Консультация для педагогов. Использование в работе игры «Волшебный сундучок» и учебно - игровое пособие «Играем в математику».
консультация по математике (старшая группа)

Выборнова Анастасия Станиславовна

Цель: Познакомить педагогов с использование логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_matematiku.konsultatsiya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8»

ЭНГЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для педагогов.

Использование в работе игры «Волшебный сундучок» и учебно - игровое пособие «Играем в математику».

                                                                                                      Воспитатель

Выборнова А.С

Использование в работе игры «Волшебный сундучок» и учебно - игровое пособие «Играем в математику».

Цель: Познакомить педагогов с использование логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Продемонстрировать методы и приемы использования развивающих игр в педагогическом процессе.

Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

Задачи: Познакомить с преимуществами использования логико – математических игр с дошкольниками.

Демонстрационный материал: Игра "Волшебный поясок", «Играем в математику».

План проведения:

Теоретическая часть:

Знакомство с играми;

Использование игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Практическая часть:

Обучение приёмом игры.

  1. Вступительное слово:

Почемучка – двигатель прогресса.

Он взрослых изводил вопросом “Почему?”

Его прозвали “Маленький философ”.

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с той поры он больше никому

Не задает вопроса “Почему?”.

Не правда ли, обыкновенная история взаимоотношений взрослого и ребенка? Ребенок – маленький исследователь: он получает благодаря органам чувств разлиную информацию о мире и остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. А мы, как всегда, очень заняты… И все реже нам дети задают вопросы.

Парадоксально, но в дальнейшем перед родителями и педагогами встает задача научить малыша задавать такие вопросы, чтобы из ответов он мог получать исчерпывающую информацию о предмете. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. Многие открытия в науке и технике оказались возможными в результате ответов на правильно заданные вопросы.  А есть ли сегодня в арсенале педагогики игры, позволяющие “вытягивать” знания, научить задавать “сильные” вопросы и решать проблемы? Есть! И одна из таких игр “ДА-НЕТка”.

1.   Предлагаю вам версию “ДА-НЕТки” – игра “Волшебный поясок” – учит точно задавать вопросы и попутно развивает другие интеллектуальные умения.

"Волшебный поясок"

Правила игры.

Ведущий задумывает один из предметов, изображенных на карточке. Другой участник (или участники) должен отгадать задуманный предмет, задавая вопросы, на которые ведущий может отвечать только “Да” или “Нет”.

Дополнительно правило: поясок можно делить меткой (прищепкой) на две части, сужая поле поиска и облегчая поиск задуманного предмета. Например, дети могут задать такой вопрос: “Картинка находится слева от метки”?

“Волшебный поясок” можно использовать для систематизации знаний в любой области: математике, ознакомлении с окружающим миром, эклоги и т.д. Вот, например, как можно играть с волшебным пояском, используя комплект “Геометрические фигуры”.

Фигуры расставляем в пояске в любом порядке. Задумываем фигуру (пусть это будет круг). Ребенок, предположим, устанавливает метку посередине пояска.

И задает вопросы. Часто дети неточно формулируют вопрос. Например: “Винт расположен горизонтально или вертикально?”. Тогда ведущий не дает ответа на такой вопрос. Он говорит: “Вопрос неточен. Повтори попытку”. Если опять неудача, предлагает варианты вопросов.

Варианты игр с волшебным пояском.

“Окрошка”.

В пояс вкладываются картинки различной тематики: мебель, животные, транспорт.

Тогда вопросы могут звучать иначе: - Это гриб? – Нет.

- Это транспорт? – Да.

“Угадай по части” (по подсистеме).

Пример вопроса:

- У этого предмета есть руль? – Да.

Ребенок догадывается, что речь идет о транспорте.

“Угадай по функции”.

В этой игре можно задавать только такие вопросы, которые обозначают, что делают с предметом или что предмет делает. Например:

- Его можно есть? – Нет.

- На нем можно ездить? – Да.

“Сколько”.

Нужно придумать как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько в пояске геометрических фигур?”, “Сколько красного цвета?”, “Сколько квадратов?”, “Сколько кругов?”, “Сколько животных?” и др.

За каждый придуманный вопрос – фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

  2.   Еще одно не менее занимательное и познавательное пособие «Играем в математику».

С помощью этого игрового пособия ребята научатся не просто считать, но и использовать цифры в игре для обозначения количества; освоят сложение и вычитание, сравнение множества и чисел; познакомятся с последовательностью и зависимостью чисел; научатся обозначать местонахождение предмета при помощи координат; и даже смогут шифровать информацию, превращая слова в набор цифр.

Пособие рассчитано на детей 5-7 лет, но и взрослым будет интересно выполнять задачки, используя логику и умение ориентироваться на плоскости. Для игры желательно привлечь несколько человек.

Первая игра – «Паук» и «Муха».

Смысл игры в том, что нельзя повторять одну и ту же запись, таким образом, победителем станет та команда, чье войско больше. Для усложнения можно сплести своеобразную паутину, распределив «пауков» по игровому полю, тут уж задача «мух» не попасть в сети противника

Следующая игра «Цифры и стрелки» предлагает двум командам расшифровывать изображения, обозначенные при помощи цифр и стрелок. Их число одинаково у обеих команд, а вот изображения – разные, т.к. количественное значение цифр и направления стрелок у каждой команды свое. Один ход – это линия длиной в одну клетку. Оба игрока начинают с одинаковой точки отсчета на плоскости. Выигрывает тот, кто правильно расшифрует изображение целиком.

Игра «Получи подарок» способствует освоению навыков ориентации на плоскости, используя пересечение вертикальных и горизонтальных координат. Игровое поле разделено на 10 ячеек по вертикали и по горизонтали. Вообразим, что это десятиэтажный дом с десятью подъездами. Этажи обозначают высокие цифры, а подъезды – низкие. Участникам надо найти подарки, которые оставил Карлсон. С этой целью игрок ищет подарок на пересечении рядов, то есть на определенном этаже, в определенном подъезде. Таким образом необходимо обнаружить все призы. Игру можно усложнить, если отвернувшись от поля, попытаться угадывать местоположение предмета, называя координаты по вертикали и горизонтали.

Робот «Увеличитель» и Робот «Уменьшитель» помогут ребятам освоить сложение и вычитание в игровой форме. Поставив 2 цифры на цветные квадраты, можно определить их сумму или разницу, проведя две линии от цифр до пересечения.

Игра «Компьютерный вирус» - это аналог анаграммы, представляет собой закодированное при помощи цифр слово. Для этого используется прилагаемое поле с буквами и номерами. Второй игрок это слово должен расшифровать и составить из имеющихся букв другое слово, зашифровав его точно таким способом. Предлагаются варианты пар слов с картинками. Вы можете усложнить игру, придумав более длинные слова, например, «апельсин» можно превратить в «спаниель».

Заключение:

Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе с семьёй"

Данная консультация позволяет раскрыть аспект общения педагога и родителей посредством информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии упрощают взаимодействие с семьёй....

Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"

Ковролин - материал интересный, необычный и очень приятный на ощупь. Если у вас остался кусок, не выбрасывайте, а смело применяйте в работе с детьми....

Консультация для педагогов: "Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми".

В данном материале вы узнаете об использовании пиктограмм в работе с неговорящими детьми....

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе педагога". 2020 -2021 учебный год

Использование ИК- технологий в работе педагога  с детьми и родителями...

Многофункциональное дидактическое пособи – игра «Волшебный сундучок»

Аннотация. В статье представлена авторская дидактическая разработка – многофункциональная настольная игра «Волшебный сундучок». Она включает несколько комплексов заданий: выполнив од...

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе педагога"

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе педагога"...