Мастер класс. Нетрадиционные развивающие игры - логические блоки Дьенеша.
презентация к уроку по математике (средняя группа)

Васюхина Наталия Михайловна

Сегодня, я хотела бы ознакомить вас с логическими блоками Дьенеша.

Меня заинтересовали логические блоки Дьенеша, потому что современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности.

Геометрические блоки Дьениша – это познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям.

 

Слайд:2 Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель.

Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени. 

С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.

Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.

 

Слайд3:

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трёх цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной.

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры

Слайд 4:

В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.

 

Слайд5:  Дети знакомятся с блоками Дьенеша путём обследования. Самостоятельно в свободной форме изучают их в  виде игры.

После этого, мы учим находить блоки по одному признаку.

Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Слайд 6: После того как ребенок находит свободно блоки по одному признаку, мы учим находить блоки по двум признакам.

Слайд 7: Для игровой формы с детьми можно использовать карточки –схемы, с помощью которых детям очень легко ориентироваться в блоках.

Слайд 8: На любом этапе изучения признаков, новый признак можно добавлять только когда ребенок свободно ориентируется в блоках по пройденным признакам.

Я предлагаю вам найти блок по трем признакам.

Многоэтажный дом обозначает, признак большого размера блока.

Одноэтажный дом с одним окном, признак маленького размера блока.

Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение

Слайд9: Так же используем для работы карточки схемы, дети в игровой форме, быстрее ориентируются в признаках.

Слайд 10:  После того как дети усвоили все три признака и легко в них ориентируется, добавляем признак толщину. Человек изображенный на карточке, обозначает признак толщины. Если человек изображен толстый, то и блок нам нужен толстый. Если человек изображен тонкий, то и блок нам нужен будет тонкий.

Слайд 11: Когда дети легко ориентируются во всех 4 признаках, тогда мы можем добавить карточки отрицание.

Не толстый.

Вот мы с вами и познакомились со всеми признаками.

Слайд 12: В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям - это достоинство человека. Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия.

Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).

Слайд 13: Теперь вам необходимо доставить «ценные грузы» (блоки) из п. Сява в г. Нижний Новгород. В пути с «грузами» происходят изменения. Например, если груз был большой, то может стать маленьким. Изменения цвета и формы происходит по часовой стрелки (один шаг) (приложение 3).

Ценный груз- большой, желтый толстый, круг.

Слайд 17: Следующая задача «спасателей» доставить «ценный груз» с продовольствием в один из районов пострадавшего от наводнения. Перед вами карта. Проложите путь своими блоками, избегая «клеток ловушек», следуя указаниям знаков символов, которые могут запретить проход определённых символов (приложение 4).

 

 Вы успешно прошли испытания и можете достойно носить звание «Спасатели».

Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания?

Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть?

 А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?

 Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

 Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

В заключении я хотела бы попросить оценить свой мастер класс.

Если вам понравился мой мастер класс и вы будете использовать в работе со своими детьми то возьмите красную бабочку и посадите её на поляну.

Если вам понравился мастер класс, но вы не будете использовать в своей работе, то возьмите желтую бабочку.

Если вам не понравился мастер класс, тогда возьмите синюю бабочку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс Блоки Дьенеша2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные развивающие игры (логические блоки Дьенеша) Подготовила: воспитатель Васюхина Н.М.

Слайд 2

Золтан Пал Дьенеш ( венг. Zoltán Pál Dienes ; 1916 — 2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета . Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Слайд 11

Спасители

Слайд 14

Доставка груза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование логических блоков Дьенеша по ФЭМП у дошкольников"

конспект мастер - класса, где воспитатели знакомяться с играми, в которых используются блоки Дьенеша...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Мастер-класс "Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию"

Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию дошкольников.Задачи:1. Донести до осознания педагогов необходимости ...

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми»

Ознакомление педагогов с возможностями дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» для дальнейшего применения по развитию воображения у детей....

Мастер-класс для родителей «Использование логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «...