут быть: зрительный диктант (расположение фигур под диктовку воспитателя), по замыслу, зарисовка геометрических фигур и других предметов на бумаге в клетку.

                                       

Заключение

Обучение   математики   детей  дошкольного  возраста  немыслимо  без использовании   занимательного  материала. При этом роль не  сложного занимательного  материала  определяется  на  основе  учета возрастных возможностей детей и задач  всестороннего развития и воспитания. Так же  в   занимательный  математический материал можно включить и загадку.

Назначении загадки состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главное, существенные свойства, математические отношения,  замаскированные внешними  не существенными данными.

Загадки используются  воспитателем в ходе занятия по математике с целью уточнения, конкретизации знаний детей, при этом загадки подбираются исходя из  цели занятия и уровня развития детей.

Изучение  роли загадки на  математических  занятиях у  детей средней группы (пяти лет)  показало, что  при использовании  загадок у  детей повышается  активность,  появляется заинтересованность.  Так  же при помощи  загадки  легко повторить и  проверить  знания  детей. При чем  дети воспринимают это как игру. Поэтому загадку  можно и нужно включать в занятия.  

Поэтому можно воспитателям дать следующие рекомендации.

  1. включать загадку в занятие. Она поможет вам разнообразить, стимулировать вызвать дополнительный интерес и  желание детей изучению материала
  2. использование загадок поможет  в игровой форме проверить, расширить и закрепить знания детей
  3. в старших группах можно предложить детям составить самим загадки, что поможет проверить знания и понимание материала в интересной для него форме работы.

Список литературы

  1. Т.И.Бабаева В.И.Логинова, Н.А.Ноткина и др.
    Программа развития и воспитания детей в детском саду
    Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2000год
  2. Волина В.
    Праздник числа
    САТ пресс 1996 год
  3. Л.Д.Дерягина
    Математика для малышей в сказках, стихах и загадках
    Литера 2005 год
  4. Е.С.Демина
    Развитие и обучение детей дошкольного  возраста.
     
     «Мозаика – синтез» 2006 год
  5. Составитель Т.Н.Доронова
    Программа и руководство для  воспитателей  средней группы детского сада
    Москва «Просвещение» 1994год
  6. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова,В.П.Новикова
    Математика для дошкольников
    Москва «Просвещение» 1992год.
  7. Ерофеева Т.И.
    Математика для дошкольников
    «Мозаика – синтез» 1998год
  8. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. - М., 1989.,
  9. Житомирский В.Г.
    Геометрия для малышей
    Москва «Просвещение» 1990год.
  10. Журнал дошкольное воспитание  8,2005год
  11. журнал дошкольное воспитание №7 1996 год
  12. журнал дошкольное воспитание №10 1997 год
  13. Под редакцией Е.Е.Зубарева
    Детская литература
    Москва «Просвещение» 1989год.
  14. Ю.Г.Иллариона
    Учите детей отгадывать загадки
    Москва «Просвещение» 1985год
  15. Составитель М.Т.Карпенко
    Сборник загадок
    Москва «Просвещение» 1989год.
  16. Т.С.Комарова, Т.А.Ратанова, Г.В.Быховец, Г.П.Новикова
    Народное искусство в воспитании детей
    Российское  педагогическое агентство 1997 год
  17. Е.Н.Лебеденко
    Формирование представлений о времени у дошкольников
    «Детство – Пресс» 2003год
  18. Составитель И.О.Лагутина
    Загадки, пословицы, поговорки
    Москва «Просвещение» 1985год.
  19. Л.С.Метлина
    Математика в детском саду
    Москва «Просвещение» 1984 год
  20. З.А.Михайлова
    Игровые занимательные задачи для дошкольников
    Москва «Просвещение» 1990 год
  21. В.П.Новикова
    Математика в детском саду
    «Мозаика – синтез» 2005год
  22. Р.Л.Непомнящая, З.А.Михайлова
    Литературный материал с математическим материалом
    Санкт – Петербург 1995 год
  23. Составитель Т.Г.Соболева
    Веселая математика
    «Советская Кубань» 1994 год
  24. Смоленцева, Пустовой
    Математика до школы
    Москва «Просвещение» 1999год
  25. . Е.И.Щербакова
    Методика обучения математики в детском саду
    Москва «Просвещение» 2005год.
  26. Е.И.Щербакова
    Теория и методика  математического развития дошкольника
    Москва – Воронеж 2005 год
  27. . Т.А.Фолькович, Л.П.Барылкина
    Формирование математических представлений
    Москва «ВАКО» 2005 год

картотека загадок

Геометрические фигуры

Нет углов у меня

Вытянут, но ровен я!

Овал

Вот линия замкнулась вдруг,

И получился ровный …

Круг

Вот линия замкнулась вдруг,

И получился ровный круг,

А кто – то круг слегка прижал,

И превратил его в …

Овал

Фигура всем на диво,

Удивительно красива,

У нее как у квадрата

Все стороны одной длинны.

Ромб

Я могу быть рамкой

Могу быть кирпичом.

Зайди в любой обычный дом,

И встретишь там меня кругом.
 Прямоугольник

С детства я знакомый твой
Каждый угол здесь прямой,

Все четыре стороны одинаковой длинны,

Вам представится я рад

А зовут меня

Квадрат

Моя загадка коротка

Три стороны и три угла.

Треугольник

Ты на меня внимательно – внимательно смотри

Ведь у меня всего, всего по три,

Три стороны и три угла,

Три пики – острия.

Треугольник

Жили были два брата:

Старший четырехугольник,

Добродушный и приятный.

Младший треугольный,

Вечно не довольный.

Старший стал расспрашивать

Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему

«смотри: ты полней меня и шире!»,

У меня углов лишь три,

А у тебя четыре?

Квадрат и треугольник

Нет углов у меня
 И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Людям я старинный друг.

Называют меня - …

Круг

цифры

Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…

Ноль

Я у бабушки была,
У нее во всей квартире
Три огромные стола,
Ног у каждого —

Четыре

Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру…

Пять

Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова.

Три

Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут…

Десять

Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если скрутится в клубок.

Ноль

Вот так циферка, взгляни,
У нее и фокус есть —
Ты переверни ее,
И получишь цифру шесть!

Девять

Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру…

Три

Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.

Цифры

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра…

Семь

С хитрым носиком сестрица.
Счёт откроет…

Единица

Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась!

Девять

Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка.

Двойка

Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру…

Шесть

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою…

Четыре

Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У полюсов планеты,
Сколько в целом половинок,
В паре — новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра…

Два

Глядела цифра в зеркало и о сестре мечтала.
Но только свойства одного его видать не знала.
И получила двойника. Как капелька водицы
Сестра похожа на нее. Да только вниз косица.
Шесть и девять

Загадки про время

Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!»

Будильник

Чего нельзя купить
Ни за какие сокровища?

Времени

Вчера было, сегодня есть и завтра будет.

Время

Стоит на месте,
А без устали идет.

Время

Что возвратить нельзя?

Время

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

Время

Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.

Дни Недели

Пришел волк —
Весь народ умолк.
Ясный сокол пришел —
Народ пошел.

День И Ночь

Выросло дерево
От земли до неба.
На дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц,
Седьмое — красное.

Год, Месяцы, Недели, Дни

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет —
Последний лист отпадет.

Календарь

Сам дней не знает,
А другим указывает.

Календарь

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится?

Календарь

Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут.

Месяц

Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга обходят.

Месяцы

Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста — золотая верста.

Неделя

Вы идете спать в 8 часов,
Ставите будильник и просыпаетесь в 9.
Сколько вы спали?

Один Час

Что можно видеть с закрытыми глазами?

Сон

Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит.

Стрелка Часов

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка — только раз,
Та, что выше, — каждый час.

Стрелки Часов

Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, нидремушки.
Он шагом точный счет ведет,
А все же с места не сойдет.

Часы

За стеклянной дверцей
Бьется чье—то сердце —
Тихо так,
Тихо так.

Часы

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.

Часы

Ходят весь век,
А не человек.

Часы

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

Часы

Загадки про времена года

Когда это бывает?
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака.
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.

