Мастер-класс для родителей: Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша».
материал (старшая группа)

Овчинникова Татьяна Геннадьевна

Мастер -класс для родителей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Калинихинский детский сад №6 «Берёзка»

Воспитатель Овчинникова Татьяна Геннадьевна

Мастер – класс для родителей старшей группы

Тема: Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша».

Цель:

Повысить компетентность родителей в вопросах развития познавательных способностей детей посредством игр математического содержания.

Задачи:

Объяснить родителям значение развивающих игр.

Познакомить родителей с игрой.  Помочь родителям овладеть необходимыми приемами работы с блоками Дьенеша.

Способствовать повышению педагогической грамотности родителей, укреплению партнерских взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

План проведения мастер-класса:

1.Знакомство с блоками Дьенеша.

   Презентация.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Заключение.

Оборудование: блоки Дьенеша, карточки

1 Часть:

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе.

И сегодня я предлагаю вашему вниманию очень занимательную игру «Блоки Дьенеша»

«Только и делают, что играют!» - подумали Вы?

 И это правда!  Ведь, именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным.  Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает, что учится, хотя выполняет задания, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дошкольное детство – это благоприятный период для развития всех психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия и речи, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В современном мире, где происходят глобальные преобразования, наиболее актуальной становится проблема воспитания человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

Как показывает практика, дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, и как правило, лучше подготовлены к школе. Поэтому, в своей работе мы используем разнообразные методики и технологии, которые способствуют интеллектуальному развитию детей.

Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных

форм и методов работы с детьми.

Слайд №1

В своей работе по развитию логико-математических способностей я

использую логические блоки Золтана Дьенеша - всемирно-известного

венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя

прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных

операций, как классификация, группировка предметов по свойствам,

исключение лишнего, анализ, синтез. Дети учатся догадываться, доказывать.

Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с

логическими блоками.

2 Часть

Что же это такое?

Перед вами наборы логических блоков. Они состоят из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)

Работу с блоками Дьенеша мы начали в младшем возрасте. Сначала задания были очень простыми.

 Слайд №2

«Найди такую же фигуру»

«Подбери по цвету»

«Разложи фигуры»

«Помоги медвежонку»

«Угостим медвежонка»

Основная цель- помочь запомнить геометрические фигуры, научиться определять их цвет, величину.

Слайд № 3

Дети росли и задания усложнялись:

«Сколько фигур»

«Художники»

«Магазин»

(Рассказать об игре «Магазин»)

Слайд№4

В старшем возрасте дети знакомятся с карточками –символами.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию несколько игр для старших дошкольников.

Но начала давайте внимательно рассмотрим карточки – символы. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.

1.Игра «Найди клад».

Цель: Развивать мышление. Совершенствовать знания о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

Материал: Блоки Дьенеша, карточки с изображением клада.

Ход игры: Загадывающие выкладывают несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением «Клада». Отгадывающие пытаются выяснить, под какой фигурой находится клад задают вопросы о цвете, форме, размере, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться

2.Игра «Засели домики»

Цель: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Блоки Дьенеша, карточки.

Ход игры: Нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели (цвет, форма, размер).

3. Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Цель: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами. Затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри желтого обруча оказались все желтые фигуры, а внутри синего все круглые.

3.Часть

Уважаемые родители, методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, которые удачно сочетают в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более.

Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя.

 Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с ребёнком, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.

Занимайтесь вместе, покажите, что вам интересно заниматься, играть, творить вместе с вашим ребенком.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.   Ф. и. о.

Ответ родителей

2.   Занимаетесь ли Вы математикой дома с ребёнком? Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребёнком?

3.   Какие игры, пособия по развитию математических способностей есть у    Вас дома?

4.   Нравится ли вашему ребёнку заниматься математикой?

5.   Используете ли Вы для развития умственных способностей ребёнка занимательную математику?

6.   Какие интересные упражнения, игры, задачи-шутки можете предложить другим детям?

7.  Какую бы Вы хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей или воспитателей " Работа с Блоками Дьенеша посредством сказки

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прог...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование логических блоков Дьенеша в конструктивно – модельной деятельности»

Цель данной разработки - познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из блоков Дьенеша....

Мастер класс. Нетрадиционные развивающие игры - логические блоки Дьенеша.

Сегодня, я хотела бы ознакомить вас с логическими блоками Дьенеша.Меня заинтересовали логические блоки Дьенеша, потому что современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания...

Мастер – класс для родителей Развивающие игры с «Цветными счётными палочками Кюизенера» и «Логическими блоками Дьенеша»,

Мастер – класс для родителейРазвивающие игры с «Цветными счётными палочками Кюизенера» и «Логическими блоками Дьенеша»,...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Цветная логика. Блоки Дьенеша"

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить вы...

Мастер-класс для педагогов «Использование с дошкольниками логических блоков Дьенеша по познавательному развитию (ФЭМП)»

Мастер-класс для педагогов"Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольникок" Цель: Продемонстрировать использование в играх ...

Мастер-класс для педагогов "Использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в разных направлениях образовательной деятельности с детьми"

Опыт работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми....