Методические рекомендации «Использование метода матриц в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация по математике (старшая группа)

Ерхова Зоя Станиславовна

Методические рекомендации

 

«Использование метода матриц

в работе с детьми

дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Использование метода матриц

в работе с детьми

дошкольного возраста»

Ерхова З.С.

25.01.2017г.

(1 слайд)

Педагоги нашего учреждения ищут методы становления и развития мыслительных операций детей дошкольного возраста, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

       Одним из методов, включающих несколько мыслительных операций,  является   морфологический анализ. Автор метода - швейцарский астрофизик Фриц  Цвикки. Суть метода в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие- либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является  основой аналитической деятельности.   Морфологическая таблица может выглядеть в виде матриц.

(2 слайд)

Матрица в математике - это прямоугольная таблица каких- либо элементов (чисел, математических выражений), состоящая из строк и столбцов. Над матрицей можно производить действия по правилам матричной алгебры. (Большой энциклопедический словарь).

Матрица - таблица каких-нибудь математических элементов, состоящая из строк и столбцов (Толковый словарь Ожегова).

Мы  пользуемся таким термином как морфотаблица.  Волшебная дорожка.

Работу с матрицами  мы начинаем с 3- летнего возраста, постепенно увеличивая количество рассматриваемых объектов и их признаков. К середине средней группы детям предлагаются морфологические таблицы без готового объекта: в верхней строке указываются несколько признаков, в столбцах располагаются их значения. Работа над такой таблицей разделена на несколько этапов.

На первом этапе детям предлагается незаполненная морфологическая таблица с заданными признаками – форма, цвет, количество – и  нарисованный объект из геометрических фигур. Дети раскрашивают свой шаблон любыми выбранными цветами, затем заполняют прилагаемую к нему таблицу выбранными цветами для каждой геометрической фигуры, анализируя свою работу.

        

На втором этапе детям предлагается одна из заполненных морфологических таблиц и нераскрашенный объект из геометрических фигур. Дети анализируют предлагаемую таблицу и раскрашивают свой объект уже по заданным параметрам.

2

1

1

        

На третьем этапе таблица предлагается детям без шаблона для раскрашивания. Дети создают свой объект, используя только описанные в таблице данные и своё воображение. При создании готового объекта можно использовать аппликацию, конструирование или рисование.

2

1

2

На последующих этапах детям предлагаются игры типа «Узнай рисунок (аппликацию)»: по заполненной таблице нужно выбрать один из нескольких, «Найди ошибки», «Дополни рисунок (аппликацию)» и т.п. Далее добавляются такие

признаки, как размер и место, что усложняет аналитические и синтетические

операции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Методические рекомендации «Использование в работе с детьми метода проектов»

Методические рекомендации«Использование в работе с детьми метода проектов»...

Методические рекомендации «Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

кратко говорится о проектной деятельности, предлогаю вниманию макет проекта....

Методические рекомендации «Использование конструктивной деятельности в работе воспитателя»

Перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осва...

методические рекомендации "Использование активных методов в общении с родителями"

Взаимодействие с родителями – один из важнейших элементов успешного и качественного образовательного процесса в дошкольной организации.Под взаимодействием семьи (родителей) и ДОУ подразумевается...

Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...