Мастер-класс для педагогов "Использование дидактического материала "Логические блоки Дьенеша" в разных направлениях образовательной деятельности с детьми"
консультация

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Опыт работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_novoe.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.,

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru   

Сайт: http://mdou35elg.edumsko.ru

Мастер-класс

 для педагогов ДОУ

«Использование дидактического материала

«Логические блоки Дьенеша»

в разных направлениях образовательной деятельности с детьми»

Воспитатель:

Орехова Екатерина Сергеевна

высшая квалификационная категория

г. о. Электрогорск

1 СЛАЙД.

Уважаемые, коллеги! Я хочу поделиться с вами своим опытом работы по использованию дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в разных направлениях образовательной деятельности с детьми.

«Логические блоки Дьенеша» в работе с детьми я использую уже три года.

2 СЛАЙД. АКТУАЛЬНОСТЬ

Почему я взяла для работы именно эти блоки?

Во-первых, это пособие очень привлекло меня своим внешним видом и какой-то тайной: что же в них такого…

На первом этапе я изучила этот дидактический материал и поняла: что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

3, 4, 5, 6, 7, СЛАЙД. Что такое «Логические блоки Дьенеша»

Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические игры, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики, а также аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.

Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: формой, цветом, размером и толщиной.

8 СЛАЙД. С чего начать?

Работу с блоками Дьенеша можно начинать с 2-х лет.

Я начала с детьми младшей группы.

Прежде чем использовать блоки Дьенеша в образовательной деятельности необходимо познакомить детей с ними. Свою работу я начала с того, что предложила ребятам самостоятельно познакомиться с блоками, поизучать их, рассмотреть. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности.

Когда дети «привыкли» к блокам можно начинать работу.

Предлагаю вашему вниманию несколько заданий с блоками Дьенеша, которые можно применять в образовательной деятельности с детьми в разных направлениях.

Игра «Мост через ручеек»

Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

Например, возьмем такую образовательную деятельность, как ознакомление с миром природы в младшей группе.

Звучит музыка: «Вот поезд наш едет…».

В.: Ребята! Мне сегодня так захотелось попутешествовать! Давайте, поедем с вами сегодня на лесную полянку?

Дети встают в паровозик и под музыку движутся.

В.: Вот мы и приехали на полянку. Слышите? Что это?

Звучит мелодия «Шум ручейка».

Ответы детей.

В.: Смотрите, ручеек. Мы-то сможем его перешагнуть или перепрыгнуть?

Ответы детей.

В.: Ребята, а вот, например, для муравья этот ручеек, как широкая река. Он не сможем через него переправиться. А ему так надо на другой берег. Что же делать?

Ответы детей.

В.: Нужно построить мост. А помогут нам геометрические фигуры.

Предлагаются карточки-схемы, для строительства моста через ручеек.

Выполняем задание.

В.: Вот и готовы мостики для муравьишек.

Сюжетно-ролевая игра «Билеты на поезд»

В средней группе мы знакомим детей с карточками-символами.

Например, при ознакомлении с социальным миром можно предложить детям сюжетно-ролевую игру: «Билеты на поезд».

Дети любят путешествовать и всегда с удовольствием соглашаются куда-нибудь отправиться.

Воспитатель предлагает детям «купить» билеты.

Билетами на поезд являются блоки. Воспитатель раздаёт каждому ребенку карточку-символ – «денежка» с двумя-тремя свойствами. Используя карточку-символ, ребенок находит блок-билетик на поезд. Затем, имея на руках блок-билетик, ищет соответствующую карточку-символ на стульчике – «место в поезде» и садится на это место.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

В старшей группе в организованной образовательной деятельности можно предложить игру для развития речи, ознакомления с социальным миром у дошкольников «Магазин». Ребёнок приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного или два свойства совпадает с фигурой-денежкой.

Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила (например, увеличить количество свойств при покупке товара).

Конструирование «Транспорт»

В подготовительной группе в образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным миром можно закрепить и расширить знания детей о транспорте, используя альбом «Спасатели приходят на помощь» (стр. 7).

После беседы, рассматривания видов транспорта можно предложить игру «Транспорт к выезду готов».

По схеме собрать: КамАЗ, трактор, грузовик, вездеход, самосвал.

Вариативность

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой образовательной деятельности. А также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.

Вывод

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

Творческий педагог всегда найдет более широкое применение Логическим блокам Дьенеша. А они в свою очередь располагают к профессиональному творчеству.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Занимательные игры с блоками Дьенеша»

Мастер класс для педагогов «Занимательные игры с блоками Дьенеша»...

Мастер класс для родителей по работе с блоками"Дьенеша"

МАстер класс для родителей по работе с блоками"Дьенеша"...

Мастер-класс «Забавная игра для развития ума» (блоки Дьенеша)

Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и  что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно уст...

Мастер-класс для педагогов по теме «Занимательные блоки Дьенеша в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.Задачи мастер-класса:1. Донести...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»

Цели: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...