Весна, Лето, Осень, Зима

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет.

Времена Года

Стоит дерево райское,
На одном боку цветы расцветают,
На другом — листы опадают,
На третьем — плоды созревают,
На четвертом — сучья подсыхают.

Времена Года

У меня есть дерево,
На нём двенадцать веток,
На каждой ветке
Тридцать листьев,
Одна сторона у листа чёрная,
Другая — белая.

Год, Месяцы, Дни И Ночи

Есть семь братьев:
Годами они равны,
А именами разные.

Дни Недели

Была белая да седая,
Пришла зеленая, молодая.

Зима и весна

Времена года
Была белая да седая,
Пришла зеленая да молодая.

Зима И Весна

Одна седая,
Другая молодая,
Третья скачет,
А четвертая плачет.

 Зима, Весна, Лето, Осень

Двенадцать братьев мчат вперёд,
Всегда вперёд, за годом год.
Но им друг друга не догнать.
Скажи, как этих братьев звать?

Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь

Загадки про месяца

Листья клена пожелтели.
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц? Подскажи.

Август

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель —
В гости к нам пришел …

Апрель

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?

Апрель

Назовите—ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

Декабрь

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром.

Зимние Месяцы

Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?

Июль

Теплый, длинный—длинный день.
В полдень — крохотная тень.
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи—ка?

Июнь

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.

Календарь

Худеет с каждым днем толстяк.
И не поправится никак.

Календарь

В зелень наш оделся край —
Нас теплом встречает…

Май

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Май

Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

Март

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад —
Заглянул к нам месяц …

Март

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.

Месяцы

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

Ноябрь

Поле черно—белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи.

Ноябрь

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился...
Что за месяц к нам явился?

Октябрь

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Сентябрь

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?

Сентябрь

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.

Февраль

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?

Февраль

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?

Январь

Разное

В граммах, килограммах тоже
Измерять ее мы можем. 

Масса

Есть отрезок длинный, есть короче,
По линейке его чертим, между прочим.
Сантиметров пять — величина,
Называется она... 

длина

Нужно объяснять кому-то,
Что такое час? Минута?
С давних пор любое племя
Знает, что такое... 

время

Быстрота перемещения
Созвучна слову «ускорение».
Ответьте, дети, мне сейчас,
Что значит 8 метров в час?
 
Скорость



[1] М.Н.Мельников  Русский детский фольклор стр.3

[2] под ред. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей.стр.33

[3] М.Н.Мельников  Русский детский фольклор стр.4

[4] О.И. Лагутина  Загадки, пословицы, поговорки. Стр.12

[5]  М.Н.Мельников  Русский детский фольклор стр. 14

[6] под ред. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей.стр.35

[7] составитель Карпенко М.Т. с сборник загадок стр.3

[8] под редакцией Е.Е.Зубаревой детская литература стр24.

[9] Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки стр.5

[10] под ред. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей.стр.36

[11] Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки стр.7

[12] Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки стр.9

[13] Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки стр.17

[14] М.Н.Мельников  Русский детский фольклор стр.101

[15] Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки стр22

[16] под ред. Комаровой Т.С. Народное искусство в воспитании детей.стр.39

[17] Ю.Г.Илларионова Учите детей отгадывать загадки стр.23

[18]  Михайлова Занимательный математический материал

[19]   журнал дошкольное воспитание №8 2005 год стр.68

[20] Математика до школы

[21]   журнал дошкольное воспитание №8 2005 год стр.68

[22] Математика до школы

[23] Л.С.Метлина Математика в детском саду стр. 49   

[24] журнал дошкольное воспитание №7 1996 год стр.37

[25]   журнал дошкольное воспитание №10 1997 год стр.54

[26] Е.С.Демина Развитие и обучение детей дошкольного  возраста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров

Процесс формирования количественных представлений предполагает  планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств

В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм.

Конспект НОД по развитию эмоциональности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм. (1я младшая группа)Цель: учить детей проживать эмоции удивления, сопере...

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"

Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста при помощи дидактических игр

Содержание проекта:Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:1. Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам2. Психологическая комфортность;3. Наглядность и разнооб...